Гран При Бельгии: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Бельгии

Интервью на подиуме

1. Льюис Хэмилтон (Mercedes)
2. Нико Росберг (Mercedes)
3. Роман Грожан (Lotus)

Вопрос: (Дэвид Култхард) Льюис, 39-я победа, вы в 80-й раз поднялись на подиум, сравнявшись по этому показателю со своим кумиром – Айртоном Сенной. Неплохой день, не так ли?
Льюис Хэмилтон: В этот уик-энд в Спа настоящий аншлаг! На трибунах нет свободных мест – это невероятно! Для меня бельгийский уик-энд сложился превосходно, я должен поблагодарить команду, в том числе за отлично проведённые пит-стопы, и всех тех, кто работает на базе Mercedes в Брэкли! Всё прошло так, как я мечтал! На протяжении всех трех дней машина ехала фантастически – спасибо, парни!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Похоже, единственный опасный момент у вас был после окончания режима виртуального автомобиля безопасности, когда Нико Росберг смог сократить отставание до нескольких секунд. Приходилось ли волноваться помимо этого?
Льюис Хэмилтон: Нико ехал очень быстро, но я почти всегда мог реагировать на его действия, так что спокойно ехал впереди, тем более что машина работала прекрасно. Надо было просто следить за состоянием резины, особенно под конец гонки, после того, как на машине другой команды взорвалась шина. Поэтому два последних круга я проехал очень аккуратно, и Нико смог сократить отставание. Но я чувствовал, что контролирую ситуацию, и команда меня поддерживала.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Что ж, мои поздравления! Похоже, летний перерыв пошел на пользу! Переходим к обладателю второго места. Поздравляю, Нико! Очевидно, ваша ситуация осложнилась уже в момент старта, хотя позже вам удалось подобраться к напарнику. Что пошло не так?
Нико Росберг: Я сам испортил себе старт, очень обидно. Потом я сделал все, что мог, мы с Льюисом оба атаковали на пределе. Я благодарен команде за прекрасную машину – пилотировать её было очень приятно. Льюис отлично справился и заслуженно победил. Я попытался сделать все, что было в моих силах, но этого оказалось недостаточно.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Да, вы не позволяли Льюису расслабиться. Мы знаем, что в ближайшее время в вашей семье должно произойти важное событие, потому вам вряд ли захочется тратить время на интервью – вы с супругой ждете первенца. Планируете немедленно отправиться домой?
Нико Росберг: Да, сейчас я хочу поскорее уехать с трассы, поскольку моя супруга может родить в любой момент. Меня ждет удивительное время, и я с нетерпением этого жду. Возможно, я стану отцом на следующей неделе – посмотрим.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Что ж, всего наилучшего! Роман, с возвращением – это ваш десятый подиум! С этапом в Спа связан не лучший момент вашей карьеры, когда вы были дисквалифицированы на одну гонку, но сегодня будем говорить о позитивном – это отличный и весьма своевременный результат для Lotus!
Роман Грожан: Это был потрясающий уик-энд для Lotus. Вчера мы отлично провели квалификацию. К сожалению, я получил штраф с потерей пяти позиций, но неплохо провел гонку. Не могу поверить, что я на подиуме. Команда напряженно работала, построила очень конкурентоспособную машину, чтобы сегодня я смог добиться столь высокого результата.

Конечно, проезжая первый поворот в Спа, я всегда вспоминаю Гран При 2012 года. Но мне кажется, тот урок сделал меня сильнее и помог в десятый раз подняться на подиум. Сегодняшний подиум вполне сопоставим с победой.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Мои поздравления! Приятно снова видеть вас здесь – похоже, вы не перестаете улыбаться даже в самые непростые времена! Льюис, пока вы приветствуете болельщиков, завершающий вопрос – началась вторая половина сезона, преимущество над напарником не столь велико, но не начинаете ли вы чувствовать, что приближаетесь к очередному чемпионскому титулу?
Льюис Хэмилтон: О титуле думать рано, впереди ещё много гонок, и как я уже говорил в этот уик-энд, надо завоёвывать поул-позиции, а потом в полной мере использовать это преимущество и побеждать. Надеюсь, начало положено сегодня, и теперь я буду готовиться к следующим гонкам. Надеюсь, многие из присутствующих здесь болельщиков приедут и на оставшиеся этапы.

Пресс-конференция

Пресс-конференция в воскресенье

Вопрос: Льюис, в нынешнем сезоне Mercedes седьмой раз побеждает дублем. Вы сказали, что держали ситуацию под контролем – да, старт удался, но до объявления режима виртуального автомобиля безопасности Нико удавалось приближаться. Возможно, режим виртуального автомобиля безопасности и скрывшие солнце облака помогли вам сберечь более жесткие шины, поскольку после двух быстрых кругов со стороны Нико вы смогли ответить и снова создали отрыв. Так ли это? Расскажите о той фазе гонки…
Льюис Хэмилтон: От меня требовалось эффективно работать с шинами и не атаковать сверх меры. Я не нагружал резину первые три-четыре круга после каждого пит-стопа, и как раз в те моменты Нико удавалось приблизиться. Потом я снова взвинчивал темп, но ни разу по ходу гонки мне не приходилось беспокоиться за позицию. Машина ехала фантастически, у нее был потрясающий баланс, который круг от круга только улучшался – не было необходимости атаковать сильнее. У меня был комфортный отрыв, и, в конце концов, не важно, выигрываешь ты гонку с преимуществом в одну десятую или десять секунд. Я видел, как на одной из машин взорвалась шина, потому старался действовать осторожно. До того момента я контролировал ситуацию и хотел просто довести дело до конца.

Вопрос: В четверг вы сказали, что трасса в Спа не является одной из ваших любимых. Теперь ситуация изменилась?
Льюис Хэмилтон: Я не имел в виду, что эта трасса не является одной из любимых. Монако, определенно, в фаворитах, но в Спа замечательный автодром, очень требовательный. В этот уик-энд здесь отличная погода, что делает уик-энд вдвойне приятным, да и болельщиков невероятное множество – здорово наблюдать всё это! На трибунах немало британских флагов, что я очень ценю, а гоняться здесь – одно удовольствие. Историческая трасса, легендарный Eau Rouge – думаю, нам никогда не надоест проходить эту связку! Этап в Спа всегда будет особенным.

Вопрос: Нико, вы неплохо отыгрались после неудачного старта. Стратегия помогла вам пробиться на второе место, но расскажите о том, как по ходу гонки менялся отрыв от Льюиса…
Нико Росберг: Да, старт не удался, нужно больше тренироваться. Ну а потом я просто воспользовался тем, что соперники впереди не сражались непосредственно со мной – они ориентировались на машины позади и свернули в боксы, видимо, потому, что считали меня очень быстрым и не рассматривали в качестве прямого оппонента.

Я получил свободную трассу, погнался за Льюисом – я постоянно сокращал отставание, и лишь в конце второго отрезка у него получилось немного оторваться. На мягких шинах машина снова поехала здорово, я штамповал круги в квалификационном темпе, но Льюис сработал здорово, моих усилий оказалось недостаточно.

Вопрос: Роман, с возвращением на подиум! Предыдущий был тридцать одну гонку назад в Остине, 2013 год – тогда на память вы получили знаменитую шляпу Stetson. Сегодня вы провели немало обгонов – можете назвать те, что понравились лично вам? Знаю, вы готовили атаку на Себастьяна Феттеля, когда на его машине взорвалась шина. О чем вы думали в тот момент?
Роман Грожан: Я постепенно приближался к Себастьяну – жаль, что на его машине взорвалась шина, момент был пугающим, ведь я ехал сразу за ним.

Мы сделали всё, что могли – стартовав девятым, я рассчитывал на более спокойную гонку, но получилось весело! Атакуя в пятом повороте, я всякий раз предельно поздно нажимал на тормоза. Пожалуй, это был один из моих лучших Гран При! Мне вспоминается этап в Остине – кажется, тогда я был немного пьян уже на конференции, поскольку на подиуме вместе с Себастьяном Феттелем выпил слишком много шампанского!

Ну а здесь были хорошие уик-энды и не очень. В 2012 году столкновение с Льюисом оставило тяжелые ощущения, но, с другой стороны, оно помогло мне стать тем, кто я есть сегодня, а сегодняшний подиум и то, как мы провели этап, доказывает, насколько сильна наша команда. Потрясающая гонка, я наслаждался каждой минутой, и если у нас получится повторить подобный успех, я буду только за!

Вопросы с мест

Вопрос: (Дэн Натсон) Нико, расскажите о старте. Ваш провал стал следствием перехода на новую процедуру?
Нико Росберг: Возможно, но в основном это произошло из-за дополнительного установочного круга – в такой ситуации сцепление перегревается, факторы меняются. В любом случае, это моя задача – стартовать уверенно, и сегодня я сработал не лучшим образом.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Роман, вы сами приняли решение отправиться в боксы, когда был объявлен режим виртуального автомобиля безопасности? И еще – как у Lotus получилось добиться такого прогресса в скорости машины?
Роман Грожан: К сожалению, я не смогу объяснить прирост в скорости, но что касается визита в боксы – в тот момент я как раз проезжал Eau Rouge, когда команда сообщила об активации режима виртуальной машины безопасности. Я закончил круг, на информационном дисплее появилась надпись «сейфти кар», и я свернул на пит-стоп, как и планировалось, поскольку нужно было поставить более жесткие шины и ехать на них до финиша.

Кажется, как раз тогда я уступил позицию Себастьяну – в Ferrari выбрали стратегию с одним пит-стопом, а это весьма агрессивный подход – мы сомневались, что сможем его реализовать. Я знал, что режим виртуального автомобиля безопасности активирован, и понимал: если он продлится до того момента, как я доберусь до пит-лейн, нужно заезжать.

Роман Грожан

Вопрос: (Флавио Ванетти) Роман, мы знаем, что Lotus сейчас переживает непростые времена. Насколько сложно справляться с такой ситуацией, оставаться сосредоточенным исключительно на гонке?
Роман Грожан: Думаю, инженеры, гонщики и механики всегда сосредоточены на гоночной составляющей – возможно, я не в курсе всех происходящих событий, да мне, честно говоря, и не хочется. Я здесь, чтобы гоняться, чтобы выкладываться на 100%. Всякий раз, когда в Спа проходишь Eau Rouge, Pouhon, связку десятого и одиннадцатого поворотов, испытываешь невероятные ощущения и просто наслаждаешься пилотажем. Я не думаю о том, что происходит вне трассы, и единственное, чего мне хочется – сработать наилучшим образом, чтобы заработать для наших парней достойную награду за их труд.

Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Роман, с определенного момента перспективы Lotus были весьма туманны, но в последние несколько дней мы много слышали о возможной покупке команды концерном Renault. Это добавило вам мотивации в борьбе за подиум?
Роман Грожан: Нет. Гонщик всегда приезжает на гонку с желанием победить. Ты знаешь, какая машина есть в твоем распоряжении, и понимаешь, что иногда первое место недостижимо, но пока выкладываешься на 100%, можешь отправляться домой с чувством выполненного долга и довольный собой. Этого я и пытаюсь добиться.

Были моменты, когда мы зарабатывали одно-два очка и считали это невероятным достижением. Возможно, вы не видите этого с экранов телевизоров, поскольку общее впечатление затмевает фактор не самой конкурентоспособной машины, но всякий раз, когда я оказываюсь в кокпите, я выкладываюсь по максимуму. Раньше это иногда меня подводило, но сегодня мы всё сделали верно – и вот результат.

Вопрос: (Михаэль Шмидт) Льюис, Нико заметил, что хорошо стартовать ему, возможно, помешал второй установочный круг. Полагаю, у вас были схожие проблемы в Будапеште. Венгерский опыт пригодился сегодня?
Льюис Хэмилтон: Не думаю. Да, у нас были определенные опасения, но мы понимали, чего ожидать, и постарались подготовиться. Инженеры сумели подготовить меня к возможному рестарту – возможно, сегодня это помогло. Мой старт был по-настоящему удачным.

Вопрос: (Майк Дудсон) Роман, вы – отец. Сказывается ли этот факт на вашей скорости, и какой совет вы могли бы дать Нико и его супруге?
Роман Грожан: Постарайтесь выспаться, пока ребенок не родился на свет – потом с этим будут проблемы! По-моему, появление детей помогает в жизни: ты больше не существуешь ради себя, ты делаешь что-то ради них. Они для тебя всё, в них течет твоя кровь. Когда у тебя трудный день, ты просто звонишь им по Skype вечером, видишь их лица и смеешься от радости. Это помогает расслабиться, подумать о чем-то другом и начать новый день со свежими мыслями.

Но как только надет шлем и опущен визор, нужно на полной скорости проходить Eau Rouge. Если в тот момент думать о семье, вряд ли получится держать педаль газа нажатой до упора. Мы гонщики, мы любим то, чем занимаемся. Мы знаем, что спорт опасен – тому совсем недавно было несколько примеров. Но рождение ребенка все-таки меняет твою жизнь. Я не становился чемпионом мира, не выигрывал Гран При, но те эмоции, которые я испытал при рождении двух моих сыновей – лучшее из того, что я знал в этом мире. Желаю Нико почувствовать нечто подобное – возможно, он сам расскажет нам об этом уже в Монце.

Вопрос: (Сара Хольт) Роман, вы сказали, что авария в Спа в 2012 году сделала вас сильнее. Можете пояснить, как именно?
Роман Грожан: Не секрет, что после того инцидента я много работал с психологом, специализирующимся на подготовке спортсменов. Многие атлеты – особенно члены Олимпийских сборных, профессиональные игроки в регби или футбол – работают с психологами и успешно преодолевают свои проблемы. Быть отцом тоже непросто, потому иногда мы можем просто поговорить о том, каково быть отцом, супругом, гонщиком, обсудить проблемы в момент старта – что именно было не так, был ли я сосредоточен на нужных вещах. Вся эта работа – подчас непростая и не самая приятная – помогает лучше понять суть вещей и в дальнейшем выступать так, как сегодня.

Вопрос: (Дэн Натсон) Льюис, вчера вы высказывали опасения, что в начале гонки кто-то сумеет атаковать вас на подъеме, и Серхио Пересу это практически удалось – в конце первого сектора он даже был впереди. Как вам удалось вернуть лидерство?
Льюис Хэмилтон: Ситуация напомнила прошлый год. Тогда Себастьян Феттель так же атаковал из «воздушного мешка» и практически провел маневр, но я остался на внутренней стороне трассы, затормозил чуть позже и смог сохранить позицию. Сегодня я так действовал с Пересом. Он начал тормозить раньше, и я вернул себе лидерство, которое Серхио отобрал буквально на секунду. Приятно, что борьба была предельно корректной.

Вопрос: (Барна Жолдош) Льюис, вы сказали, что пока рано думать о титуле, но вчера, завоевав поул, вы досрочно гарантировали себе звание лучшего гонщика сезона по результатам квалификаций. Что значит для вас это достижение?
Льюис Хэмилтон: Само по себе это звание не так уж и впечатляет, но завоевывать поулы все-таки приятно. Конечно, главная цель – выиграть чемпионский титул, я бы с легкостью отдал за него все поулы и эту награду, но пока я доволен тем, как в нынешнем сезоне складываются квалификации. Для меня это серьезный прогресс, сегодня я старался превратить продемонстрированную в субботу скорость в победу. Мне это удалось, но есть области, в которых нужно прибавить – над ними я и буду работать дальше.

Нико Росберг: Я не получил никакой награды за свои поулы в прошлом году – не думаю, что и тебе что-то вручат. Впрочем, можешь спросить тех, кто на это уполномочен.

Вопрос: (Фредерик Ферре) Роман, трасса в Монце во многом похожа на Спа – можно ли ожидать подобных результатов через две недели?
Роман Грожан: По-моему, Монца заметно отличается, для неё всегда готовится специальный аэродинамический обвес. Это один из девятнадцати этапов – трудно сказать, как там пойдут дела. Надеюсь, для нас все сложится так же, как сегодня, но сейчас я думаю только о том, как напиться предстоящим вечером!

Вопрос: (Джусто Ферронато) Льюис, мы помним, как в прошлом году с этапа в Монце вы стали выигрывать гонку за гонкой. В этот раз у вас те же ощущения?
Льюис Хэмилтон: Пока этот сезон воспринимается совсем иначе, чем прошлогодний. Год назад этап в Бельгии оставил не лучшие воспоминания, нехватка скорости, не лучшие результаты… Сейчас всё складывается удачнее, и задача, разумеется, продолжать в том же духе. Я чувствую, что поле для прогресса есть – особенно в гонке – потому буду работать дальше, а сегодняшний результат, конечно же, запомнится!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё