Италия'50: Филипп Этанселен

Нино Фарина принимает поздравления
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 3 сентября 1950 года Место: Монца (Гран При Италии)

Фабула

Финальный этап первого сезона Формулы 1 собрал на Аутодромо Национале огромное количество болельщиков. Еще бы – на титул претендовали сразу трое пилотов, выступавших на ярко-красных Alfa Romeo.

Не желая уступать на домашней трассе, новую модель 375 подготовил и Энцо Феррари. За рулем новинки Альберто Аскари смог выйти в лидеры гонки, но из-за дефекта литья не выдержал нагрузки блок цилиндров. Гонщик прыгнул в машину напарника Дорино Серафини и вернулся на трассу, но так и не смог настичь «Альфетту» Джузеппе Фарины, который выиграл и Гран При, и титул чемпиона мира.

Памятные моменты

Пятым в Монце, уступив победителю пять кругов, финишировал француз Филипп Этанселен, выступавший на Talbot-Lago. Гонщик стал автором достижения, побить которое, по всей видимости, не удастся уже никому и никогда. Он заработал зачетные очки в возрасте 53 лет и восьми с лишним месяцев. Для справки – примерно столько сейчас Алену Просту.

Фокус: Филипп Этанселен (гонщик)

Филипп Этанселен (№ 24) на Гран При Великобритании 1949 г. в Сильверстоуне

Этот гонщик появился на свет самым первым из тех, кто хоть раз выходил на старт этапа чемпионата мира – еще в 1896 году. Его семья была весьма состоятельной – на протяжении многих лет Этанселены разводили овец на полях Нормандии – поэтому нет ничего удивительного, что на 20-летие юноша купил себе спортивную Bugatti 35. Именно за рулем этой машины он регулярно участвовал в местных состязаниях по подъему на холм, а затем, набравшись опыта, решил попробовать свои силы в достаточно сильной региональной гонке – Гран При Марны.

К немалому удивлению собравшихся, Этанселен финишировал первым, после чего решил заняться спортом всерьез. В теплое время года он выступал в соревнованиях в Европе и Америке, в холодное – торговал шерстью. Пик карьеры Филиппа пришелся на первую половину 30-х. Он победил в Гран При Франции '30, а три года спустя уступил победу в этой же гонке лишь на последнем круге.

В 1934-м француз, который к тому моменту получил прозвище «Фи-Фи», первенствовал в «24 часах Ле-Мана», выступая на Alfa Romeo 8C в паре в Луиджи Кинетти (который, к слову, через несколько десятилетий станет правой рукой самого Энцо Феррари на американском континенте). Наконец, в 1936-м Этанселену покорился Гран При По.

Разумеется, это лишь список самых серьезных его побед, сюда не входят трофеи, добытые в соревнованиях попроще. В то же время гонщик, как и его коллеги, не мог не видеть, что во второй половине 30-х бороться с немецкими Mercedes и Auto Union стало уже практически невозможно. Он даже на какое-то время прекратил выступать, но в 1938-м вернулся в команду британского инженера, но венецианца по рождению, Антонио Лаго. На Talbot-Lago Филипп гонялся вплоть до начала Второй мировой, а когда отгремел салют победы – вновь сел за руль гоночной машины.

Перевалив за полувековой юбилей, гонщик не утратил скорости, что доказал победой на Гран При Парижа 1949 года. В Формуле 1 француз стартовал 12 раз, и его лучшим достижением стали два пятых места в чемпионате’1950. В домашней гонке он вел машину попеременно с Эуженом Шабу, а в Монце одолел всю дистанцию сам. Самый «древний» (в хорошем смысле этого слова) участник чемпионата мира закончил карьеру в 1953-м и вскоре после этого был награжден орденом Почетного легиона за вклад в развитие автоспорта, которому он отдал четыре десятилетия жизни.

Филипп Этанселен умер в фамильном поместье близ Парижа осенью 1981 года.

Цифры

Гонщики Ф1, родившиеся в 19-м веке:

Гонщик Родился Дебютировал В возрасте
Артур Лега 01.11.1898 22.06.1952 53г 8м 21д
Филип Этанcелен 28.12.1896 13.05.1950 53г 5м 16д
Пьеро Дузио 13.10.1899 07.09.1952 52г 11м 24д
Адольф Брудес 15.10.1899 03.08.1952 52г 10м 18д
Клементе Бьондетти 18.08.1898 03.09.1950 52г 0м 16д
Луиджи Фаджиоли 09.06.1898 13.05.1950 51г 11м 4д
Луи Широн 03.08.1899 13.05.1950 50л 9м 10д

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости