Бельгия’02: Бойня у Мальмеди

Михаэль Шумахер на трассе в Спа, 2002 год
Гонка #694: 9 сентября 2002 года. Гран При Бельгии, Спа
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:43,726 (241,664 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:47,176 (233,884 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:21:20,634 (225,983 км/ч)

Автодром Спа-Франкоршам, или просто Спа, изначально появился в 1921 году как временная 15-километровая трасса по обычным дорогам, расположенным между городками Франкоршам, Мальмеди и Ставло. Даже в те времена она находилась достаточно далеко от Спа, но этот бельгийский город был самым известным в провинции Льеж – именно ему и местным минеральным водам обязан своим происхождением термин spa («лечебный курорт»), поэтому и трасса получила такое название.

Сегодня Франкоршам входит в состав Ставло, и современная, 7-километровая версия трассы, фактически, находится между ним и Мальмеди. При этом Мальмеди тоже оставил свой след в истории, хотя и гораздо более печальным образом – здесь во время Второй мировой войны, 17 декабря 1944 года, произошла так называемая «Бойня у Мальмеди» (Malmedy massacre), когда группа немецких солдат расстреляла пленных американцев.

Об этом эпизоде войны у нас знают мало, но в США и европейских странах он широко известен. Поэтому слово «бойня» (massacre), которое нередко применяется в спортивной журналистике как характеристика тотального преимущества одного спортсмена (или команды) над другим, по отношению к Гран При Бельгии стараются не использовать. Однако то, что произошло в Спа в 2002 году, трудно назвать как-то иначе.

Как мы рассказывали, в первой половине и середине чемпионата 2002 года преимущество Ferrari было не так уж велико, но соперники постоянно допускали ошибки и теряли очки, так что титул Михаэль Шумахер гарантировал себе уже в июле. Но после этого ситуация разворачивалась удивительным образом.

Дэвид Култхард на трассе в Спа, 2002 год

Во-первых, к концу сезона отрыв Ferrari от конкурентов не сократился, а вырос, так что в последних гонках бороться с алыми машинами было просто некому. Во-вторых, Шумахер, чувствовавший вину за произошедшее на Гран При Австрии (хотя как раз Михаэль не был в этом виноват), начал дарить напарнику одну победу за другой. В концовке сезона Шумахер попросту отдал Баррикелло победы на Нюрбургринге, в Венгрии, Италии и США. Исключением стал Гран При Бельгии – трасса в Спа всегда была для Михаэля на особом счету, и здесь подарков он никому делать не собирался.

Самое удивительное, что в Бельгии пилоты на шинах Michelin получили, наконец, очевидное преимущество над клиентами Bridgestone. В числе 11 лучших в квалификации было девять машин на французских шинах. Но даже это не помешало Михаэлю Шумахеру занять первую строчку, с весьма солидным отрывом от показавшего второе время Кими Райкконена на McLaren – более 0,4 секунды.

Баррикелло был не так быстр, но всё же достаточно для того, чтобы оказаться третьим. Он на какое-то мгновение опередил Williams Ральфа Шумахера. Монтойя заметно уступил напарнику, но на стартовой решётке оказался рядом с ним, пятым. Все остальные, начиная с Дэвида Култхарда, проиграли Шумахеру-старшему более секунды.

Так как на дистанции F2002 была традиционно сильна, соперникам Ferrari оставалось надеяться лишь на неудачный старт пилотов Скудерии. Однако они начали гонку блестяще – Шумахер зашёл в La Source намного раньше остальных, а Баррикелло сумел оттеснить Райкконена на третье место. Пелотон опять возглавили две алые машины.

Старт Гран При Бельгии 2002 года

Обычно гонки в Спа проходят достаточно интересно, но, к разочарованию собравшихся на трибунах зрителей, это был не тот случай. Едва ли не единственный обгон произошёл на втором круге, когда Райкконен неожиданно потерял скорость перед Stavelot – и его опередил Монтойя. После этого событий в гонке почти не происходило. Шумахер мгновенно умчался от всех, включая напарника, а тот, в свою очередь, быстро оторвался от Хуана-Пабло.

Михаэль поехал в боксы достаточно рано, на 17-м круге, но к этому моменту опережал Монтойю настолько, что и выехал впереди него, пропустив только Баррикелло. Спустя круг Рубенс и Хуан-Пабло тоже отправились в боксы, затем Култхард – и позиции остались прежними, за исключением того момента, что из-за заминки на пит-стопе Кими оказался позади напарника. Впрочем, на конечный результат это не повлияло – незадолго до финиша на McLaren финна сгорел мотор.

Сгоревшие двигатели стали едва ли не главным развлечением для зрителей на трибунах. Трасса в Спа очень требовательна к силовым установкам, даже в большей степени, чем Монца. Не выдержали этих нагрузок, помимо Mercedes Райкконена, мотор Ferrari на Sauber Фелипе Массы, Honda на Jordan Джанкарло Физикеллы и BAR Оливье Паниса, а также Renault на обеих машинах заводской команды. Причём, за исключением Renault Дженсона Баттона, все остальные поломки моторов произошли между 35 и 39 кругами.

Кроме того, сломалась коробка на Minardi Марка Уэббера, вылетел с трассы его напарник Энтони Дэвидсон, а на Jaguar Педро де ла Росы на полной скорости разрушилась задняя правая подвеска – испанцу повезло ни в кого не врезаться. Из остальных событий на трассе можно вспомнить разве что разворот Ральфа Шумахера, после которого он потерял много времени, нажав не на ту кнопку и пропустив Renault Трулли, но так как Ярно всё равно сошёл, на итоговый расклад это не оказало никакого влияния.

Михаэль Шумахер на подиуме после победы на Гран При Бельгии 2002 года

Шумахер выиграл Гран При Бельгии – это была рекордная (на тот момент), 10-я победа в течение одного сезона. Это была его рекордная шестая победа в Спа – даже без учёта 1994 года, где он финишировал первым, но позже был дисквалифицирован. Кроме того, его круг в квалификации так и остался абсолютно лучшим в истории трассы – в 2003-м Формула 1 в Бельгию не приезжала, а в 2004-м конфигурация немного изменилась, став чуть медленнее.

На финише Михаэль опередил Баррикелло всего на 2 секунды, но лишь потому, что в конце гонки ехал откровенно медленно – в этот день он, в общем-то, мог позволить себе пилотировать с любой скоростью, без особой угрозы для итогового результата. Несмотря на то, что спешить Михаэлю было решительно некуда, его лучший круг в гонке оказался на секунду быстрее, чем у Рубенса, и более чем на две секунды – чем у всех остальных.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости