Гран При Италии: Историческое превью от F1News.Ru

Название итальянского парка Вилла Реале не слишком известно, но именно там в 1922 году был построен гоночный трек, повлиявший на ход мировой автоспортивной истории. Жители небольшого городка Монца и предположить не могли, что его название станет синонимом скорости, а тихое и размеренное течение их жизни ежегодно будет нарушаться приездом многотысячной армии болельщиков со всего мира.

В истории Аутодромо Национале – старейшего действующего автодрома Старого света – есть немало печальных страниц, но позитивных эмоций эта трасса принесла не в пример больше. Сюда стоит приехать хотя бы ради невероятной атмосферы, царящей вокруг Гран При Италии, да и гонка едва ли оставит кого-то равнодушным. Невероятные скорости, жесткие торможения и обязательная толкотня на первом круге превращают её в яркий спектакль – жаль лишь, что длится он обычно всего час с небольшим.

Ситуацию может изменить дождь, но на этот раз его вероятность невелика, так что нас ждет скоротечная классика жанра. Конечно, с начала 70-х, когда в Монце появились первые «эски», обгоны при помощи слип-стрима уже не столь просты, но всё же на итальянском кольце гонщикам легче реализовать преимущество в скорости. При этом, правда, нужно соблюдать осторожность – вывернутые в угоду скорости почти параллельно асфальту антикрылья обеспечивают гораздо меньший уровень прижимной силы, так что ошибки здесь можно увидеть чаще, чем на других трассах.

В последние годы у гонщиков больше нет возможности освоиться на трассе во время традиционных тестов, которые обычно проходили за неделю до гонки, так что время на свободных заездах в пятницу и субботу будет на вес золота. Попутно гонщикам и командам надо будет изучить поведение двух составов резины – Soft и Hard. Тактическая схема на этот раз наверняка будет самой простой – с единственным пит-стопом.

Тацио Нуволари на Auto Union D мчится к победе в Гран При Италии 1938 года

В 1938 году о таких вещах, как обязательный пит-стоп, шины без протектора или хотя бы прижимная сила, в гонках Гран При никто и слыхом не слыхивал. Но в парк Вилла Реале на последний предвоенный Большой Приз Италии все равно съехались несколько сот тысяч болельщиков – ведь в списке участников значились все звёзды того времени.

С середины 30-х владельцы трассы пытались сдержать рост скоростей, для чего предлагали пилотам весьма необычные конфигурации – как-то им даже приходилось ездить по сегодняшней стартовой прямой в разные стороны! В 1938-м пилоты начинали круг по классической трассе, а незадолго до Параболики по небольшой аллейке уходили на овал (именно этот участок представлен на фото), и уже по нему возвращались в зону боксов. Планировалось, что к следующему сезону трассу серьезно перестроят, добавив несколько новых поворотов – но в силу известных событий эти планы так никогда и не были реализованы.

В квалификации Гран При доминировали пилоты Mercedes, занявшие три первые места на решетке. Однако вскоре после старта представителям «трёхлучевой звезды» навязали борьбу пилоты Auto Union. Кумир трибун – блистательный Тацио Нуволари – уже к восьмому кругу вывел свою машину в лидеры гонки. Все попытки угнаться за ним ни к чему не привели – вскоре из трех Mercedes две остановились с отказавшими моторами, а третью Рудольф Караччиола вел к финишу, превозмогая боль: горячая охлаждающая жидкость сочилась на ноги пилота.

Правда, и в стане Auto Union не все шло лучшим образом – заводские пилоты Штук и Мюллер тоже сошли после отказов двигателя. Но Нуволари в этот день был неподражаем и выиграл домашнюю гонку, на круг опередив Alfa Romeo будущего чемпиона Формулы 1 Джузеппе Фарины. Невезучий Караччиола финишировал третьим.

После гонки 1938 года Большие призы покинули Монцу на долгих одиннадцать лет, но потом прописались там навсегда.

…И еще десять гонок, оставивших след в истории

1921 – Стремясь идти в ногу со временем, итальянцы учреждают свой Гран При. Поскольку стационарных трасс у них еще нет, дебютную гонку проводят по улицам Брешии. Первым победителем становится француз Жюль Гу, выступающий на автомобиле забытой ныне марки Ballot.

1949 – Первый послевоенный Гран При Италии в Монце и первая победа машины марки Ferrari на Аутодромо Национале – её одержал, стартовав с поула, Альберто Аскари.

1956 – Стирлинг Мосс лидировал в гонке на Maserati, но незадолго до финиша остановился на трассе с пустым баком. Напарник британца Луиджи Пиотти пристроился следом и своей машиной дотолкал того до боксов. Мосс вернулся на трассу после дозаправки и выиграл гонку!

1961 – Трагическая гибель немецкого пилота Скудерии Вольфганга фон Трипса и полутора десятков болельщиков омрачила завоевание его партнером, американцем Филом Хиллом, победы в гонке и звания сильнейшего по итогам всего сезона. В последний раз трасса в Монце использовалась в 10-километровой конфигурации, включающей профилированный овал.

1970 – Еще одна черная страница: авария на воскресной разминке унесла жизнь Йохена Риндта. Клиновидный Lotus вылетел с трассы перед поворотом Parabolica и на большой скорости ударился об ограждение. Австрийский гонщик и поныне остается единственным, кто завоевал чемпионское звание в Формуле 1 посмертно.

1971 – Не слишком известный британец Питер Гетин стал победителем одной из самых удивительных гонок в истории Больших Призов. Пилот McLaren выиграл у серебряного призера 0,01, а у занявшего пятое место – всего 0,61 секунды! После этого трасса была серьезно изменена – здесь появилось несколько медленных связок.

1978 – Ошибка судьи-стартера привела к массовой аварии на пути к первому повороту. Несколько пилотов оказались в больнице Милана, где швед Ронни Петерсон скончался той же ночью.

1988 – Знаменитый двойной успех пилотов Ferrari в сезоне, где все остальные 15 этапов остались за представителями McLaren. Но на этот раз Айртон Сенна и Ален Прост до финиша не добрались, а Герхард Бергер и Микеле Альборето посвятили свой дубль памяти Энцо Феррари, земной путь которого прервался незадолго до гонки.

2006 – Выиграв в 90-й раз в своей гоночной карьере, Михаэль Шумахер заявил на послегоночной пресс-конференции о том, что покидает Формулу 1. В этот же день же на подиум Формулы 1 впервые поднялся 21-летний дебютант BMW Sauber Роберт Кубица.

2008 – Дождь, поливающий Монцу на протяжении всего уик-энда, подарил сенсацию. Сначала в квалификации, а затем и в гонке сильнейшим стал 21-летний Себастьян Феттель. Юный немец выступал на слабенькой Toro Rosso, но угнаться за ним соперники на куда более серьезной технике так и не смогли.

Читайте ещё