Гран При Италии: Пресс-конференция в четверг

Пресс-конференция в четверг

Участники: Ярно Трулли (Lotus), Рубенс Баррикелло (Williams), Дженсон Баттон (McLaren), Витантонио Лиуцци (Force India)

Вопрос: Ярно, домашняя гонка – что она значит для вас? Вы начнете её с новой командой…
Ярно Трулли: Да, всегда приятно возвращаться в солнечную Монцу! Впрочем, здесь тоже случаются сильные дожди, и никому из нас не хотелось бы гоняться в таких условиях.

Лично я обожаю Монцу за уникальную атмосферу. Это домашний Гран При, вокруг тысячи тифози – конечно, все их внимание приковано к Ferrari, но и остальные итальянские гонщики чувствуют поддержку. Нынешний визит в Монцу особенный вдвойне, ведь я приехал сюда с легендарной Lotus. Уверен, на трибунах будет немало наших болельщиков – интересно взглянуть на эмоции тех, кто помнит былые заслуги моей новой команды!

Вопрос: Полагаете, проблемы с коробкой передач остались в прошлом?
Ярно Трулли: За последние несколько гонок мы добились заметного прогресса, ситуация улучшилась, но риск есть. Впрочем, мы не намерены опускать руки. Впереди еще несколько Гран При, нужно выкладываться по максимуму, чтобы удержать десятую позицию в зачете Кубка Конструкторов. Если вспомнить результаты в Канаде, где похожий уровень прижимной силы, на этой трассе Lotus должна быть вполне конкурентоспособна – мы настроены очень оптимистично!

Вопрос: Интересно взглянуть на результаты команд-дебютантов, ведь каждая из них будет использовать свой вариант настроек аэродинамики. Рассчитываете на преимущество?
Ярно Трулли: Да, ведь с малой прижимной силой в Канаде наша T127 ехала довольно быстро. В дебютном сезоне у нас нет ориентиров, каждая гонка может сложиться совершенно непредсказуемым образом, но в Монреале мы были намного ближе к соперникам – есть повод для оптимизма.

Вопрос: Рубенс, в Бельгии вы провели свою 300-ю гонку в Формуле 1. Правда, сложилась она не совсем удачно. Расскажите, как вы готовились к ней, и каково это – в 300-й раз выйти на старт Гран При?
Рубенс Баррикелло: В любом случае, это был фантастический уик-энд. В четверг я встретил в паддоке немало гонщиков, и многие из них, включая самых молодых, задавали один и тот же вопрос – как мне удалось сохранить мотивацию! Забавно слышать такое от новичков, которые еще не представляют, как попасть в Формулу 1, и не знают, насколько этот мир меняет людей. Со всеми этими переездами и прессингом мы иногда забываем, зачем вообще участвуем в гонках, однако ответ прост – мы обожаем этот спорт.

Нам удалось неплохо подготовиться к бельгийскому этапу – жаль, на выходе из скоростного Blanchimont я не учел, что дождь сильно намочил трассу. Поворот проходится на полном газу, и когда я коснулся педали тормоза, я не предполагал, что асфальт окажется настолько мокрым. В тот момент я вплотную преследовал Нико Росберга и сместился на внутренний радиус, тогда как остальные гонщики, включая Алонсо, ехали по внешнему. У Фернандо было время сориентироваться и избежать столкновения с машинами впереди – он и Адриан Сутил выехали за пределы трассы, но смогли вернуться в гонку, а вот некоторым пришлось срезать шикану. Я находился внутри и не мог увернуться от поворачивающей Ferrari – не представляю, почему моя машина получила гораздо более серьезные повреждения! Если бы все сложилось иначе, у меня наверняка был бы шанс финишировать в призовой восьмерке, ведь я обожаю гоняться в дождь…

Вопрос: Какие планы на предстоящую гонку? Вы финишировали в девяти предыдущих Гран При Италии, причем трижды – на первом месте. Полагаю, вам нравится эта трасса?
Рубенс Баррикелло: Очень! В прошлом году мы с Дженсоном Баттоном финишировали дублем, а до этого я на раз выигрывал Гран При Италии за Ferrari. Автодром был заполнен тифози, одетыми в красные цвета Scuderia – они наверняка ждали очередной победы своей команды, но, надеюсь, рассчитывали увидеть меня на подиуме. Это была потрясающая гонка!

Мне нравится конфигурация Монцы, здесь я конкурентоспособен и могу надеяться на удачный уик-энд. Учитывая характеристики трассы и наличие скоростных прямых, все команды будут использовать особые настройки аэродинамики – думаю, у нас хорошие шансы на высокий результат.

Вопрос: Как насчет остальных гонок? Чего можно ждать от Williams?
Рубенс Баррикелло: Скажем, в Сингапуре наша команда всегда выглядела очень сильно, а в этот раз мы привезем туда обновленный аэродинамический обвес. Команда активно дорабатывает машину – надеюсь, до конца сезона мы добьемся заметного прогресса. После Гран При Турции мы неоднократно пробивались в финал квалификации – уверен, нам по силам сделать еще один шаг вперед.

Вопрос: Витантонио, в Бельгии вы подолгу экспериментировали с различными вариантами настроек. Как вела себя машина в гонке?
Витантонио Лиуцци: Лучше, чем в пятницу и субботу, однако нам все равно пришлось иметь дело с нехваткой максимальной скорости. До квалификации всё складывалось ужастно, в гонке дела пошли чуть лучше, однако машина ехала не на все 100%. Уик-энд получился не из простых, но нам удалось заработать одно очко, что в принципе неплохо.

Из проблем с нехваткой скорости мы уже не раз упускали хороший результат, и команда делает всё возможное, чтобы найти причину. Досадно, что неприятности зачастую случались лишь с моей машиной, но таковы гонки. После Гран При Бельгии мы серьезно поработали над VJM03 – надеюсь, здесь все будет в порядке. Пока неясно, задействуем ли мы воздуховод, но проблем в любом случае должно быть меньше.

Вопрос: Как вы оцениваете свои шансы на гонку? В прошлом году в Монце машины Force India были очень конкурентоспособны...
Витантонио Лиуцци: Как я уже сказал, после предыдущей гонки VJM03 была серьезно доработана – уверен, здесь мы выступим сильнее, чем две недели назад в Бельгии. Как правило, машина, используемая в Монце, слабо отличается от той, что используется в Спа, однако нам удалось применить несколько интересных технический решений, которые могут позволить побороться за места в первой десятке. Впрочем, дождемся завтрашнего дня.

Вопрос: Какова вероятность того, что вы останетесь в команде на следующий сезон? Вы уже определились с решением?
Витантонио Лиуцци: Я практически уверен, что останусь в команде – у нас отличные отношения, мы сотрудничаем не первый год, поэтому нет смысла о чем-то беспокоиться. Честно говоря, сейчас я не думаю о будущем, а стараюсь помочь Force India закончить сезон на шестом месте в Кубке Конструкторов. Вряд ли у меня возникнут какие-то проблемы с контрактом, но мы в любом случае обсудим все детали, правда, чуть позже.

Вопрос: Дженсон, год назад в Монце вы финишировали вторым. Каковы планы в этот раз? Вы приехали в Италию с другой командой, но наверняка чувствуете себя вполне уверенно…
Дженсон Баттон: Если вспомнить гонку в Спа, с низким уровнем прижимной силы наша машина работала очень эффективно, поэтому я не вижу причин, по которым мы можем быть неконкурентоспособными в Монце. Уверен, мы вновь будем бороться в первых рядах.

Вопрос: Вторая половина сезона складывается для вас не слишком удачно. Полагаете, ситуация вот-вот исправится?
Дженсон Баттон: Для всех участников чемпионата сезон складывается по-разному, но в настоящий момент мы выглядим очень уверенно, а машина едет достаточно быстро. Да, в некоторых гонках мы откровенно уступали нашим соперникам, однако в Спа наша MP4-25 снова оказалась быстрейшей. С одной стороны это объясняется доработками, с другой – характером трассы. Автодромы с низкой прижимной силой подходят McLaren, поэтому я настроен весьма оптимистично. Правда, после Монцы нас ждет Сингапур, требующий гораздо большей аэродинамической загрузки, но после Гран При Венгрии мы всерьез поработали над машиной и можем рассчитывать на хороший результат.

Вопрос: А теперь вопрос для вас и Фернандо. В личном зачете чемпионата Льюис Хэмилтон и Марк Уэббер заметно оторвались от ближайших преследователей. Как вы оцениваете свои шансы на титул?
Дженсон Баттон: Забавно, сколько разговоров об отрыве между первым и четвертым местом в личном зачете. Это продолжается уже две недели, поскольку именно прошлая гонка изменила ситуацию в чемпионате. Впрочем, уже в ближайшее время все может сложиться иначе – впереди еще шесть этапов, и лидерам достаточно провалить всего одну гонку. Впрочем, никому из нас не нужно, чтобы Льюис и Марк попадали в аварии или не набирали очки из-за каких-то технических проблем. У всех есть шанс, главное – бороться за победу в каждой гонке. Пожалуй, я так и поступлю.

Вопрос: Фернандо?
Фернандо Алонсо: Согласен с Дженсоном. Перед этапом в Спа отрыв был минимальным, потом заметно вырос, но уже после этой гонки многое может измениться, ведь с новой системой начисления очков инициатива быстро переходит от одного гонщика к другому. Раньше за титул боролись максимум два-три претендента, но в нынешнем сезоне их пять или шесть, а неудача обходится намного дороже. Наша задача – провести оставшиеся шесть гонок на максимально высоком уровне, а там посмотрим, к чему это приведет.

Вопрос: На какой результат в Монце рассчитываете вы и ваша команда?
Фернандо Алонсо: Думаю, мы будем вполне конкурентоспособны. В Спа нам не удалось добиться желаемого результата, скорость машины оказалась недостаточной, но мы проанализировали ситуацию, устранили кое-какие проблемы и здесь должны выступить намного лучше.

Вопрос: Наконец, ваше мнение насчет вчерашнего вердикта Всемирного совета по автомобильному спорту?
Фернандо Алонсо: Сейчас мы думаем только о предстоящей гонке. Нам известно решение FIA, мы уважаем вердикт Всемирного совета, но это уже в прошлом – пора вернуться к работе.

Вопросы с мест:

Вопрос: (Тони Лопес – La Vanguardia) Фернандо, вам не кажется, что предстоящая гонка – ваш последний шанс зацепиться за титул, и что вы должны пойти на больший риск?
Фернандо Алонсо: Что ж, чем меньше гонок до конца сезона, тем дороже обходится каждый неудачный уик-энд. Возможно, этот шанс не последний, но у нас на самом деле осталось не так много возможностей отыграть солидное количество очков. Впереди еще шесть этапов, и если в каждом из них финишировать на подиуме, одержав при этом несколько побед, можно остаться в числе претендентов на титул. Мы стараемся не думать о шансах, но, как вы сами заметили, Монца и Сингапур имеют решающее значение – одна заминка или сход с дистанции могут означать поражение. Надеюсь, этого не случится, и мы начнем потихоньку отыгрывать свое отставание.

Риск? По-моему, во второй половине сезона мы едва ли не в каждой гонке действовали достаточно агрессивно, постоянно атаковали и пытались пробиться на подиум. Здесь мы поступим точно так же.

Вопрос: (Йорис Фиорити – AFP) Фернандо, вы пришли в Ferrari в статусе чемпиона мира. Упущенный титул будет воспринят как поражение?
Фернандо Алонсо: Вряд ли. Конечно, каждый сезон мы начинаем с мыслью о титуле, и если эта задача оказывается невыполненной, разочарование вполне объяснимо, но не стоит воспринимать это как поражение или катастрофу. Мы выступаем в конкурентоспособном виде спорта, мы знаем, что соперники очень сильны, а чемпионом становится самый достойный. Если титул достался другому – значит, мы сработали недостаточно эффективно. Посмотрим, каким окажется итоговый результат, но, в любом случае, дебютный сезон в Ferrari был, пожалуй, лучшим в моей жизни. Сейчас я счастлив, посмотрим, что будет дальше.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) Мы уже слышали мнение Фернандо о решении Всемирного совета, а что скажут остальные?
Дженсон Баттон: Это не наше дело, мнение McLaren не влияет на ситуацию. Решение принималось FIA, и сейчас главное – получить четкие разъяснения правил, чтобы все придерживались одинакового подхода.

Витантонио Лиуцци: Теперь всем ясно, что в чемпионате есть четкие правила, и никто не может позволить себе нарушать их, как в предыдущие годы. Разумеется, все участники в той или иной степени используют командную тактику, чтобы добиться своих целей в чемпионате, но она должна быть выстроена определенным образом, а правила, в свою очередь, должны быть понятны каждому.

Рубенс Баррикелло: По-моему, всё уже озвучено. Мне нечего добавить.

Ярно Трулли: Я уважаю решение FIA и считаю, что нам необходимо в самое ближайшее время прояснить все оставшиеся вопросы, чтобы мы могли спокойно работать дальше.

Вопрос: (Иан Паркес – The Press Association) Фернандо, вам не кажется, что инцидент во время Гран При Германии заставил FIA слегка пересмотреть свои взгляды на командную тактику? Возможно, запрет на её использование будет снят…
Фернандо Алонсо: Я уже говорил, что инцидент исчерпан, нужно думать о предстоящей гонке. Вокруг слишком много разговоров – во время летнего перерыва люди только и обсуждали события в Германии. Приятно, что FIA намерена внимательно изучить ситуацию и дать соответствующие разъяснения, а в остальном у меня нет никаких комментариев.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport) Фернандо, для вас это первый Гран При Италии за Ferrari. Что вы чувствовали, когда сегодня приехали на трассу?
Фернандо Алонсо: Мы приехали на ярко-красном FIAT 500, и, честно говоря, я немного нервничал, поскольку машина очень привлекательная, и люди подолгу бежали за ней. В остальном – ничего особенного.

Впрочем, если говорить о команде – в наших боксах замечательная атмосфера. Многие механики и инженеры привели на трибуны своих родственников, друзей – для Ferrari это особенная гонка, ведь она проходит в Италии. Надеюсь, мы выступим удачно и порадуем болельщиков хорошим результатом.

Вопрос: (Сара Хольт – BBC Radio Five Live) Фернандо, я хотела бы спросить вас о вчерашнем решении FIA. Чувствуете ли вы некоторое облегчение от того, что Ferrari смогла избежать сурового наказания, ведь это позволило вам сохранить шансы на титул?
Фернандо Алонсо: Я уже говорил, что мы уделяем этой теме слишком много внимания, но вы продолжаете задавать одни и те же вопросы. Ответ прежний – в последние две недели мы думали только о скорости машины. Да, мы ждали решения FIA и были готовы принять любой исход дела. Вчера состоялись слушания, но гонщики практически не участвовали в них. Команда принимает вердикт Всемирного Совета, ситуация в чемпионате не изменилась – больше говорить не о чем.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) Фернандо, несколько лет назад здесь, в Монце, вы заявили, что Формула 1 – не спорт, после чего глава вашей команды добавил, что итоги чемпионата заранее предрешены в пользу Ferrari. Вчера многие решили, что команде снова «подыграли». Если вы выиграете титул с преимуществом менее семи очков, для вас он будет настолько же ценным, как успех в 2005/2006 годах, когда вы боролись с сильным соперником вопреки любым трудностям?
Фернандо Алонсо: Да.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) Почему?
Фернандо Алонсо: Потому что когда вы выигрываете титул, то становитесь чемпионом мира.

Вопрос: (Ян Гордон – News of the World) То есть, если вы выиграете титул, он будет завоеван абсолютно честно, на трассе, а не в зале суда в Париже?
Фернандо Алонсо: Да.

Вопрос: (Пауло Ианьери – La Gazzetta dello Sport) Дженсон, считаете ли вы, что Монца и Сингапур – ваш последний шанс сохранить вернуться в число претендентов на титул?
Дженсон Баттон: Борьба продолжается до тех пор, пока остаются математические шансы. Конечно, моя сегодняшняя ситуация несколько отличается от прошлогодней – тогда я лидировал в чемпионате, а сейчас вынужден догонять. Впрочем, у меня более конкурентоспособная машина – значит, возможности есть. Хорошо еще, что за титул сражаются сразу пять гонщиков, и ситуация в группе лидеров нестабильна.

Соперничество очень напряженное, есть, за что бороться. Не думаю, что ближайшие две гонки определят, останусь я в числе претендентов, или нет. Конечно, если мне не удастся добраться до финиша, будут проблемы, но я стараюсь сохранять спокойствие, не подвергать себя прессингу и предвкушаю интересный уик-энд!

Вопрос: (Алан Болдуин – Reuters) Я хотел бы задать вопрос всем гонщикам, начав в Рубенса, поскольку он дольше всех выступает в чемпионате. Вчера FIA опубликовала календарь чемпионата 2011 года, рассчитанный на двадцать этапов. Ваше мнение? Каково это – начинать сезон в первых числах марта и заканчивать в третьей декаде ноября?
Рубенс Баррикелло: Честно говоря, я обрадовался, когда увидел календарь – по-моему, гонки спланированы гораздо лучше, чем в этом году. Трудно целый месяц сидеть без дела, или наоборот – приезжать домой всего на пару дней, чтобы затем снова отправиться на гонку. Двадцать гонок – более оптимальный вариант: можно провести сдвоенные этапы в Азии, вылететь в Бразилию, а уже потом вернуться в Абу Даби. Лично я всегда говорил, что хотел бы видеть в календаре тридцать Гран При и никаких тестов – так гораздо интереснее, да и ресурсы команды расходуются более эффективно. Я сказал своей жене, что могу выступать в Формуле 1 еще пятнадцать лет – правда, ей эта идея не понравилась! В остальном все складывается так, как мне хочется – больше гонок, меньше тестов.

Ярно Трулли: Соглашусь с Рубенсом. Я обожаю гонки, а оптимальное расписание уик-эндов заметно облегчает работу – в конце концов, нас утомляет не борьба на трассе, а бесконечные переезды. В этом году последние пять гонок будут едва ли не тяжелее всех предыдущих, но как только мы упорядочим расписание, ситуация придет в норму. Тестов по ходу сезона больше нет, у нас появляется неделя перерыва – мне это нравится.

Фернандо Алонсо: Мне нечего добавить. Для людей, которые получают премиальные в зависимости от количества заработанных очков, двадцать гонок – хороший вариант.

Дженсон Баттон: Это хорошо и для спонсоров, которые получат больше эфирного времени. Уверен, двадцать гонок – не проблема. Более того, проведение этапа в Индии принесет пользу всей Формуле 1 – и участникам, и партнерам. Всегда приятно видеть в календаре новые трассы: нет ни одного автодрома, который я хотел бы исключить из чемпионата, а вот добавить новые – это пожалуйста!

Витантонио Лиуцци: Согласен со всеми, особенно с Фернандо. Мы жаловались на отсутствие тестов, поскольку временами были вынуждены подолгу сидеть без дела, но теперь ситуация изменится в лучшую сторону.

Вопрос: (Ливио Орихио – O Estado de Sao Paulo) 50% прижимной силы создается днищем машины. Здесь, в Монце, FIA впервые применит ужесточенную процедуру тестов на жесткость днища. По-вашему, это скажется на раскладе сил?
Дженсон Баттон: Надеюсь. Днище и диффузор играют решающую роль в создании прижимной силы, и здесь есть, над чем работать. Возможно, за счет каких-то изменений мы сможем плотнее преследовать соперника в поворотах, но, на самом деле, совершенно не важно, какой процент прижимной силы создается днищем – главное, чтобы правила были одинаковы для всех и толковались совершенно однозначно.

Фернандо Алонсо: Не думаю, что ужесточение тестов что-либо изменит. У нас и раньше были технические проверки, которые мы успешно проходили каждый уик-энд. Сейчас критерии будут жестче, но вряд ли у нас возникнут какие-то проблемы.

Дженсон Баттон: У нас тоже обойдется без проблем.

Витантонио Лиуции: И у нас.

Рубенс Баррикелло: Команды конструируют днище в соответствии с общей концепцией своих машин. Всегда есть вероятность использования различных подходов, но в конечном итоге все должны пройти обязательные тесты, и чем они жестче, тем лучше для спорта. Правила должны быть предельно четкими, касаются они поведения на трассе или чего-то еще – в таком случае ты знаешь, что верно, а что – нет, тогда как двойственные ситуации оставляют возможность для маневра.

Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Фернандо, не могли бы описать качества, которые делают гонщика достойным звания чемпиона мира?
Фернандо Алонсо: Чемпионом становится тот, у кого больше очков в конце сезона. Так было во все годы существования Формулы 1, так принято и в других видах спорта – футболе, теннисе и т.д. Здесь нет ничего сложного.

Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) То есть, единственный фактор – количество очков?
Фернандо Алонсо: Да, а если вы намекаете на вчерашнее решение FIA, достаточно просто уважать его и не нагнетать обстановку.

Вопрос: (Бирон Йонг – The Daily Mirror) Разве настоящему чемпиону не нужен талант?
Фарнандо Алонсо: Конечно, нужен.

Вопрос: (Андреа Кремонези – La Gazetta dello Sport) Вопрос для Дженсона и Фернандо – ваши команды уже решили, стоит ли использовать в предстоящей гонке воздуховод?
Дженсон Баттон: У нас ещё остались сомнения. Мы работали на симуляторе, но вопрос пока не закрыт.

Фернандо Алонсо: Аналогично. Монца – одна из тех трасс, где решение принять особенно нелегко. Завтра мы постараемся прояснить ситуацию, но выбор, скорее всего, будет сделан в самый последний момент.

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё