Гран При Италии: Пресс-конференция в воскресенье

Слева направо: Дженсон Баттон, Фернандо Алонсо, Фелипе Масса

1. Фернандо Алонсо (Ferrari) - 1 ч. 16 мин. 24.572 сек.
2. Дженсон Баттон (McLaren) - 1 ч. 16 мин. 27.510 сек.
3. Фелипе Масса (Ferrari) - 1 ч. 16 мин. 28.795 сек.

Вопрос: Фернандо, вчера вы назвали свой поул особенным. Что значит для вас сегодняшняя победа на родине Ferrari?
Фернандо Алонсо: Свои ощущения я могу сравнить только с чувством, которое испытал в Барселоне в 2006-м году, когда выиграл свой домашний Гран При. Это был особенный момент, но и сегодняшняя победа тоже особенная.

Гонка была трудной, соперники очень сильны, а Дженсон выступил просто великолепно. Мы хотели, чтобы Ferrari заняли две первых позиции, но возникли некоторые трудности, когда он отлично стартовал. Однако команда сработала очень хорошо, безукоризненно провела пит-стоп, и своим первым местом я обязан ей, поскольку обошел Дженсона в боксах.

Вопрос: О чем вы подумали, когда увидели, как Дженсон отправился на пит-лейн? Для вас это стало подарком судьбы?
Фернандо Алонсо: У нас было два варианта проведения пит-стопа с разницей в один круг: надо было сделать правильный выбор и заехать на пит-лейн в нужный момент. Когда мы увидели, что Баттон свернул в боксы, оставалось лишь пройти хороший круг и надеяться на механиков Ferrari. Круг был более-менее нормальным, но выдающимся я бы его не назвал, зато пит-стоп оказался исключительно быстрым.

Вопрос: Дженсон, вы довольно долго сдерживали атаки Фернандо, но затем первым отправились на пит-стоп. Что произошло?
Дженсон Баттон: На старте всё получилось. Видимо, Фернандо немного опоздал, и у меня было достаточно места, чтобы протиснуться внутрь в первом повороте. После этого на первом круге пришлось непросто – моя машина настроена на большую прижимную силу, а эти парни были очень быстры на прямых. Большую часть гонки я смотрел в зеркала, чтобы убедиться в том, что Фернандо не подобрался на дистанцию атаки – в Монце об этом сложно судить, поэтому я глядел и на телеэкраны. Прессинг был очень серьёзным.

Не думаю, что сегодня мы были так же быстры, как Ferrari, но в целом я доволен машиной. Мы провели пит-стоп на круг раньше, чем Фернандо. После выезда из боксов жесткая резина плохо держала трассу, возникла вибрация – шины не работали, а потом я увидел, что Алонсо выезжает впереди.

Впрочем, уик-энд прошел хорошо и второе место – отличный результат. Трое гонщиков, поднявшихся на подиум, мечтали заработать очки, и все мы сделали шаг вперёд в борьбе за титул…

Вопрос: Расскажите о старте – насколько плотной была борьба с Ferrari в первом повороте?
Дженсон Баттон: Я неплохо стартовал, но в зеркалах мог видеть лишь Фернандо. В первом повороте он пытался тормозить намного позже, однако мне удалось удержать лидерство. Честно говоря, меня очень беспокоил выход из второй шиканы – стоило допустить ошибку, Фернандо сразу бы пристроился в слипстрим и провел атаку в четвертом повороте. К счастью, этого не произошло.

Из-за постоянно прессинга со стороны Ferrari этап получился крайне изматывающим, но я финишировал вторым, очень доволен этим результатом и буду с нетерпением ждать оставшихся гонок.

Вопрос: Фелипе, расскажите о старте, борьбе с Фернандо Алонсо и столкновении с Льюисом Хэмилтоном…
Фелипе Масса: Я стартовал неплохо, но Дженсон все равно сработал лучше. В первом повороте он тормозил очень поздно, а я старался следовать строго за ним, но потом заметил, что Фернандо выходит слишком широко, и сместился на внешний радиус – правда, у напарника было чуть больше сцепления с асфальтом, поэтому он остался впереди и занял оптимальную траекторию. Я ехал чуть левее, и когда Фернандо направил машину в следующий поворот, сместился наружу и последовал за ним, как вдруг почувствовал удар от машины Льюиса. Похоже, Хэмилтон находился на внутреннем радиусе и пытался протиснуться за Алонсо, но я не видел, что именно произошло, а всего лишь почувствовал, как кто-то врезался в меня сзади…

Вопрос: Вы намного позже провели пит-стоп. Рассчитывали опередить и Фернандо, и Дженсона?
Фелипе Масса: Идея провести поздний пит-стоп была вполне разумной, но мы предполагали, что жесткая резина уже после первого круга позволит ехать быстрее, чем мягкая, однако у меня возникли такие же проблемы, как у Дженсона. Впрочем, чуть позже шины пришли в рабочее состояние, и темп заметно вырос.

В любом случае, гонка получилась неплохой. Возможно, я потерял немного времени на пит-стопе и из-за этого не смог побороться за лидерство, однако результат все равно впечатляет. Приехать сюда и с высоты подиума увидеть тысячи людей на главной прямой – это фантастика!

Вопрос: Фернандо, вы снова вернулись в число претендентов на титул. Победа в Монце вселяет уверенность?
Фернандо Алонсо: Любой хороший результат придает дополнительную уверенность, мотивирует всю команду, так что мы продолжим напряженно работать и не собираемся сдаваться. Мы знаем, что при сегодняшней системе начисления очков одна хорошая гонка, или одна неудача, могут сильно повлиять на ситуацию в чемпионате. Это был хороший уик-энд, однако надо сохранять спокойствие и попытаться стабильно провести оставшиеся пять Гран При. Надо постараться подняться на подиум во всех пяти гонках – теперь это главная задача.

Но сегодня мы можем позволить себе отпраздновать победу, и два следующих дня я проведу в Маранелло, чтобы поблагодарить всю команду, – а о чемпионате будем думать позже.

Вопрос: Фернандо, стоять на подиуме в Монце – незабываемое ощущение, не так ли?
Фернандо Алонсо: Как я уже говорил, это ощущение можно сравнить разве что с моей победой в Гран При Испании в 2006-м году. Это был особенный момент, и сегодняшний результат тоже особенный.

Вопрос: И он крайне важен с точки зрения борьбы за титул…
Фернандо Алонсо: Если учесть, что Марк Уэббер финишировал только шестым, а Льюис Хэмилтон и вовсе сошел с дистанции, сегодняшняя победа позволила отыграть немало очков, но, как я сказал ещё в четверг, наши шансы на титул не зависят на 100% от действий соперников – мы сами должны выступать предельно стабильно. Это был хороший уик-энд, но в Спа все закончилось намного хуже – сейчас мы уже не можем позволить себе подобные неудачи.

Нужно как можно чаще финишировать на подиуме, а там посмотрим, чем ответят соперники. В настоящий момент нам нет смысла наблюдать за конкурентами, поскольку мы сами не всегда выкладываемся по максимуму. Необходимо сосредоточиться на собственной работе.

Вопрос: Расскажите о старте гонки…
Фернандо Алонсо: Это был очень напряженный момент. Старт прошел без особых проблем, разве что Дженсон чуть лучше сорвался с места – я пробовал перекрыть траекторию, но было уже поздно. В первом повороте я пытался тормозить чуть позже, но Баттон уже перехватил инициативу. Более того, я зацепил носовым обтекателем заднее левое колесо его McLaren – моя F10 немного подпрыгнула, а потом при приземлении слегка задела правым боком машину Фелипе.

Два контакта за пару метров – естественно, я опасался, что машина получила какие-то повреждения, что уже в следующем повороте её сорвет в занос, поэтому первые два круга стали своеобразной проверкой. Опасения не подтвердились, но первые десять секунд гонки оказались очень непростыми, поскольку я предполагал худший из вариантов…

Вопрос: А потом вы просто ждали пит-стопа Дженсона…
Фернандо Алонсо: Нет, мы атаковали Дженсона! Я был уверен, что рано или поздно смогу подобраться достаточно близко и на выходе из Parabolica воспользуюсь преимуществом в максимальной скорости, поэтому атаковал на протяжении всей гонки. Однако Дженсон пилотировал безупречно, не оставляя мне шансов на обгон – отрыв между нами не уменьшался.

Вопрос: Когда он отправился в боксы, вы сразу взвинтили темп?
Фернандо Алонсо: У нас было два варианта – остановиться на один круг раньше или на один круг позже McLaren. Когда Дженсон отправился в боксы, мы знали, что у нас в запасе есть всего один круг, поскольку потом жесткая резина обеспечит соперникам лучшую скорость. Я утопил педаль газа в пол, выложился на все 100%, а команда невероятно быстро провела пит-стоп – пожалуй, своей сегодняшней победой я обязан именно нашим механикам.

Вопрос: На пятидесятом круге вы неожиданно срезали первую шикану…
Фернандо Алонсо: На протяжении полутора кругов передо мной ехал Педро де ла Роса. Мне показалось, что он готов пропустить меня в первой шикане – я затормозил чуть позже, однако Sauber вдруг «захлопнул калитку». Чтобы избежать столкновения, мне пришлось направить машину в зону безопасности и замедлиться до предела, чтобы не повредить днище и подвеску об искусственные кочки. Было бы лучше обойтись без таких маневров, но Sauber перекрыл траекторию… Хорошо, что моя машина не пострадала.

Вопрос: Дженсон, как вы оцениваете свой выбор аэродинамической конфигурации после сегодняшней гонки?
Дженсон Баттон: Думаю, я поступил правильно. Старт прошел неплохо, и мы заранее рассчитали, что до первого поворота я не должен уступить позицию более быстрым машинам. Все сложилось даже лучше – я сразу перехватил лидерство.

Честно говоря, я не почувствовал контакта с Фернандо. Судя по записи, там было немало обломков – не знаю, принадлежали они моей машине или машине соперника. Для меня гонка в любом случае сложилась непросто – приходилось все время смотреть в дрожащие зеркала и оценивать, насколько близко подобрался Алонсо. На прямых он ехал намного быстрее, но мне удавалось удерживать его позади – со стороны всё выглядело довольно спокойно, но нервы были напряжены до предела.

Возможно, мы допустили ошибку, когда заехали в боксы на круг раньше Ferrari. Команда предположила, что в тот момент жесткая резина сработает намного лучше мягкой – позже это подтвердилось, однако сразу после пит-стопа я на протяжении целого круга не мог добиться нужного уровня сцепления и потерял время.

Впрочем, второе место – тоже хороший результат. Команда оперативно провела пит-стоп и на протяжении всей гонки предоставляла мне полную информацию о событиях на трассе. Мы набрали немало очков, это хорошо для борьбы в чемпионате, но все-таки мне жаль упустить победу…

Вопрос: Полагаете, все решил тот круг после пит-стопа?
Дженсон Баттон: Да, но и в целом наш темп оказался немного ниже ожидаемого. Ferrari были быстры на протяжении всей дистанции, и я не мог оторваться от Фернандо больше, чем на полторы секунды. Меня удивило, насколько близко они подъезжали ко мне в поворотах – мы предполагали, что с большей прижимной силой я смогу уйти в отрыв, однако этот план не сработал. MP4-25 была очень быстра, но преимущество все равно осталось за Ferrari – что ж, мои поздравления! Сегодня я отыграл у Марка Уэббера 13 очков и теперь уступаю всего 22 – не так уж и плохо. Посмотрим, как пойдут дела в Сингапуре.

Вопрос: Фелипе, вы тоже говорили, что на более жесткой резине машина ехала быстрее…
Фелипе Масса: Мы с McLaren довольно долго ехали в одном темпе, как вдруг Дженсон отправился на пит-лейн и по возвращении на трассу резко замедлился. Вскоре он снова набрал скорость, но в тот момент мне показалось, что на мягкой резине его машина ехала намного быстрее.

Затем пришла наша очередь менять резину – возможно, мне следовало чуть дольше задержаться на трассе, но после всегда легко рассуждать. В целом момент был верным, однако я столкнулся с теми же проблемами, что и Дженсон.

Тем не менее, гонка сложилась неплохо, машина подтвердила свою скорость. Старт получился непростым, в четвертом повороте меня зацепил Льюис, но в остальном обошлось без неприятностей.

Вопрос: Машина не получила повреждения?
Фелипе Масса: Честно говоря, я не проверял. Вряд ли.

Вопрос: Вы довольны третьим местом?
Фелипе Масса: Пожалуй, да. Возможно, в самом начале гонки у меня был шанс опередить Фернандо, у которого возникли трудности с атакой на Дженсона, но в следующем повороте он оказался на внутреннем радиусе. Перед своим пит-стопом Фернандо вплотную подобрался к McLaren и за счет оперативной смены шин смог выйти вперед – на трассе обгон вряд ли бы удался, несмотря на нехватку максимальной скорости у машины Дженсона.

Вопросы с мест

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, Себастьян Феттель заехал в боксы на последнем круге гонки. Могли ли вы использовать такую же тактику, чтобы удержать Ferrari позади, или этот вариант даже не рассматривался?
Дженсон Баттон: Мы привыкли рассматривать все варианты и в тот момент были уверены, что следует заехать в боксы на круг раньше соперников, однако сейчас я сомневаюсь в правильности такого решения. Когда лидируешь с преимуществом в полсекунды, трудно определиться, стоит ли останавливаться кругом раньше, или кругом позже. Ситуация была не из простых и закончилась не лучшим образом, но результат все равно неплох – надеюсь, в Сингапуре мы выступим ничуть не хуже.

Вопрос: (Фредерик Ферре – L'Equipe) Вопрос для Фернандо и Фелипе. Ferrari создала спецификацию, способную победить на уникальной трассе в Монце. Насколько большой объем работы предстоит выполнить команде, чтобы перестроить машину перед более традиционными этапами?
Фелипе Масса: Если сравнивать Монцу с другими трассами, разница будет очевидна. По сути, сейчас нам предстоит вернуться к спецификации, использовавшейся в Монако, поскольку она отвечает требованиям трассы в Сингапуре. В Сузуке мы планируем использовать аэродинамику, схожую с той, что предназначалась для Сильверстоуна, Стамбула и Барселоны. Как вы понимаете, все эти трассы заметно отличаются от Монцы, они требуют существенно большей прижимной силы, а в таких условиях Red Bull выглядит особенно сильно. Впрочем, мы не рассчитываем на легкую жизнь. Соперники готовы бороться за поулы и победы, и чтобы дать им достойный ответ, мы должны самым оптимальным образом готовить машину к каждой из оставшихся трасс. Предстоит серьезная работа, но я верю в нашу команду.

Фернандо Алонсо: В Монце используются уникальные антикрылья, но в остальном машина остается практически неизменной. Не думаю, что нам стоит беспокоиться насчет спецификации, предназначенной для Сингапура, однако, как заметил Фелипе, городская трасса является полной противоположностью Монце с точки зрения конфигурации поворотов, и на ней Red Bull, скорее всего, будут очень быстры.

Вопрос: (Боб МакКензи – The Daily Express) Дженсон, судя по всему, отставание, стоившее вам лидерства, было создано на пит-лейн. Вы провели в боксах 4,2 секунды, а Фернандо – 3,4. Мое предположение верно, или я ошибаюсь?
Дженсон Баттон: Пит-стоп – это всегда риск. Разумеется, по ходу уик-энда механики неоднократно тренировались, но для них мой пит-стоп был первым в «боевых» условиях. Мне показалось, что все прошло очень быстро, однако я не знал, что в Ferrari сработали намного оперативнее. Впрочем, мы потеряли время не только в боксах: когда я вернулся на трассу, начались проблемы с резиной – я чувствовал, что еду гораздо медленнее, чем на изношенных мягких шинах! Не думаю, что потерю лидерства стоит списывать на сам пит-стоп – судя по всему, мы вдобавок выбрали не самый удачный момент…

Вопрос: (Хайме Родригес – El Mundo) Фернандо, вы впервые сражаетесь за титул, выступая в роли догоняющего, тогда как в 2005-м и 2006-м уверенно лидировали в чемпионате. Прессинг изменился?
Фернандо Алонсо: Кажется, я боролся за титул ещё и в 2007-м. В том сезоне я проигрывал лидеру двадцать очков, но к финальной гонке отыграл отставание.

Конечно, каждый хочет лидировать в чемпионате и контролировать преимущество, ведь сегодняшняя ситуация не оставляет нам права на ошибку. К примеру, до воскресенья Льюис Хэмилтон возглавлял личный зачет – не знаю, сохранил ли он лидерство после схода с дистанции, но по-прежнему претендует на титул. С нами такой маневр не пройдет: одна ошибка – и шансов уже не останется. Ситуацию не назовешь идеальной, однако мы обязаны справиться с этим прессингом и показать достойный результат. Впереди еще пять гонок – нужно выкладываться по максимуму и ни в коем случае не сдаваться.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фернандо, отличный результат! Когда вы перешли в Ferrari, вы мечтали о чем-то подобном?
Фернандо Алонсо: Честно говоря, я даже не представлял, что всё сложится настолько удачно. Как я уже говорил, процесс интеграции в команду прошел на удивление быстро – сотрудники Ferrari и болельщики оказали мне невероятно теплый прием. Мне уже доводилось бывать на подиуме Монцы и видеть многочисленных поклонников команды, но оказаться на верхней ступеньке и наблюдать, как эти люди радуются твоему успеху – это нечто невероятное!

Вопрос: (Хейкки Культа – Turun Sanomat) Фернандо, сегодняшний пит-стоп можно считать быстрейшим, или на тренировках механики Ferrari справлялись с работой за меньшее время?
Фернандо Алонсо: Не знаю, нужно посмотреть записи. Кажется, у нас была всего одна гонка с пит-стопом в 3,4 секунды – сегодняшняя. Не помню, успевали ли мы сменить шины за 3,2 секунды, было ли это в условиях гонки, когда нервы напряжены до предела. Сражаться за победу и знать, что твой основной соперник заехал в боксы на круг раньше, и тебе нужно сделать все за три секунды здесь, в Италии, где механики тоже испытывают серьезный прессинг… Похоже, это был действительно быстрейший пит-стоп. Когда я увидел зеленый сигнал, то просто включил первую передачу – к тому моменту механики сменили все шины, а у меня уже не было времени возиться со всеми переключателями. Со стороны это выглядело поистине впечатляюще – огромное спасибо всей нашей команде!

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, отчасти вы уже ответили на этот вопрос, и все-таки, насколько сегодняшний успех отличается от победы здесь же, в Монце, в 2007 году?
Фернандо Алонсо: В 2007 году местные болельщики вряд ли радовались нашему успеху, поскольку тогда мы были основным соперником Ferrari. Сегодняшняя победа позволила стать частью общей атмосферы – должен сказать, это потрясающее ощущение! Толпы фанатов у входа в паддок, повсеместные улыбки и невероятная поддержка – думаю, благодаря этим людям нам с Фелипе удался фантастический уик-энд!

Вопрос: (Карлос Микель – Grand Prix Actual) Фернандо, вы уверены, что Ferrari сможет показывать стабильные результаты вплоть до окончания сезона, который до сей поры складывался из взлетов и падений? И еще – как вела себя машина сразу после выезда из боксов? Вам нужно было тормозить перед первым поворотом, но резина еще не успела прогреться…
Фернандо Алонсо: Что касается взлетов и падений… В каждой гонке команда старается сработать по максимуму. В Спа мы были недостаточно конкурентоспособны, однако до этого победили в Хоккенхайме и финишировали вторыми в Венгрии. Но даже если в Бельгии нам на самом деле не хватало скорости, не стоит забывать, что ещё на первом круге той гонки в меня врезался Рубенс Баррикелло, я был вынужден заехать в боксы за новым комплектом шин и сразу уступил лидерам более двадцати секунд. В противном случае мы могли бы финишировать на шестом или седьмом месте, и эти очки очень пригодились бы в чемпионате. Уверен, в оставшихся гонках Ferrari выступит намного стабильнее, а единственное реальной неудачей можно считать разве что этап в Спа.

Если говорить о выезде с пит-лейн, момент получился весьма напряженным. Когда я впервые взглянул в зеркала, Дженсон был достаточно далеко, и я подумал: «Здорово, в первом повороте я точно окажусь впереди». Правда, я забыл, что McLaren приближается на скорости в 320 км/ч, поэтому в первый поворот мы влетели едва ли не бок о бок, но стоило мне коснуться педали газа, как на свежей резине машину едва не развернуло! Впрочем, на этом опасные моменты закончились. С торможением не возникло никаких проблем, и единственное, что меня на самом деле удивило, это скорость машин на главной прямой…

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Фелипе, вы сказали, что потеряли время на пит-стопе. Что произошло? Вы полагаете, что в нормальной ситуации смогли бы выехать из боксов впереди Дженсона?
Фелипе Масса: Трудно сказать – в момент выезда с пит-лейн он и Фернандо уже промчались мимо, но я был очень близок к цели. Не понимаю, что произошло: я видел лишь, как с правым передним колесом возникла какая-то заминка, но не могу назвать подробности. В любом случае, пит-стоп получился совсем не таким, как у Фернандо – мы потеряли почти секунду. Возможно, в колесе было что-то не так, или я остановился не совсем правильно… Шанс, вероятно был, но сложно сказать, насколько реальный…

Вопрос: Вопрос для Фернандо: Когда вы ехали позади Дженсона и видели, что он не допускает ни единой ошибки, вы задумывались о том, что второе место – тоже неплохой результат?
Фернандо Алонсо: Разумеется. На втором или третьем круге мой гоночный инженер сообщил, что Хэмилтон выбыл из гонки, а Уэббер едет только девятым – я понял, что для сохранения шансов на титул мне достаточно просто добраться до финиша. Но мы знали, что первое место в Монце – это нечто потрясающее, и должны были бороться до конца, поскольку наши болельщики этого заслуживали.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, пусть сегодня вам не удалось победить, считаете ли вы эту гонку одной из лучших в карьере, принимая во внимания обстоятельства, с которыми вам пришлось бороться? Наверное, в таких условиях сход Льюиса стал хорошей новостью…
Дженсон Баттон: Я до самого финиша не знал, что Льюис выбыл из гонки, равно как не знал, что Марк провалил старт. Впрочем, это бы ничего не изменило – я хотел максимально сосредоточиться на гонке и ехать в стабильно высоком темпе. Стоило допустить ошибку на выходе из поворота, ситуация обернулась бы кошмаром, поскольку позади меня ехали две Ferrari, превосходившие MP4-25 по скорости на прямых.

Гран При Италии получился очень непростым, но я рад второму месту. Теперь я уступаю лидеру всего 22 очка, а при новой системе начисления это не так уж и много – меньше, чем «стоимость» одной победы. Я занимаю четвертую строчку в личном зачете, у меня еще есть шансы на титул – да, результат на самом деле неплохой, но всё-таки немного обидно, что сегодня я не смог удержать первую позицию.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё