100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru |
|
Дата: 3 сентября 1950 года | Место: Монца (Гран При Италии) |
Фабула
Финальный этап первого сезона Формулы 1 собрал на Аутодромо Национале огромное количество болельщиков. Еще бы – на титул претендовали сразу трое пилотов, выступавших на ярко-красных Alfa Romeo.
Не желая уступать на домашней трассе, новую модель 375 подготовил и Энцо Феррари. За рулем новинки Альберто Аскари смог выйти в лидеры гонки, но из-за дефекта литья не выдержал нагрузки блок цилиндров. Гонщик прыгнул в машину напарника Дорино Серафини и вернулся на трассу, но так и не смог настичь «Альфетту» Джузеппе Фарины, который выиграл и Гран При, и титул чемпиона мира.
Памятные моменты
Пятым в Монце, уступив победителю пять кругов, финишировал француз Филипп Этанселен, выступавший на Talbot-Lago. Гонщик стал автором достижения, побить которое, по всей видимости, не удастся уже никому и никогда. Он заработал зачетные очки в возрасте 53 лет и восьми с лишним месяцев. Для справки – примерно столько сейчас Алену Просту.
Фокус: Филипп Этанселен (гонщик)
Этот гонщик появился на свет самым первым из тех, кто хоть раз выходил на старт этапа чемпионата мира – еще в 1896 году. Его семья была весьма состоятельной – на протяжении многих лет Этанселены разводили овец на полях Нормандии – поэтому нет ничего удивительного, что на 20-летие юноша купил себе спортивную Bugatti 35. Именно за рулем этой машины он регулярно участвовал в местных состязаниях по подъему на холм, а затем, набравшись опыта, решил попробовать свои силы в достаточно сильной региональной гонке – Гран При Марны.
К немалому удивлению собравшихся, Этанселен финишировал первым, после чего решил заняться спортом всерьез. В теплое время года он выступал в соревнованиях в Европе и Америке, в холодное – торговал шерстью. Пик карьеры Филиппа пришелся на первую половину 30-х. Он победил в Гран При Франции '30, а три года спустя уступил победу в этой же гонке лишь на последнем круге.
В 1934-м француз, который к тому моменту получил прозвище «Фи-Фи», первенствовал в «24 часах Ле-Мана», выступая на Alfa Romeo 8C в паре в Луиджи Кинетти (который, к слову, через несколько десятилетий станет правой рукой самого Энцо Феррари на американском континенте). Наконец, в 1936-м Этанселену покорился Гран При По.
Разумеется, это лишь список самых серьезных его побед, сюда не входят трофеи, добытые в соревнованиях попроще. В то же время гонщик, как и его коллеги, не мог не видеть, что во второй половине 30-х бороться с немецкими Mercedes и Auto Union стало уже практически невозможно. Он даже на какое-то время прекратил выступать, но в 1938-м вернулся в команду британского инженера, но венецианца по рождению, Антонио Лаго. На Talbot-Lago Филипп гонялся вплоть до начала Второй мировой, а когда отгремел салют победы – вновь сел за руль гоночной машины.
Перевалив за полувековой юбилей, гонщик не утратил скорости, что доказал победой на Гран При Парижа 1949 года. В Формуле 1 француз стартовал 12 раз, и его лучшим достижением стали два пятых места в чемпионате’1950. В домашней гонке он вел машину попеременно с Эуженом Шабу, а в Монце одолел всю дистанцию сам. Самый «древний» (в хорошем смысле этого слова) участник чемпионата мира закончил карьеру в 1953-м и вскоре после этого был награжден орденом Почетного легиона за вклад в развитие автоспорта, которому он отдал четыре десятилетия жизни.
Филипп Этанселен умер в фамильном поместье близ Парижа осенью 1981 года.
Цифры
Гонщики Ф1, родившиеся в 19-м веке:
Гонщик | Родился | Дебютировал | В возрасте |
Артур Лега | 01.11.1898 | 22.06.1952 | 53г 8м 21д |
Филип Этанcелен | 28.12.1896 | 13.05.1950 | 53г 5м 16д |
Пьеро Дузио | 13.10.1899 | 07.09.1952 | 52г 11м 24д |
Адольф Брудес | 15.10.1899 | 03.08.1952 | 52г 10м 18д |
Клементе Бьондетти | 18.08.1898 | 03.09.1950 | 52г 0м 16д |
Луиджи Фаджиоли | 09.06.1898 | 13.05.1950 | 51г 11м 4д |
Луи Широн | 03.08.1899 | 13.05.1950 | 50л 9м 10д |
Проект F1News.Ru 2008-2009