| 2015 FORMULA 1 SHELL BELGIAN GRAND PRIX | ||||
| Дата | Трасса | Длина круга | Кругов | Дистанция |
| 21-23/08/2015 | Спа | 7004 м | 44 | 308.052 км |
| Официальный сайт | ||||
Гонщики не любят отвечать на дежурные вопросы, и лишь один всегда вызывает блеск в глазах: «Любимая трасса? Конечно, Спа!» Подобного единодушия не вызывают ультрасовременные автодромы, построенные по последнему слову техники – красивые, удобные, безопасные.
В Спа сложно настроить машину, в любую минуту может испортиться погода, а почти незаметная ошибка подчас влияет на скорость прохождения поворота в полутора километрах от места, где она была допущена. В характере бельгийской трассы есть что-то неуловимое, что заставляет учащенно биться сердце, бороться до конца.
18 июня 1950 года Хуан-Мануэль Фанхио стал первым победителем Гран При Бельгии, проехав 35 кругов по 14-километровой трассе. Общая дистанция гонки составила 494 километра, и это не предел – организаторы добавили круг, и дистанция выросла до 508.3 км. Победивший в 1952-м Альберто Аскари преодолел это расстояние за три часа и три минуты.

Обеспечить безопасность на столь протяженной трассе сложно. Оперативной связи на всей дистанции не было, с момента аварии до приезда медиков порой проходило несколько десятков минут.
12 июня 1966 года проблемы с безопасностью чуть не стоили жизни Джеки Стюарту – он вылетел на мокром асфальте, врезался в столб, и почти полчаса был заблокирован в поврежденной машине. Коллегам пришлось вытаскивать получившего травмы гонщика с помощью подручных средств, но и тогда организаторы не стали ничего менять – до 1970 года Гран При Бельгии проходил на 14-километровой трассе.
В 1971 году этап не проводился, в 1972-м переехал в Нивель, потом обосновался в Зольдере, а в Спа затеяли глобальную перестройку. Рассмотрев несколько проектов, выбрали, как оказалось, самый удачный – в 1979-м всё было готово.

Интересные повороты остались, но теперь конфигурация соответствовала стандартам безопасности. В Формулу 1 пришли большие деньги, и новый автодром им вполне соответствовал. С 1985 года Гран При Бельгии проходил в Спа, кроме 2003-го и 2006-го.
В 2003-м трассу исключили из-за досрочного запрета на табачную рекламу, принятого властями Бельгии – и команды не смогли договориться со спонсорами о гонке без логотипов.
В 2006-м гонку снова исключили – сначала проведению Гран При помешали незавершенные работы по модернизации автодрома, потом прежние хозяева объявили о банкротстве и, несмотря на вмешательство местных властей, всё сорвалось. К счастью, осенью был подписан новый контракт – власти гарантировали выделение 30 миллионов евро, пообещав половину этой суммы в качестве отступных, если работы не будут окончены в срок.
| Расписание Гран При Бельгии. Время московское | ||||
| Дата | Событие | Время | Россия 2 | |
| 21/08 | Первая практика | 11:00 | - | |
| 21/08 | Вторая практика | 15:00 | - | |
| 22/08 | Третья практика | 12:00 | - | |
| 22/08 | Квалификация | 15:00 | 16:20 | |
| 23/08 | Гонка | 15:00 | 14:55 | |

| Лучшие результаты сессий Гран При Бельгии 2014 года | |||||
| Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
| Первая тренировка | Облачно. Сухо | Н.Росберг | Mercedes | 1:51.577 | |
| Вторая тренировка | Облачно. Сухо | Л.Хэмилтон | Mercedes | 1:49.189 | |
| Третья тренировка | Облачно. Подсыхающая трасса | В.Боттас | Williams | 1:49.465 | |
| Квалификация | Облачно. Влажная трасса | Н.Росберг | Mercedes | 2:05.591 | |
| Лучший круг в гонке | Облачно. Сухо | Н.Росберг | Mercedes | 1:50.511 | |
При поиске компромисса между скоростью на прямых и управляемостью в медленных поворотах, в Спа обычно делают акцент на скорости для облегчения борьбы за позицию. Трасса занимает вторую строчку в календаре по средней скорости, уступая лишь Монце. В пятницу команды начинают тренировки с минимально необходимой конфигурацией аэродинамики и постепенно прижимают машину, добиваясь стабильности на требовательном к сцеплению с асфальтом среднем секторе.
Трасса расположена на высоте в 410 метров над уровнем моря, среднее давление воздуха – 968 мБар, это третье самое низкое значение в календаре, но с турбированными двигателями снижение мощности будет незаметным по сравнению с атмосферными.
Старт гонки часто сопровождают аварии, вероятность выезда машины безопасности достаточно велика. Компания Pirelli вновь привезет в Бельгию среднюю пару составов – Medium и Soft, подобное сочетание в этом году использовалось уже в четырёх Гран При.

| Достижения действующих пилотов на Гран При Бельгии | |||||||||||
| Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
| все | лидер | старт | финиш | ||||||||
| Д.Баттон | 13 | 64 | 414 | 45 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | |
| Ф.Алонсо | 11 | 55 | 338 | 7 | 3 | 2 | 3 | ||||
| К.Райкконен | 10 | 67 | 366 | 153 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 5 | 4 |
| Ф.Масса | 10 | 55 | 432 | 6 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
| С.Феттель | 8 | 88 | 315 | 82 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 | 2 |
| Л.Хэмилтон | 8 | 51 | 226 | 51 | 1 | 1 | 2 | 5 | 1 | 3 | 1 |
| Н.Росберг | 8 | 50 | 351 | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
| Н.Хюлькенберг | 5 | 13 | 175 | 9 | 4 | ||||||
| Д.Риккардо | 4 | 28 | 145 | 36 | 5 | 1 | 1 | 1 | |||
| С.Перес | 4 | 4 | 115 | 4 | 8 | ||||||
| Р.Грожан | 4 | 4 | 77 | 7 | 8 | ||||||
| П.Мальдонадо | 4 | 1 | 92 | 6 | 10 | ||||||
| В.Боттас | 3 | 15 | 88 | 1 | 6 | 3 | 1 | ||||
| Д.Квят | 1 | 2 | 44 | 11 | 9 | ||||||
| М.Эрикссон | 1 | 43 | 22 | 17 | |||||||
| Мери, Наср, Сайнс, Стивенс и Ферстаппен в Гран При Бельгии не участвовали | |||||||||||
Фернандо Алонсо: «Спа – уникальный автодром, трасса поднимается вверх и опускается вниз, включает множество скоростных поворотов – это невероятный вызов для гонщиков. По азарту и уровню адреналина один круг в Спа сравним с двадцатью кругами на любой другой трассе.
Поворот Eau Rouge находится на подъеме и проходится на седьмой передаче на скорости больше 300 км/ч. Даже за рулем современной машины Формулы 1 там наибольшие перегрузки, чем в любом другом повороте чемпионата, что делает его особенным.
Самый сложный участок – шикана последнего поворота. Перед ней скорость около 330 км/ч, а после прямой следует медленная шикана с очень низким сцеплением, ведь в Спа вы настраиваете машину на небольшой уровень прижимной силы. В этом месте по ходу гонки происходит много обгонов. Кроме того, там расположен очень узкий заезд на пит-лейн.
Чтобы найти в Спа лучшие настройки, приходится идти на компромисс – первый и третий сектора состоят из длинных прямых, где для максимальной скорости нужна минимальная прижимная сила, а в поворотах второго сектора хочется иметь высокую прижимную силу. В Спа сложно найти оптимальный баланс – это сложная трасса, на которой пилотам и командам приходится решать непростые задачи».
| Гран При Бельгии : Все этапы | |||||
| Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
| 24/08/14 | Спа | Н.Росберг | Mercedes | Д.Риккардо | Red Bull |
| 25/08/13 | Спа | Л.Хэмилтон | Mercedes | С.Феттель | Red Bull |
| 02/09/12 | Спа | Д.Баттон | McLaren | Д.Баттон | McLaren |
| 28/08/11 | Спа | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
| 29/08/10 | Спа | М.Уэббер | Red Bull | Л.Хэмилтон | McLaren |
| 30/08/09 | Спа | Д.Физикелла | Force India | К.Райкконен | Ferrari |
| 07/09/08 | Спа | Л.Хэмилтон | McLaren | Ф.Масса | Ferrari |
| 16/09/07 | Спа | К.Райкконен | Ferrari | К.Райкконен | Ferrari |
| 11/09/05 | Спа | Х.П.Монтойя | McLaren | К.Райкконен | McLaren |
| 29/08/04 | Спа | Я.Трулли | Renault | К.Райкконен | McLaren |
| 01/09/02 | Спа | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
| 02/09/01 | Спа | Х.Монтойя | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
| 27/08/00 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | М.Хаккинен | McLaren |
| 29/08/99 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Култхард | McLaren |
| 30/08/98 | Спа | М.Хаккинен | McLaren | Д.Хилл | Jordan |
| 24/08/97 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
| 25/08/96 | Спа | Ж.Вильнев | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
| 27/08/95 | Спа | Г.Бергер | Ferrari | М.Шумахер | Benetton |
| 28/08/94 | Спа | Р.Баррикелло | Jordan | Д.Хилл | Williams |
| 29/08/93 | Спа | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
| 30/08/92 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | М.Шумахер | Benetton |
| 25/08/91 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
| 26/08/90 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
| 27/08/89 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
| 28/08/88 | Спа | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
| 17/05/87 | Спа | Н.Мэнселл | Williams | А.Прост | McLaren |
| 25/05/86 | Спа | Н.Пике | Williams | Н.Мэнселл | Williams |
| 15/09/85 | Спа | А.Прост | McLaren | А.Сенна | Lotus |
| 29/04/84 | Зольдер | М.Альборето | Ferrari | М.Альборето | Ferrari |
| 22/05/83 | Спа | А.Прост | Renault | А.Прост | Renault |
| 09/05/82 | Зольдер | А.Прост | Renault | Д.Уотсон | McLaren |
| 17/05/81 | Зольдер | К.Ройтеман | Williams | К.Ройтеман | Williams |
| 04/05/80 | Зольдер | A.Джонс | Williams | Д.Пирони | Ligier |
| 13/05/79 | Зольдер | Ж.Лаффит | Ligier | Д.Шектер | Ferrari |
| 21/05/78 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | М.Андретти | Lotus |
| 05/06/77 | Зольдер | М.Андретти | Lotus | Г.Нильсон | Lotus |
| 16/05/76 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
| 25/05/75 | Зольдер | Н.Лауда | Ferrari | Н.Лауда | Ferrari |
| 12/05/74 | Нивель | К.Регаццони | Ferrari | Э.Фиттипальди | McLaren |
| 20/05/73 | Зольдер | Р.Петерсон | Lotus | Д.Стюарт | Tyrrell |
| 06/06/72 | Нивель | Э.Фиттипальди | Lotus | Э.Фиттипальди | Lotus |
| 07/06/70 | Спа | Д.Стюарт | March | П.Родригес | BRM |
| 09/06/68 | Спа | К.Эймон | Ferrari | Б.Макларен | McLaren |
| 18/06/67 | Спа | Д.Кларк | Lotus | Д.Гарни | Eagle |
| 12/06/66 | Спа | Д.Сертис | Ferrari | Д.Сертис | Ferrari |
| 13/06/65 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
| 14/06/64 | Спа | Д.Герни | Brabham | Д.Кларк | Lotus |
| 09/06/63 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
| 17/06/62 | Спа | Г.Хилл | BRM | Д.Кларк | Lotus |
| 18/06/61 | Спа | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
| 19/06/60 | Спа | Д.Брэбэм | Cooper | Д.Брэбэм | Cooper |
| 15/06/58 | Спа | М.Хоторн | Ferrari | Т.Брукс | Vanwall |
| 03/06/56 | Спа | Х.М.Фанхио | Ferrari | П.Коллинз | Ferrari |
| 05/06/55 | Спа | Э.Кастелотти | Lancia | Х.М.Фанхио | Mercedes |
| 20/06/54 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | Х.М.Фанхио | Maserati |
| 21/06/53 | Спа | Х.М.Фанхио | Maserati | А.Аскари | Ferrari |
| 22/06/52 | Спа | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
| 17/06/51 | Спа | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |
| 18/06/50 | Спа | Н.Фарина | Alfa Romeo | Х.М.Фанхио | Alfa Romeo |