Гран При Бельгии: Трасса и статистика

FORMULA 1 MOËT & CHANDON BELGIAN GRAND PRIX 2025
Дата Трасса Длина круга Кругов Дистанция
25-27/07/2025 Спа 7004 м 44 308.052 км
Официальный сайт

Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы – красивые, удобные, безопасные, но очень похожие.

В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.

18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508,3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.

Гран При Бельгии 1953 года

Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе невозможно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут. 12 июня 1966 года это чуть не стоило жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.

В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.

Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и обновлённый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.

В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.

В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве, и несмотря на оперативное вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.

Перед этапом 2022 года в Спа прошла серьёзная реконструкция, на которую выделили 80 млн. евро. Знаменитое шале в повороте Eau Rouge с отличным видом на гоночную трассу, пришлось снести – оно находилось на участке, который решили освободить для расширения зоны безопасности. В последние годы там произошло несколько серьёзных аварий, в которых сначала в 2019-м погиб Антуан Юбер, а в 2023-м – Дилано ван'т Хофф.

В поворотах La Source, Raidillon, Blanchimont, Les Combes и Stavelot расширили зоны безопасности и сделали гравийные ловушки в соответствии с требованиями мотоциклетной федерации FIM

Действующий контракт предусматривает проведение Гран При Бельгии в Спа до 2025 года, а потом этап будет чередоваться с другими гонками. Контракт гарантирует проведение гонки в 2026, 2027, 2029 и 2031 годах, а в 2028 и 2030-м её место займёт другой европейский Гран При.

Особенности трассы

Трасса в Спа – самая длинная в календаре сезона – 7004 метра, соответственно гонка включает наименьшее число кругов – 44. Разница между самой высокой точкой (Les Combes) и самой низкой (Stavelot) – около 100 метров, это самый большой перепад высот в сезоне.

Бельгийская трасса – вторая в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимальной конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к хорошему сцеплению с асфальтом среднем секторе.

При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах команды традиционно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию, но важно, чтобы гонщики чувствовали уверенность в машине.

В Спа высокий расход топлива – из-за длинных отрезков с полностью нажатой педалью газа, включая 25 секунд от La Source до Les Combes, но с рекуперацией энергии в широких и быстрых поворотах проблем нет.

На скоростной трассе гонщики не так много атакуют поребрики, поэтому баланс настроек подвески смещён в сторону большей скорости, а чтобы противодействовать высоким перегрузкам в Eau Rouge и Raidillon нужны эффективные механические настройки.

Нагрузка на тормоза средняя – лишь три точки серьёзного торможения (La Source, Les Combes и Bus Stop). Старт гонки часто сопровождают аварии, велика вероятность выезда автомобиля безопасности.

Энрико Гуалтьери, моторист Ferrari: «Трасса в Спа, несомненно, является одной из самых красивых и сложных в календаре, как для гонщиков, так и для инженеров. Особенно сложно найти идеальный баланс для всего семикилометрового круга.

С точки зрения силовой установки трасса тоже достаточно сложная, поскольку более минуты гонщик нажимает педаль газа в пол. Именно поэтому важно, чтобы двигатель обеспечивал достаточно мощности, которой никогда не бывает много. При этом мотор должен обеспечивать максимальную эффективность на разгоне, особенно на выходе из первого и последнего поворотов. Кроме мощности самой по себе, накопление энергии посредством MGU-H также будет иметь ключевое значение, как и эффективность силовой установки в целом.

Даже до появления DRS обгонять на бельгийской трассе было достаточно просто, но во многом эта простота зависит от уровня прижимной силы. С низким уровнем максимальная скорость в конце прямой Kemmel очень высокая, но при этом возникает риск серьёзных проблем на втором секторе.

Если выбрать средние или максимальные настройки прижимной силы, то можно хорошо выступить в квалификации, но в гонке вас будут обгонять, и у вас самих возникнут проблемы с обгонами соперников даже с DRS. Добавьте к этому непредсказуемую погоду, которая может меняться на разных участках трассы, и вы получите головоломку, которую приходится решать на этой трассе».

Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2024 года
Событие Погода Гонщик Команда Время
Первая тренировка Облачно. Сухо М.Ферстаппен Red Bull 1:43.372
Вторая тренировка Облачно. Сухо Л.Норрис McLaren 1:42.260
Третья тренировка Пасмурно. Дождь М.Ферстаппен Red Bull 2:01.565
Квалификация Пасмурно. Дождь М.Ферстаппен Red Bull 1:53.159
Лучший круг в гонке Солнечно. Сухо С.Перес Red Bull 1:44.701

Спа - вид на поворот Eau Rouge

Расписание уик-энда

За ходом всех сессий Формулы 1 вы можете следить на нашей странице прямых трансляций.

Расписание Гран При Бельгии. Время московское
День Событие Время
25/07 Формула 3. Первая тренировка 09:45 - 10:30
25/07 Формула 2. Первая тренировка  11:00 - 11:45
25/07 Формула 1. Презентация машин 12:00 - 13:00
25/07 Формула 1. Первая тренировка  13:30 - 14:30
25/07 Формула 3. Квалификация 15:00 - 15:30
25/07 Формула 2. Квалификация 15:55 - 16:25
25/07 Формула 1. квалификация к спринту 17:30 - 18:14
26/07 Формула 3. Гонка (12 кругов или 40 минут + 1 круг) 10:15 - 11:00
26/07 Формула 1. Спринт (15 кругов или 60 минут) 13:00 - 13:30
26/07 Формула 2. Спринт (18 кругов или 45 минут + 1 круг) 14:45 - 15:35
26/07 Формула 1. Квалификация 17:00 - 18:00
27/07 Формула 3. Гонка (15 кругов или 45 минут + 1 круг) 09:30 - 10:20
27/07 Формула 2. Гонка (25 кругов или 60 минут + 1 круг) 11:00 - 12:05
27/07 Формула 1. Парад пилотов  14:00 - 14:30
27/07 Формула 1. Гран При Бельгии (44 круга или 120 минут)  16:00 - 18:00

Комплекты шин, выданные командам на уик-энд

Выбор составов для Гран При Бельгии

Для этапа с субботним спринтом в Спа в Pirelli на этот раз выбрали составы "через один" – C1 и С3 в качестве Hard и Medium для гонки, и C4 в роли Soft для квалификации. Это одна из трасс с высоким средним уровнем нагрузки на шины, но нагрузка не достигает пиковых значений, как в Сильверстоуне и Сузуке.

На трассе присутствуют все типы поворотов, соединенные скоростными участками, что затрудняет командам поиск компромисса между прижимной силой и скоростью. Нередко машины, которые очень сильны на быстрых первом и третьем секторах, испытывают трудности на более медленном втором, или наоборот.

Некоторые сочетания поворотов, например Eau Rouge-Raidillon, обладают уникальными характеристиками, в данном случае – нагрузкой сжатием, которая влияет на гонщика и на машину.

На уик-энд с субботним спринтом гонщики получают на один комплект сликов меньше, чем обычно. Каждый получит по 12 комплектов шин для сухой погоды: шесть комплектов Soft и по два Medium и Hard. В прошлом году большинство гонщиков проехали дистанцию с двумя пит-стопами, только пятеро ограничились одним. 

Трасса в Спа

Достижения действующих гонщиков в Бельгии

Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии
Гонщик ГП Очки Круги Лучший поул 1-й ряд быстр
круг
подиум победа
все лидер старт финиш
Ф.Алонсо 19 85 582 7 3 2       3  
Л.Хэмилтон 18 222,5 578 195 1 1 6 9 3 11 5
Н.Хюлкенберг 12 37 395   7 4          
М.Ферстаппен 10 109,5 315 62 1 1 1 2 1 5 3
К.Сайнс 10 25,5 233 19 1 3 1 1   1  
Э.Окон 8 35 308   3 5          
Л.Стролл 8 5 308   9 9          
Ш.Леклер 7 65 221  42 1 1 3 3   3 1
П.Гасли 7 14 265   6 6          
Д.Расселл 6 29 185 14 2 2   1   1  
Л.Норрис 6 22 220   4 5          
А.Элбон 5 19 220   5 5          
Ю.Цунода 4 1 133   11 10          
О.Пиастри 2 18 44 4 5 2       1  
Антонелли, Берман, Бортолето, Колапинто и Хаджар в Гран При Бельгии не участвовали, Лоусон выезжал только на свободных заездах

Макс Ферстаппен: «Гонки в Спа всегда получаются интересными. Я родился в местечке, что в часе езды от трассы, так что во многом это для меня домашний Гран При.

В дни бельгийского уик-энда вы можете увидеть много людей в оранжевом и кемпинги, полные голландских болельщиков – всё это придает мне дополнительные силы. Трасса проложена через лес, что отличает её от других. Eau Rouge – уникальный поворот, но мой любимый всё-таки Pouhon.

В Спа надо обязательно попробовать бельгийские вафли и картофель-фри – это не только дань традиции, но ещё и очень вкусно».

Гран При Бельгии : Все этапы
Дата Трасса Поул Победитель
28/07/24 Спа Ш.Леклер Ferrari Л.Хэмилтон Mercedes
30/07/23 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull
28/08/22 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull
29/08/21 Спа М.Ферстаппен Red Bull М.Ферстаппен Red Bull
30/08/20 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
01/09/19 Спа Ш.Леклер Ferrari Ш.Леклер Ferrari
26/08/18 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Ferrari
27/08/17 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
28/08/16 Спа Н.Росберг Mercedes Н.Росберг Mercedes
23/08/15 Спа Л.Хэмилтон Mercedes Л.Хэмилтон Mercedes
24/08/14 Спа Н.Росберг Mercedes Д.Риккардо Red Bull
25/08/13 Спа Л.Хэмилтон Mercedes С.Феттель Red Bull
02/09/12 Спа Д.Баттон McLaren Д.Баттон McLaren
28/08/11 Спа С.Феттель Red Bull С.Феттель Red Bull
29/08/10 Спа М.Уэббер Red Bull Л.Хэмилтон McLaren
30/08/09 Спа Д.Физикелла Force India К.Райкконен Ferrari
07/09/08 Спа Л.Хэмилтон McLaren Ф.Масса Ferrari
16/09/07 Спа К.Райкконен Ferrari К.Райкконен Ferrari
11/09/05 Спа Х.П.Монтойя McLaren К.Райкконен McLaren
29/08/04 Спа Я.Трулли Renault К.Райкконен McLaren
01/09/02 Спа М.Шумахер Ferrari М.Шумахер Ferrari
02/09/01 Спа Х.Монтойя Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/00 Спа М.Хаккинен McLaren М.Хаккинен McLaren
29/08/99 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Култхард McLaren
30/08/98 Спа М.Хаккинен McLaren Д.Хилл Jordan
24/08/97 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
25/08/96 Спа Ж.Вильнев Williams М.Шумахер Ferrari
27/08/95 Спа Г.Бергер Ferrari М.Шумахер Benetton
28/08/94 Спа Р.Баррикелло Jordan Д.Хилл Williams
29/08/93 Спа А.Прост Williams Д.Хилл Williams
30/08/92 Спа Н.Мэнселл Williams М.Шумахер Benetton
25/08/91 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
26/08/90 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
27/08/89 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
28/08/88 Спа А.Сенна McLaren А.Сенна McLaren
17/05/87 Спа Н.Мэнселл Williams А.Прост McLaren
25/05/86 Спа Н.Пике Williams Н.Мэнселл Williams
15/09/85 Спа А.Прост McLaren А.Сенна Lotus
29/04/84 Зольдер М.Альборето Ferrari М.Альборето Ferrari
22/05/83 Спа А.Прост Renault А.Прост Renault
09/05/82 Зольдер А.Прост Renault Д.Уотсон McLaren
17/05/81 Зольдер К.Ройтеман Williams К.Ройтеман Williams
04/05/80 Зольдер A.Джонс Williams Д.Пирони Ligier
13/05/79 Зольдер Ж.Лаффит Ligier Д.Шектер Ferrari
21/05/78 Зольдер М.Андретти Lotus М.Андретти Lotus
05/06/77 Зольдер М.Андретти Lotus Г.Нильсон Lotus
16/05/76 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
25/05/75 Зольдер Н.Лауда Ferrari Н.Лауда Ferrari
12/05/74 Нивель К.Регаццони Ferrari Э.Фиттипальди McLaren
20/05/73 Зольдер Р.Петерсон Lotus Д.Стюарт Tyrrell
06/06/72 Нивель Э.Фиттипальди Lotus Э.Фиттипальди Lotus
07/06/70 Спа Д.Стюарт March П.Родригес BRM
09/06/68 Спа К.Эймон Ferrari Б.Макларен McLaren
18/06/67 Спа Д.Кларк Lotus Д.Герни Eagle
12/06/66 Спа Д.Сертис Ferrari Д.Сертис Ferrari
13/06/65 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
14/06/64 Спа Д.Герни Brabham Д.Кларк Lotus
09/06/63 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
17/06/62 Спа Г.Хилл BRM Д.Кларк Lotus
18/06/61 Спа Ф.Хилл Ferrari Ф.Хилл Ferrari
19/06/60 Спа Д.Брэбэм Cooper Д.Брэбэм Cooper
15/06/58 Спа М.Хоторн Ferrari Т.Брукс Vanwall
03/06/56 Спа Х.М.Фанхио Ferrari П.Коллинз Ferrari
05/06/55 Спа Э.Кастелотти Lancia Х.М.Фанхио Mercedes
20/06/54 Спа Х.М.Фанхио Maserati Х.М.Фанхио Maserati
21/06/53 Спа Х.М.Фанхио Maserati А.Аскари Ferrari
22/06/52 Спа А.Аскари Ferrari А.Аскари Ferrari
17/06/51 Спа Х.М.Фанхио Alfa Romeo Н.Фарина Alfa Romeo
18/06/50 Спа Н.Фарина Alfa Romeo Х.М.Фанхио Alfa Romeo
Читайте ещё