| FORMULA 1 GRAN PREMIO SANTANDER D'ITALIA 2012 | ||||
| Дата | Трасса | Круг | Кругов | Дистанция |
| 7-9/09/2012 | Monza Autodrome | 5793 м | 53 | 306.720 км |
| Официальный сайт | ||||

Строительство Monza Autodrome началось в январе 1922 года, когда миланский автоклуб решил отметить 25-летний юбилей постройкой собственной трассы. Рассмотрев несколько проектов, выбрали парк в Монце, рельеф которого устроил инвесторов, инженеров и строителей. Была учреждена компания по поддержке строительства – S.I.A.S (Societa Incremento Automobilismo e Sport) с полностью частным капиталом, архитектором трассы стал Альфредо Розелли.
Первоначальный проект включал в себя 14-километровый трек, стоимость которого оценивалась в шесть миллионов лир. Уже через месяц, в феврале 1922 года, символический «первый камень» был заложен руководителями миланского автоклуба, и работа закипела. За рекордный срок в 110 дней всё было готово – классическая трасса и 4,5-километровый овал с профилированными виражами высотой 2,5 метра (расчетная скорость по тем временам – 180-190 км/ч).

Официальное открытие состоялось в дождливый день 3 сентября 1922 года, важность события отмечала фигура премьер-министра. Фактически, это был лишь третий автодром в истории автоспорта, построенный специально для гонок.
В 1928 году произошла серьезная авария – пилот Эмилио Матерасси врезался в трибуну, погиб сам, и погубил 27 зрителей. После этого гонку решили временно проводить на небольшом участке – от первоначального варианта оставили лишь 4,5 километровый изгиб прямой и несколько поворотов.
Во время войны Monza Autodrome использовался не по назначению – сначала сюда вывезли архив, затем животных из миланского зоопарка. Покрытие было окончательно разрушено танковым парадом 1945 года, а боксы и трибуны – ещё раньше. В начале 1948 года миланский автоклуб решил восстановить трассу, и вновь в рекордные сроки – не прошло и двух месяцев, как автодром был готов принять гонщиков. 17 октября Гран При Италии выиграл Жан-Пьер Вимилль на Alfa Romeo 158, а через неделю здесь финишировал чемпионат мотогонщиков.
В 1955 году строители вернулись вновь, на этот раз работы предстояли более масштабные. Возросшие скорости и требования к безопасности не сочетались с насыпной гравийной подушкой под асфальтом, нужно было уложить бетонный фундамент. Длину овала сократили до 4,250 километров, также изменили конфигурацию нескольких участков – в частности, появился поворот с увеличивающимся радиусом – Параболика. Пилоты могли разгоняться в Монце до невероятных по тем временам 285 км/ч.
В ту пору организаторы гоночных серий могли выбирать подходящую конфигурацию – с использованием овала или без. Правда в 1961 году, после страшной аварии, длинную трассу навсегда закрыли для одноместных машин – на входе в Параболику Вольфганг фон Трипс не удержал Ferrari и врезался в трибуну. Гонщик и более десятка зрителей погибли. Организаторы решили установить железный забор, но во время свободных заездов перед Гран При Италии, 5 сентября 1970 года не выдержал и он. На Lotus Йохена Риндта отказали тормоза в той же Параболике, машина пробила слабое основание заграждения, и гонщик погиб.
Трассу в Монце строили в расчете на рекордную скорость, теперь перед организаторами стояла обратная задача. Строители перекраивали конфигурацию, чтобы снизить скорость, а конструкторы машин делали все, чтобы ее повысить. За историю гонок Формулы 1 в Монце трасса сменила девять конфигураций, действующая сейчас датируется 2000-м годом, правда после гонки в 2006-м профсоюз гонщиков (GPDA) был недоволен гравийной зоной безопасности во второй шикане, и перед гонкой в 2007-м её заасфальтировали...
Вряд ли эта доработка будет последней, уж очень Монца выбивается из привычной схемы, но ведь в этом и её уникальность...
| Расписание Гран При Италии. Время московское | ||||
| Дата | Событие | Время | Россия 2 | Спорт 1 |
| 07/09 | Первая практика | 12:00 | - | 11:55 |
| 07/09 | Вторая практика | 16:00 | - | 15:55 |
| 08/09 | Третья практика | 13:00 | - | 12:55 |
| 08/09 | Квалификация | 16:00 | 15:55 | 15:50 |
| 09/09 | Гонка | 16:00 | 15:45 | 15:30 |
| Лучшие результаты сессий Гран При Италии 2011 года | |||||
| Событие | Погода | Гонщик | Команда | Время | |
| Первая практика | Солнечно, сухо | Л.Хэмилтон | McLaren | 1:23.865 | |
| Вторая практика | Солнечно, сухо | С.Феттель | Red Bull | 1:24.010 | |
| Третья практика | Солнечно, сухо | С.Феттель | Red Bull | 1:23.170 | |
| Квалификация | Солнечно, сухо | С.Феттель | Red Bull | 1:22.275 | |
| Лучший круг в гонке | Облачно, сухо | Л.Хэмилтон | McLaren | 1:26.187 | |
Прежде гонку в Монце часто называли самой дорогостоящей в чемпионате. Уникальные характеристики требовали уникального подхода – в Монце нужна минимальная прижимная сила и низкое лобовое сопротивление, поэтому команды готовили к этому Гран При аэродинамические элементы, которые можно использовать только на итальянском автодроме.
В Монце прижимная сила, обеспечиваемая аэродинамикой на скорости в 250 км/ч, примерно на 20% меньше, чем в Монако. Нехватку сцепления нужно компенсировать настройками шасси, обеспечив необходимую устойчивость машины и эффективность на торможениях, которых здесь достаточно – тормоза используются на 15% дистанции, а максимальная нагрузка не уступает канадской.
Компания Pirelli привезёт в Монцу те же составы резины, что и в Спа – Hard и Medium, но более тёплая погода по ходу уик-энда должна помочь тем командам, которые прежде жаловались на медленный прогрев более жесткой резины.
| Достижения действующих пилотов на Гран При Италии | |||||||||||
| Гонщик | ГП | Очки | Круги | Лучший | поул | 1-й ряд | быстр круг |
подиум | победа | ||
| все | лидер | старт | финиш | ||||||||
| М.Шумахер | 16 | 86 | 786 | 205 | 1 | 1 | 3 | 6 | 2 | 8 | 5 |
| Д.Баттон | 12 | 58 | 515 | 59 | 2 | 2 | 1 | 4 | |||
| Ф.Алонсо | 10 | 68 | 504 | 74 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 |
| М.Уэббер | 10 | 11 | 393 | 3 | 6 | ||||||
| К.Райкконен | 9 | 30 | 413 | 26 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | |
| Ф.Масса | 8 | 26 | 343 | 2 | 3 | 3 | 1 | ||||
| Н.Росберг | 6 | 13 | 219 | 5 | 5 | ||||||
| П. де ла Роcа | 6 | 2 | 175 | 7 | 5 | ||||||
| С.Феттель | 5 | 48 | 264 | 98 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
| Л.Хэмилтон | 5 | 22 | 211 | 20 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | |
| Х.Ковалайнен | 5 | 13 | 261 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
| Т.Глок | 4 | 208 | 9 | 11 | |||||||
| Н.Хюлькенберг | 2 | 6 | 53 | 8 | 7 | ||||||
| П. ди Реста | 2 | 4 | 52 | 11 | 8 | ||||||
| Б.Сенна | 2 | 2 | 63 | 10 | 9 | ||||||
| В.Петров | 2 | 53 | 7 | 13 | |||||||
| К.Кобаяши | 2 | 21 | 13 | ||||||||
| П.Мальдонадо | 1 | 52 | 14 | 11 | |||||||
| Р.Грожан | 1 | 52 | 12 | 15 | |||||||
| Н.Картикеян | 1 | 50 | 19 | 20 | |||||||
| Д.Риккардо | 1 | 39 | 23 | ||||||||
| С.Перес | 1 | 32 | 15 | ||||||||
| Вернь и Пик в Гран При Италии не участвовали | |||||||||||
Тимо Глок: «Монца требует низкой прижимной силы, так что в пятницу нас ждёт серьёзная работа с настройками. Команды готовят уникальную аэродинамику для этой гонки, машины выйдут на трассу с антикрыльями минимального размера, которые обеспечат прижим, необходимый для стабильности на торможении.
В подобной конфигурации машины будут вести себя иначе, из-за меньшей прижимной силы изменится динамика разгона и торможения, но гонщики быстро адаптируются. Четыре раза на круге мы разовьём скорость более 320 км/ч, но важно не превысить лимит ограничения скорости на пит-лейн – в Монце эта разница особенно велика.
Чтобы показать хорошее время, нужна не только максимальная скорость – очень важно, чтобы машина позволяла эффективно атаковать поребрик. В первой и второй шикане можно много проиграть или выиграть, а скорость на выходе серьёзно влияет на время прохождения круга. Поэтому на свободных заездах так важно найти оптимальные настройки подвески».
| Гран При Италии : Все этапы | |||||
| Дата | Трасса | Поул | Победитель | ||
| 11/09/11 | Монца | С.Феттель | Red Bull | С.Феттель | Red Bull |
| 12/09/10 | Монца | Ф.Алонсо | Ferrari | Ф.Алонсо | Ferrari |
| 13/09/09 | Монца | Л.Хэмилтон | McLaren | Р.Баррикелло | Brawn GP |
| 14/09/08 | Монца | С.Феттель | Toro Rosso | С.Феттель | Toro Rosso |
| 09/09/07 | Монца | Ф.Алонсо | McLaren | Ф.Алонсо | McLaren |
| 10/09/06 | Монца | К.Райкконен | McLaren | М.Шумахер | Ferrari |
| 04/09/05 | Монца | К.Райкконен | McLaren | Х.Монтойя | McLaren |
| 12/09/04 | Монца | Р.Баррикелло | Ferrari | Р.Баррикелло | Ferrari |
| 14/09/03 | Монца | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
| 15/09/02 | Монца | Х.П.Монтойя | Williams | Р.Баррикелло | Ferrari |
| 16/09/01 | Монца | Х.П.Монтойя | Williams | Х.П.Монтойя | Williams |
| 10/09/00 | Монца | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
| 12/09/99 | Монца | М.Хаккинен | McLaren | Х.Френтцен | Jordan |
| 13/09/98 | Монца | М.Шумахер | Ferrari | М.Шумахер | Ferrari |
| 07/09/97 | Монца | Ж.Алези | Benetton | Д.Култхард | McLaren |
| 08/09/96 | Монца | Д.Хилл | Williams | М.Шумахер | Ferrari |
| 10/09/95 | Монца | Д.Култхард | Williams | Д.Херберт | Benetton |
| 11/09/94 | Монца | Ж.Алези | Ferrari | Д.Хилл | Williams |
| 12/09/93 | Монца | А.Прост | Williams | Д.Хилл | Williams |
| 13/09/92 | Монца | Н.Мэнселл | Williams | А.Сенна | McLaren |
| 08/09/91 | Монца | А.Сенна | McLaren | Н.Мэнселл | Williams |
| 09/09/90 | Монца | А.Сенна | McLaren | А.Сенна | McLaren |
| 10/09/89 | Монца | А.Сенна | McLaren | А.Прост | McLaren |
| 11/09/88 | Монца | А.Сенна | McLaren | Г.Бергер | Ferrari |
| 06/09/87 | Монца | Н.Пике | Williams | Н.Пике | Williams |
| 07/09/86 | Монца | Т.Фаби | Benetton | Н.Пике | Williams |
| 08/09/85 | Монца | А.Сенна | Lotus | А.Прост | McLaren |
| 09/09/84 | Монца | Н.Пике | Brabham | Н.Лауда | McLaren |
| 11/09/83 | Монца | Р.Патрезе | Brabham | Н.Пике | Brabham |
| 12/09/82 | Монца | М.Андретти | Ferrari | Р.Арну | Renault |
| 13/09/81 | Монца | Р.Арну | Renault | А.Прост | Renault |
| 14/09/80 | Имола | Р.Арну | Renault | Н.Пике | Brabham |
| 09/09/79 | Монца | Ж.Жабуйи | Renault | Д.Шектер | Ferrari |
| 10/09/78 | Монца | М.Андретти | Lotus | Н.Лауда | Brabham |
| 11/09/77 | Монца | Д.Хант | McLaren | М.Андретти | Lotus |
| 12/09/76 | Монца | Ж.Лаффит | Ligier | Р.Петерсон | March |
| 07/09/75 | Монца | Н.Лауда | Ferrari | К.Регаццони | Ferrari |
| 08/09/74 | Монца | Н.Лауда | Ferrari | Р.Петерсон | Lotus |
| 09/09/73 | Монца | Р.Петерсон | Lotus | Р.Петерсон | Lotus |
| 10/09/72 | Монца | Ж.Икс | Ferrari | Э.Фиттипальди | Lotus |
| 05/09/71 | Монца | К.Эймон | Matra | П.Гетин | BRM |
| 06/09/70 | Монца | Ж.Икс | Ferrari | К.Регаццони | Ferrari |
| 07/09/69 | Монца | И.Риндт | Lotus | Д.Стюарт | Matra |
| 08/09/68 | Монца | Д.Сертиc | Honda | Д.Халм | McLaren |
| 10/09/67 | Монца | Д.Кларк | Lotus | Д.Сертиc | Honda |
| 04/09/66 | Монца | М.Паркс | Ferrari | Л.Скарфиотти | Ferrari |
| 12/09/65 | Монца | Д.Кларк | Lotus | Д.Стюарт | BRM |
| 06/09/64 | Монца | Д.Сертиc | Ferrari | Д.Сертиc | Ferrari |
| 08/09/63 | Монца | Д.Сертиc | Ferrari | Д.Кларк | Lotus |
| 16/09/62 | Монца | Д.Кларк | Lotus | Г.Хилл | BRM |
| 10/09/61 | Монца | В.фон Трипс | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
| 04/09/60 | Монца | Ф.Хилл | Ferrari | Ф.Хилл | Ferrari |
| 13/09/59 | Монца | С.Мосс | Cooper | С.Мосс | Cooper |
| 07/09/58 | Монца | С.Мосс | Vanwall | Т.Брукс | Vanwall |
| 08/09/57 | Монца | С.Льюис-Эванс | Vanwall | С.Мосс | Vanwall |
| 02/09/56 | Монца | Х-М.Фанхио | Ferrari | С.Мосс | Maserati |
| 11/09/55 | Монца | Х-М.Фанхио | Mercedes | Х-М.Фанхио | Mercedes |
| 05/09/54 | Монца | Х-М.Фанхио | Mercedes | Х-М.Фанхио | Mercedes |
| 13/09/53 | Монца | А.Аскари | Ferrari | Х-М.Фанхио | Maserati |
| 07/09/52 | Монца | А.Аскари | Ferrari | А.Аскари | Ferrari |
| 16/09/51 | Монца | Х-М.Фанхио | Alfa Romeo | А.Аскари | Ferrari |
| 03/09/50 | Монца | Х-М.Фанхио | Alfa Romeo | Н.Фарина | Alfa Romeo |