Гран При Италии’60: Лошадь, толкающая телегу

Фил Хилл
Гонка #93 4 сентября 1960 года. Гран При Италии. Монца
Поул Фил Хилл (Ferrari) - 2:41.4 (223,048 км/ч)
Лучший круг Фил Хилл (Ferrari) - 2:43.6 (220,049 км/ч)
Победитель Фил Хилл (Ferrari) - 2:21.09,2 (212,535 км/ч)

К середине сезона 1960 года уже казалось, что Ferrari может закончить его без побед. Заднемоторные машины соперников выигрывали гонку за гонкой, пилоты Cooper – действующий чемпион Джек Брэбэм и юный новозеландец Брюс Макларен – оспаривали звание чемпиона, а команда из Маранелло завоевала лишь пару подиумов.

К концу лета ни у кого не осталось сомнений в том, что чемпионат проигран вчистую, тогда-то чиновникам итальянской автофедерации и пришла в голову блистательная идея – подыграть своим на домашнем Гран При в Монце. Едва ли не единственным плюсом грузных Ferrari была скорость на длинных прямых. А раз так – решено было разыгрывать национальный Большой Приз на «длинной» версии кольца, включающей в себя два профилированных виража. В последний раз они использовались в Гран При 1956 года, когда лишь чудом обошлось без серьезных аварий. Поэтому возврат на бэнкинги не вызвал у команд восторга.

Британцы из Cooper, Lotus, BRM и сильной частной команды Джона Уокера в сложившейся ситуации решили отказаться от поездки в Италию. Назревал конфликт, причем идти на уступки стороны не собирались. В итоге Гран При в Королевском парке все-таки прошел без английских команд. Стартовое поле выглядело поредевшим и пестрым – ради массовости на старт допустили несколько машин Формулы 2, в том числе и заводскую команду Porsche, также в Монцу съехались многочисленные частники, получившие одну из редких возможностей блеснуть в отсутствии фаворитов. В итоге самого быстрого и самого медленного пилотов по итогам квалификации разделили более 30 секунд!

Разумеется, гонка прошла под диктовку Ferrari. Пока Фил Хилл и новичок команды, 30-летний экс-каскадер из Голливуда Ричи Гинтер, вели спор за победу, их напарник Вилли Мэресс специально замедлился: нужно было срочно вмешаться в борьбу пилотов на машинах Ф2, где еще один представитель Скудерии, немецкий граф фон Трипс, уступал гонщикам Porsche Хансу Херманну и Эдгару Барту.

Силы участников были неравными. Зрители на трибунах радовались тому, что красные машины занимают лидирующие позиции, но достаточно быстро начали скучать, так как плотной борьбы на трассе не было и близко (полвека назад, да еще в Монце, два-три обгона за гонку называли не политкорректным термином «весьма неплохое зрелище», как сейчас, а без обиняков – откровенной фигней). Правда, позитивная сторона у такого положения вещей тоже была: гонка вышла безопасной. Не считая британца Артура Оуэна, который угодил в аварию на самом первом круге, все остальные сходили исключительно из-за отказов техники.

Хилл в итоге обогнал Гинтера, став первым американцем, победившим на этапе Ф1. Сам Ричи финишировал вторым, а Мэресс, выполнив возложенную миссию, вернулся на третье место. Немолодой уже Джулио Кабьянка из Вероны, выступавший на Cooper за команду имени Эудженио Кастеллотти, добрался до финиша четвертым, опередив Ferrari Dino 156 фон Трипса и Porsche 718 Херманна.

Итальянский Гран При 1960 года получился одним из самых блеклых из когда-либо разыгранных на знаменитой трассе в Монце. Уже на следующем этапе британские команды вернулись в паддок, вновь сведя спор за победы к своему внутреннему делу. А успех Фила Хилла и его Dino 246 стал последней в Ф1 победой автомобиля, где мотор был расположен перед гонщиком. «Отродясь лошадь тянула телегу, а не толкала ее перед собой», - любил повторять Энцо Феррари. Но теперь даже Коммендаторе пришлось признать: будущее – за машинами иной компоновки. Именно такой автомобиль и начали разрабатывать в Маранелло, взяв за основу тот самый 156-й Формулы 2, на котором выступал в Монце Вольфганг фон Трипс.

В это время слушали...

The Shadows – аккомпанирующий состав Клиффа Ричарда, популярность которого в 60-е годы не уступала славе его фронтмена.

Shadows

Славная британская группа The Shadows изначально была аккомпанирующим составом Клиффа Ричарда, но с 1959 года начала записываться самостоятельно, и ее инструментальный хит Apache взлетел на первую строчку британского хит-парада в конце лета 1960-го. Костяком группы были два гитариста – Хэнк Марвин и Брюс Уэлч, а вот ритм-секций за долгие годы существования коллектива сменилось множество.

Интересно, что когда звезда молодого Клиффа Ричарда только-только начинала восходить, фирме грамзаписи EMI показалось, что группе нужен более сильный гитарист. Тогда менеджер Клиффа направился в одно из лондонских музыкальных кафе в поисках Тони Шеридана – того самого, с которым The Beatles записали свою первую пластинку, но это уже другая история.

Шеридана в кафе не оказалось, зато там был другой гитарист – Хэнк Марвин, который приглянулся менеджеру еще и потому, что носил очки в стиле безумно популярного в те времена Бадди Холли. Так началась история тех The Shadows, которых мы помним до сих пор, а кто-то даже любит.

После Apache последовало еще несколько отличных номеров, таких как Man of Mystery и Kon-Tiki. Группа проработала с Клиффом Ричардом до 1968 года, после чего неоднократно ее члены сходились вновь, что-то записывали и потом опять расходились – и так продолжалось больше 30 лет, вплоть до недавнего времени.

Периодически The Shadows выпускали либо новые альбомы, либо сборники лучших вещей, либо концертные записи – и все это вполне хорошо расходилось. Последним в официальной дискографии команды значится диск Greatest Hits (Live), выпущенный на фирме Eagle в 2006 году.

В это время в новостях...

24/01/60 - В Алжире поднимают восстание французские поселенцы, возмущенные предложением президента де Голля о самоопределении Алжира.

29/02/60 - Землетрясение в Агадире, Марокко, - самое разрушительное в истории Африки. Погибло 12 тысяч человек.

01/05/60 - Американский высотный самолет-разведчик U-2, пилотируемый Гэри Пауэрсом, сбит над территорией СССР. Кроме того, случайно был сбит советский перехватчик МиГ-19. Пилот советского самолёта, старший лейтенант Сергей Сафронов, погиб и был посмертно награждён орденом Красного знамени.

19 августа Пауэрс приговаривается к 10 годам тюремного заключения за шпионаж, а 11 февраля 1962 года в Берлине его обменяли на советского разведчика Вильяма Фишера (он же Рудольф Абель).

16/05/60 - В Париже проходит совещание глав государств, на котором присутствуют Никита Хрущев (СССР), Гарольд Макмиллан (Великобритания), Дуайт Эйзенхауэр (США) и Шарль де Голль (Франция). Хрущев, используя инцидент с американским самолетом U-2, срывает совещание после того, как Эйзенхауэр отказывается принести публичные извинения за случившееся.

30/06/60 - Бельгийское Конго становится независимым государством - Республикой Конго (современный Заир). Президентом страны избран Джозеф Касавубу, а премьер-министром назначен Патрис Лумумба. 5 июля в Конго вспыхивает военный мятеж, Бельгия направляет войска в Республику Конго, а Патрис Лумумба обращается в ООН с просьбой оказать Республике Конго военную помощь.

Июль - Поскольку Соединенные Штаты ввели экономические санкции против Кубы, СССР обязуется покупать кубинский сахар. Хрущев дает понять, что в случае вооруженной агрессии против Кубы, Советский Союз придет на помощь Острову Свободы.

18/08/60 - Из Китая отзываются все советские специалисты и технический персонал. Через неделю в заявлении КПСС осуждается догматизм китайского руководителя Мао Цзедуна.

23/09/60 - Глава советского руководства Никита Хрущев прибывает в Нью-Йорк и выступает на Генеральной Ассамблее ООН, критикуя политику западных стран и особенно США. 29 сентября во время речи премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана Хрущев стучит туфлей по столу, на что Макмиллан замечает: «Господин Президент, может, мне могли бы перевести, потому что я не вполне Вас понимаю».

08/11/60 - На президентских выборах в США победил демократ Джон Ф. Кеннеди, опередивший республиканца Ричарда Никсона.

31/12/60 - Куба требует от Совета Безопасности ООН рассмотреть ее жалобу на агрессию со стороны США.

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё