Гонка #150: 8 сентября 1968 года. Гран При Италии. Монца |
|
Поул | Джон Сёртиз (Honda RA301) - 1.26,07 (240,50 км/ч) |
Лучший круг | Джеки Оливер (Lotus 49B) - 1.26,5 (239,3 км/ч) |
Победитель | Дэнни Халм (McLaren M7A) - 1:40.14,8 (234,0 км/ч) |
Конец 60-х в Формуле 1 был ознаменован не только возвращением мощности, появлением эффективного и доступного мотора Cosworth DFV, а также чередой трагических происшествий – но и ещё одним новым веянием, которое раз и навсегда изменило мир Больших Призов. Порывом свежего ветра в Ф1 ворвалась аэродинамика.
Все начали погоню за воздухом – пока ещё толком не представляя всю его силу, но уже пытаясь приручить при помощи всевозможных крыльев и крылышек. Именно в этот период Монца стала настоящим «царством слип-стрима» – следуя за соперником, пилот оказывался в потоке разреженного воздуха и мог с легкостью провести обгон на ближайшем торможении. Именно поэтому отследить перестановки в положении пилотов на трассе Аутодромо Национале в ту пору было очень непросто даже тем, кто сидел перед телевизором – не говоря уже о болельщиках на трибунах.
Для гонщиков же было важно приложить максимум усилий, чтобы не отстать от соперника. Как правило, уже после нескольких кругов пелотон разбивался на несколько групп, внутри каждой из которых шли постоянные обгоны. Случалось, группа делилась на более мелкие, или кто-то, как в велоспорте, пробовал уйти в отрыв. Одним словом, зрелище было захватывающим – поэтому в Монцу съезжались десятки и сотни тысяч зрителей.
Гонку 1968 года с поула начинал Джон Сертиз на Honda. Первые круги ознаменовались его дуэлью с Брюсом МакЛареном – вперед выходил то один, то другой пилот. Соперники были близко, и когда два лидера в очередной раз поменялись местами, Крис Эймон на Ferrari к восторгу трибун проскочил на второе место. Увы, почти сразу после этого «самый невезучий пилот Формулы 1» допустил ошибку и разбил машину, а Сертиз, пытаясь разминуться с ним, также врезался в ограждение.
МакЛарен лидировал, но Йозеф Зифферт, Джеки Стюарт и Дэнни Халм и не думали отставать. Как это часто бывает, на длинных прямых Монцы не всё решала скорость – от надежности техники результат зависел не меньше. Первым в этом смог убедиться лидер – на 35-м круге МакЛарену пришлось ехать в боксы, где механики долили в двигатель масла, но это лишь отсрочило окончательный сход новозеландца.
Следующим в списке выбывших из соискателей победы оказался Стюарт – шотландец пилотировал Matra команды Кена Тиррела, не менее шести раз выходил в лидеры, но на 43-м круге его подвел двигатель. Ещё на 16 кругов дольше продолжал гонку Зифферт, но в итоге на его Lotus развалилась подвеска.
Так и вышло, что нестареющий Дэнни Халм добрался до финиша первым, впервые выиграв в составе команды McLaren. Преследователей он опередил на добрых полторы минуты – места, начиная со второго, разыгрывали пилоты следующей группы. Лучшим в ней долгое время был Жаки Икс на Ferrari, но у него стало заканчиваться горючее. Бельгиец бросился в боксы – и в итоге финишировал третьим, всего в двух десятых позади Matra молодого француза Джонни Серво-Гавена, проводившего третью гонку в жизни.
Интересно... |
|
Американцы Марио Андретти и Бобби Анзер, выступавшие в Монце, планировали по ходу уик-энда улететь в США, выступить в одном из тамошних "овальных" соревнований и вернуться в Италию. Однако организаторы Гран При напомнили про новое правило, запрещавшее пилотам участвовать в двух гонках, если между ними прошло менее 24 часов. Андретти и Анзеру было объявлено, что если они все же улетят, то будут исключены из числа участников Гран При. Марио и Бобби сделали свой выбор – и отправились в аэропорт Милана... |
Дэвид Хоббс
Занимая после 42 кругов восьмую позицию, из-за отказа мотора итальянскую гонку вынужден был досрочно завершить Дэвид Хоббс. Долговязый британец из Уорикшира не смог добиться в Формуле 1 громких результатов – проведя семь Гран При за восемь лет, он не заработал ни одного очка, но в истории автоспорта во всем его многообразии Хоббс, несомненно, является одной из заметных фигур.
Дэвид пришел в гонки, как и многие его ровесники, вдохновленный успехами Стирлинга Мосса. В начале 60-х пилот выступал на спортивных Lotus и Jaguar, после чего через «младшие» формульные классы добрался до Формулы 2. Оттуда до Больших Призов было рукой подать – и летом 1965-го Хоббс должен был дебютировать в чемпионате мира на этапе во французском Клермон-Ферране.
Увы, молодой гонщик попал в дорожную аварию и провел на больничной койке почти месяц. Однако годом позже при поддержке своего земляка Бернарда Уайта он продолжил восхождение к вершине – на частном BRM Дэвид финишировал третьим во внезачетном Гран При Сиракуз, а затем провел три этапа чемпионата мира 1967 года. Его лучшим результатом стало восьмое место в Сильверстоуне.
В следующем сезоне произошло событие, предопределившее дальнейшую карьеру Хоббса – как и многие пилоты той поры, он выступал в самых разных соревнованиях. В активе гонщика уже было несколько стартов в Ле-Мане (и даже победа в своём классе), а в 1968-м он окончательно утвердился в числе лидеров гонок на выносливость, выиграв на Ford GT40 «1000 километров Монцы».
Поскольку в Формуле 1 дела шли с определенным скрипом, Дэвид окончательно сконцентрировался на других категориях. За свою карьеру он 20 раз стартовал в Ле-Мане и дважды (в том числе и в 45 лет) заканчивал эту гонку третьим. Хоббс был чемпионом Формулы 5000 и первенства Trans-Am, выступал в Индианаполисе и гонках NASCAR – и вновь с хорошими результатами.
Активную карьеру Дэвид завершил лишь в начале 90-х, после чего сконцентрировался на работе в качестве телекомментатора одного из американских каналов. Кроме того, у него есть собственный автосалон, а ещё Хоббс озвучил небольшую роль в популярном мультике Тачки-2.
Что до Формулы 1, то британец эпизодически выходил на старт Гран При в 1968-м и 1971-м, а ещё через три года команда McLaren пригласила Дэвида на замену травмированному Майку Хэйлвуду. В Италии Хоббс финишировал девятым, в Австрии – седьмым. Этот результат и оказался лучшим в его формульной карьере.