Бельгия'74: Безопасность дорожного движения

Гонка #240: 12 мая 1974 года. Гран При Бельгии. Нивель-Болер
Поул Клей Регаццони (Ferrari 312B3) – 1:09,82 (192,014 км/ч)
Лучший круг Денни Халм (McLaren M23) – 1:11,31 (188,002 км/ч)
Победитель Эмерсон Фиттипальди (McLaren M23) – 1:44,20,57 (182,019 км/ч)

После отказа от использования трассы в Спа национальный Гран При по очереди принимали две бельгийские трассы – Нивель-Болер и Цольдер. В 1974 году пришла очередь валлонской Нивель-Болера. Это был новый автодром, построенный неподалёку от Брюсселя в 1971 году специально для замены Спа, которую признали слишком опасной.

Именно по этой причине архитектор трассы Роже Кени сделал акцент на безопасности. У него получился короткий 3,7-километровый трек, почти без перепадов высот, с большими зонами вылета. Своих целей Кени достиг, но несколько перестарался. По почти единодушному мнению пилотов и зрителей трасса получилась слишком безопасной – унылые, безликие повороты не доставляли пилотам никакого удовольствия, а из-за обширных зон вылета зрители оказались непривычно далеко от трассы.

Популярностью трек не пользовался, уже в 1974 году организаторы обанкротились, но провести Гран При им удалось – благодаря спонсорам.

Ситуация в чемпионате разительно отличалась от той, к которой зрители привыкли за последние годы. На протяжении нескольких сезонов главными претендентами на титул были Tyrrell и Lotus, но в 1974-м всё изменилось. В центре внимания оказалось сражение McLaren и Ferrari, причём если команду из Уокинга представляли два чемпиона мира, Денни Халм и Эмерсон Фиттипальди, то в Скудерии зажглись новые имена – Клей Регаццони и Ники Лауда.

Трасса Нивель-Болер

Приглашение Лауды в Ferrari было решением смелым. Молодого австрийца руководству команды рекомендовал Регаццони, но он оставался малоизвестным гонщиком, лишь однажды за два года выступлений заработавшим очки. Луку ди Монтедземоло, возглавившего команду, это не смутило – ему нужна была свежая кровь.

Ники оправдал выданные ему авансы в первой же гонке, финишировав вторым, на позицию выше Регаццони. Затем был поул в ЮАР и хет-трик в Испании, так что несмотря на два схода, перед Гран При Бельгии Лауда занимал второе место в чемпионате, всего одно очко уступая своему не столь быстрому, но более стабильному напарнику. Впрочем, оба пилота McLaren уступали лишь несколько очков, вся борьба была ещё впереди.

С точки зрения интереса участников Формула 1 переживала расцвет. Организаторы Гран При сделали всё, чтобы на старт вышло как можно больше машин, зарезервировав 31 стартовую позицию. Однако заявок поступило 32. Лишний, как обычно, отсеялся в квалификации – им стал 31-летний дебютант и первый финский гонщик в Формуле 1 Лео Киннунен.

Лучшему времени Лео проиграл катастрофически много – почти 19 секунд, за большую часть этого отставания отвечала техника. Только по ходу заездов Киннунен выяснил, что арендованная им старенькая машина Surtees TS16 ранее использовалась как тестовое шасси, была слишком тяжёлой – и с повреждённым монококом.

Том Прайс на машине Token в Бельгии, 1974. © John Millar

Киннунен был не единственным дебютантом. Впервые принял участие в чемпионате действующий победитель «24 часов Ле-Мана» Жерар Лярусс, севший за руль немного устаревшей Brabham BT42 команды Scuderia Finotto. На аналогичной машине, но в заводской команде дебютировал Тедди Пилетт, сын гонщика 50-х годов Андре Пилетта. Впервые вышла на старт команда Token Racing с новичком Томом Прайсом за рулём.

Поул впервые в сезоне завоевал Регаццони. Швейцарцу не помешало даже то, что после вылета ему пришлось пересесть на запасную машину – на коротком бельгийском треке он более чем на секунду превзошёл конкурентов! Не меньшим сюрпризом стало то, что второе время показал Джоди Шектер на Tyrrell. Новая 007 работала всё лучше, обещая в будущем стать грозным оружием, а пока разделила на стартовой решётке две Ferrari.

Эмерсон Фиттипальди уступил Лауде всего 0,03 секунды, но в итоге оказался четвёртым, впереди Lotus Ронни Петерсона. Лидер команды Фрэнка Уильямса Артуро Мерцарио вновь продемонстрировал отличный темп, показав шестой результат, далее следовали Жан-Пьер Бельтуаз на BRM и Жозе Карлус Пасе на Surtees. Команда Hesketh уже третью гонку проводила на собственном шасси 308, и Джеймс Хант показал на нём девятое время.

На старте Регаццони сохранил лидерство, Фиттипальди вышел на второе место, опередив Шектера и Лауду, далее следовал Петерсон, а на шестую позицию прорвался Хант. После этого ситуация в группе лидеров стабилизировалась – обгонять в Нивеле было очень сложно. Единственным возмутителем спокойствия оказался Лауда, опередивший Петерсона на третьем круге, а Шектера – на восьмом. Кроме того, Депайе, впервые получивший новую Tyrrell 007, прорвался с девятой позиции на седьмую.

Старт Гран При Бельгии 1974 года.

На протяжении почти двух десятков кругов в гонке практически ничего не происходило, пока, наконец, лидеры не догнали круговых. В те времена пропускать обгоняющих они не торопились, так что выйти вперёд порой было нелегко. Этим воспользовался Шектер, опередивший Лауду, когда того придержал Мико – впрочем, через несколько кругов Ники ответил тем же, когда уже южноафриканец потерял темп из-за кругового.

На 39-м круге из-за кругового пострадал лидер гонки – Регаццони при попытке опередить Лярусса вынужден был выехать на траву. Он почти сразу вернулся на трассу, но Фиттипальди и Лауда успели проскочить. Кругом ранее Петерсон вынужден был заехать в боксы из-за вибраций – механики смогли починить его Lotus, но швед откатился в хвост пелотона.

Благодаря этому на пятое место поднялся Хант, но ненадолго – на 46-м круге на его Hesketh сломалась задняя подвеска. Теперь пятый Хэйлвуд, но тоже ненадолго – уже спустя круг он ошибся в шпильке и потерял несколько позиций. Пятую позицию унаследовал Депайе, однако и он продержался на нём недолго – шины и тормоза на его Tyrrell серьёзно износились, так что на 53-м круге французу пришлось отправиться на пит-лейн.

На пятое место поднялся Бельтуаз и продержался на нём достаточно долго, затем пропустил Хэйлвуда и Жарье, но у обоих ближе к концу гонки начались технические проблемы, так что пятым всё же финишировал пилот BRM. В первой четвёрке за всё это время произошло только одно изменение – на самом последнем круге на Ferrari Регаццони закончилось топливо, и хотя он пересёк линию финиша накатом, его успел обогнать Шектер.

Подиум Гран При Бельгии 1974 года

Нельзя сказать, что остальные ничего не пытались сделать. Лауда вплотную преследовал Фиттипальди на протяжении большей части дистанции, но ошибок бразилец не допускал, а возможностей для обгона трасса практически не предоставляла. Ники пошёл в атаку на финишной прямой, но лишь благодаря тому, что Эмерсон немного ошибся и слишком рано приподнял ногу с педали газа. Тем не менее, Фиттипальди выиграл, опередив Ferrari на 0,35 секунды.

Вторая победа в сезоне позволила Фиттипальди захватить лидерство в чемпионате, но отрывы оставались минимальными. Однако очередная неудача Халма, который хотя и показал лучший круг гонки, финишировал только шестым, облегчила Эмо задачу – теперь бразилец был практически безоговорочным лидером McLaren, тогда как гонщики Ferrari сражались ещё и между собой. Третье место Шектера стало первым подиумом в сезоне для чемпионской Tyrrell.

Что касается бельгийской трассы, то в Нивель-Болер Формула 1 больше не возвращалась. Попытка организовать здесь Гран При в 1976 году провалилась, так как старый асфальт начал сыпаться, а денег на реконструкцию у владельцев не было. Парадоксально, но ещё недавно «самая безопасная» трасса календаря была исключена из него из-за своей опасности.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё