Италия'99: Майк Гаскойн

Мика Хаккинен лидирует на старте Гран При Италии 1999 года

Италия'99: Майк Гаскойн

Гонка #643: 12 сентября 1999 года. Гран При Италии. Монца
Поул

Мика Хаккинен (McLaren MP4/14) - 1.22,432 (251,989 км/ч)

Лучший круг Ральф Шумахер (Williams FW21) - 1.25,579 (242,723 км/ч)
Победитель

Хайнц-Харальд Френтцен (Jordan 199) - 1:17.02,923 (237,938 км/ч)

Гонка в Монце была очень важна для команды McLaren и её лидера, чемпиона мира Мики Хаккинена. Финн неудачно провел летнюю часть чемпионата и даже уступил первую строчку в общем зачете Эдди Ирвайну из Ferrari, но затем смог перейти в контратаку и вновь опередить североирландца, ставшего главной надеждой Скудерии после аварии Михаэля Шумахера.

На длинных прямых Аутодромо Национале Хаккинен завоевал очередной поул, без видимых сложностей выиграл старт и сразу же взял такой темп, что соперники остались далеко позади. Поскольку Ирвайн к тому моменту не входил даже в очковую шестёрку, ситуация явно складывалась в пользу "серебряных стрел".

Когда Мика, закончив 29-й круг, начал сбрасывать скорость перед первой "эской", самые быстрые из его преследователей только-только показались на выходе из Параболики. Ситуация находилась под полным контролем лидера гонки – и надо же было такому случиться, что финн почему-то решил включить первую передачу, хотя до этого неизменно использовал на том отрезке вторую. В итоге задние колеса заблокировались, машину занесло и выбросило с трассы.

Хаккинен, известный всем как истинный сын народа Суоми, хладнокровный и не слишком эмоциональный, на этот раз просто не мог сдержать слёз. Борьба за титул вступила в решающую фазу, потому десять потерянных очков могли дорого обойтись Мике. В дальнейшем, как известно, ему все же удалось завоевать чемпионскую корону – но кадры пилота в серебристом комбинезоне, чьи плечи беззвучно сотрясаются от всхлипываний в зарослях кустарника, по сей день остаются для многих болельщиков одним из самых ярких воспоминаний о сезоне 1999 года.

Победитель Гран При Италии 1999 года Хайнц-Харальд Френтцен

После схода Хаккинена лидерство перешло к Хайнцу-Харальду Френтцену. Немец перешел в команду Jordan, где провел, пожалуй, лучший в карьере сезон. Он выиграл в Маньи-Кур, еще четырежды поднимался на призовой подиум и довольно долго претендовал даже на чемпионскую корону. В квалификации итальянского Гран При гонщик показал второй результат, и эту же позицию занимал на стартовом отрезке гонки. Неудача Мики открыла немцу дорогу к победе - которой тот и воспользовался.

Следом за Френтценом к финишной черте примчался еще один представитель Федеративной Республики – Ральф Шумахер, для которого этот результат стал лучшим в сезоне. Несмотря на то, что техника Williams уже не позволяла пилотам команды бороться за победы, Ральф выступал стабильно и с 35 очками занял по итогам чемпионата шестое место. Интересно, что другой пилот команды, вернувшийся в Ф1 после успешных выступлений за океаном Алессандро Дзанарди, за весь сезон так и не поднялся на финише выше седьмого места.

Вот и на домашнем асфальте Монцы Сандро отлично стартовал, пробившись в какой-то момент на вторую позицию. Но затем он понемногу стал пропускать соперников и в который раз не сумел заработать очки. Зато это удалось Мике Сало. В том сезоне финн был главным запасным – сначала его пригласили в команду BAR, когда повредил ногу ее основной пилот Рикардо Зонта, а затем при схожих обстоятельствах финн оказался и в Ferrari.

Итальянскую гонку Мика закончил третьим, опередив Ирвайна, который в итоге остался только шестым, фактически не сумев воспользоваться осечкой главного соперника в споре за титул.

Интересно...
В Монце журналисты ожидали от Деймона Хилла объявления о завершении карьеры. Британец, для которого сезон 1999 года не задался с самого начала, уже несколько раз порывался уйти, а накануне домашнего этапа даже заявил об этом во всеуслышание. Но тогда Эдди Джордан уговорил Деймона не спешить. В итоге Хилл так и провел за рулем ярко-желтой машины все оставшиеся гонки сезона, но добиться заметных результатов не смог. Гран При Италии экс-чемпион мира закончил десятым...

Майк Гаскойн

Хайнц-Харальд Френтцен и Майк Гаскойн. 1999 год

Jordan 199, который принес команде две победы, конструировал британец Майк Гаскойн. Несомненный талант, он всегда отличался неуживчивым характером, потому, несмотря на очень высокую зарплату, редко подолгу задерживался на одном месте. Неслучайно в паддоке инженер известен под прозвищем "ротвейлер".

Впервые о своем незаурядном даровании юноша из восточной Англии заявил в конце 70-х, когда поступил в Кембридж. Он закончил престижный ВУЗ, но докторскую диссертацию так и не защитил - поговаривали, что виной тому было слишком уж сильное увлечение академической греблей: Гаскойн был рулевым в сильнейшей женской команде института.

Поработав некоторое время в компании по проектированию вертолетов, молодой человек решил, что эта деятельность ему не по душе. Он всегда любил гонки, поскольку база знаменитой команды Lotus располагалась совсем рядом с его родным домом – и решил попробовать себя в этой сфере. На дворе стоял 1989 год, и специалиста в области гидродинамики с большой охотой приняли в McLaren, где поручили ему проводить испытания в аэродинамической трубе.

Однако в Уокинге Майк проработал недолго, и вскоре перебрался в соседний Суррей, где базировалась команда Tyrrell. Молодой специалист так понравился главному конструктору команды Харви Постлтуэйту, что тот сделал Гаскойна своим заместителем, и они вместе отыскивали аэродинамические обводы модели 019, с которой был связан последний взлет легендарной марки. В 1990-м Жан Алези дважды финишировал вторым, в том числе и в Монако.

Когда Постлтуэйта пригласили в новую команду Sauber, он буквально умолял Гаскойна тоже перебраться в Швейцарию. Дебютный сезон герра Петера в Формуле 1 получился вполне успешным, но и в Хинвиле Майк не задержался, вернувшись в Tyrrell на должность главного конструктора. Увы, к середине 90-х бедственное финансовое положение команды не оставляло ей шансов на успешные выступления.

Майк Гаскойн пилотирует винтажный Lotus 49 на историческом фестивале в Снеттертоне

Когда Кен Тиррел продал дело всей своей жизни табачникам из BAT, Гаскойну пришлось искать новое место – и он отправился в Jordan. Возможностей и ресурсов там было не в пример больше, потому неудивительно, что после неважного старта сезона 1998 года команда прибавила, на этапе в Спа одержала первую в своей истории победу, а еще годом позже ее пилот Хайнц-Харальд Френтцен всерьез претендовал на титул!

Такие результаты не могли не сказаться на репутации Майка, и в начале 2001-го его позвали в Benetton. Команда в ту пору находилась в очень сложной ситуации, но концерн Renault уже готовился вложить в неё серьезные средства, а для решения важных задач требовался конструктор высшей категории. Гаскойн подошел к делу серьезно, создав ядро из специалистов и начав планомерную модернизацию машин.

Результаты резко пошли вверх, на Гран При Венгрии 2003 года Фернандо Алонсо одержал первую победу, а еще через два года Renault удалось прервать многолетнюю традицию, когда титул достается кому-то из пары Шумахер-Ньюи. Однако один из соавторов этого успеха к тому моменту уже сменил желто-голубую униформу на красно-белую: японцы из Toyota посулили Гаскойну такую зарплату, от которой было грех отказываться.

История повторилась вновь. Первый сезон получился просто ужасным, затем пришли очки, подиумы, поулы... Но в тот момент, когда команда, казалось, вот-вот одержит дебютную победу, Майк со скандалом её покинул. Менеджеры из Токио по-своему видели ситуацию, а "ротвейлер" к тому моменту уже не готов был поступаться собственными принципами. Результаты Toyota пошли вниз, а вскоре команда вынуждена была и вовсе покинуть Ф1.

Ну а герой этого повествования тем временем вписал в свой послужной список уже седьмую по счету команду - Spyker, вскоре ставшую Force India. И вновь Майк вытащил бывших аутсайдеров на уровень середняков, и вновь не сошелся характерами с боссом. Виджей Малья поздней осенью 2008-го пошел своей дорогой, а Гаскойн – своей.

Майк Гаскойн

Сейчас 47-летний британец по-прежнему востребован в Формуле 1. В темно-зелёной униформе Team Lotus он быстрой походкой перемещается по паддоку, полный идей - и чувства собственного достоинства. Нет сомнений, что и в новой команде конструкторский талант проявит себя, и результаты будут расти год от года. Но лишь небесам известно, сколь долгим получится это сотрудничество, и не придется ли неуживчивому гению уже в скором будущем перебираться еще куда-то. Но даже если и так, можно не сомневаться – без работы он не останется.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё