Гран При Испании: Превью этапа от F1News.Ru

Испания может заслуженно гордиться тем, что первый национальный Гран При был разыгран здесь намного раньше, чем во многих других странах Старого света. Дебютная гонка прошла в окрестностях Гвадалахары еще в 1913 году (правда, в ней участвовали, по современной классификации, не формульные машины, а скорее «кузовная» техника – но век назад различия между классами были куда менее существенны).

После этого в истории Гран При Испании регулярно возникали паузы, гонка множество раз переезжала с одной трассы на другую – но при этом регулярно возвращалась в Барселону или её окрестности. Овал в Ситжесе, городские кольца на холме Монтжуик и в районе монастыря Педральбес, автодром близ деревеньки Монтмело – ни один другой город мира не может похвастаться такой концентрацией гоночных арен.

Нынешний гоночный комплекс, возведенный в 1991 году, считается идеальным тестовым полигоном. Абразивный асфальт и сочетание разнообразных поворотов позволяет командам солнечными зимними днями оттачивать аэродинамику своих машин и доводить их баланс до идеала.

Обратная сторона этой ситуации – расклад сил часто известен заранее, что ощутимо сказывается на зрелищности гонок. Дождь во второй половине весны в Барселоне бывает нечасто, потому воскресные заезды редко радуют болельщиков разнообразием. Впрочем, в последние годы зрители приходят на Каталунью десятками и даже сотнями тысяч. Ведь теперь у испанцев есть в Формуле 1 свой герой, Фернандо Алонсо. Поддержать своего подданного традиционно приезжает даже король Хуан Карлос.

В 2001 году пилот из Овьедо еще не был столь популярен, Алонсо проводил в Формуле 1 дебютный сезон за рулём медленной Minardi. На домашней трассе он финишировал только 13-м (хотя и пытался по ходу дистанции атаковать Benetton Джанкарло Физикеллы), но его время еще не пришло. Пока спор за победу вели совсем другие гонщики.

Шумахер выиграл старт у Хаккинена, а его напарник Баррикелло смог в первом повороте обойти пару соперников

Мика Хаккинен поднимался на вершину барселонского подиума на протяжении трех предшествующих лет и был совсем не прочь продолжить эту серию за рулем McLaren, а Михаэль Шумахер из Ferrari стремился всячески в этом помешать своему главному сопернику той поры.

Именно их дуэль и стала главным украшением той гонки. Немец выиграл старт с поула, но было видно, что финн не намерен уступать без борьбы. Поскольку с обгонами на Каталунье во все времена было сложно, поначалу Хаккинен просто следовал за алой машиной. На первый из двух плановых пит-стопов Шумахер отправился раньше соперника, после чего Мика резко взвинтил темп.

Казалось, у Хаккинена есть прекрасная возможность выйти вперед – но его McLaren заправляли достаточно долго, так что статус-кво в паре лидеров сохранился. Однако было ясно, что во время следующей волны пит-стопов Шумахеру понадобится маленькое чудо, чтобы удержаться впереди.

Михаэль приучил своих болельщиков, что порой способен на такие чудеса – но в тот день даже его возможностей оказалось недостаточно. Семь лишних кругов на трассе и более короткий пит стоп позволили Мике стать новым лидером. Михаэль попробовал было пуститься в погоню – но из-за неудачного комплекта шин возникли сильные вибрации, и немцу пришлось сбросить скорость и окончательно расстаться с мыслью о победе.

Технических проблем в тот день было немало. Из-за поломки подвески Ferrari верного подиума лишился Рубенс Баррикелло, барахлящие тормоза отправили в гравий зоны безопасности Williams Ральфа Шумахера, заглохший на старте прогревочного круга мотор перечеркнул все усилия пилота McLaren Дэвида Култхарда.

Поломка на последнем круге лишила Мику вполне заслуженной победы на Каталунье

А когда до финиша оставался всего один круг, и Мика Хаккинен опережал Михаэля Шумахера на 40 секунд, под капотом его «серебряной стрелы» тоже что-то щелкнуло – машина резко потеряла ход и вскоре вовсе остановилась! Через какое-то время мимо проехал Шумахер, немало удивленный тем, что в итоге смог одержать победу в почти проигранной гонке.

Немец лишь упрочил свои лидирующие позиции в общем зачете чемпионата, а вместе с ним на призовой подиум поднялись Хаун-Пабло Монтойя из Williams и пилот BAR Жак Вильнев. Для колумбийца то был первый в карьере финиш в Формуле 1, а для канадского экс-чемпиона – первый кубок, завоеванный после ухода из команды Фрэнка Уильямса.

…И ещё десять памятных гонок в Испании

1923 – Второй Большой Приз Испании (и первый – для машин класса GP) был разыгран на треке Ситжес. Его строительство стоило невероятные по тем временам 4 миллиона песет. Оно оказалось разорительным для владельцев трассы, а конфигурация профилированных поворотов оказалась неудачной – в Ситжесе прошел всего один Гран При, который выиграл француз Альбер Диво на Sunbeam.

1935 – Последний предвоенный Гран При был разыгран на трассе Ласарте, что близ Сан-Себастьяна. Победителем стал пилот Mercedes Рудольф Карачиола. Уже в следующем году страна погрузилась в пучину гражданского конфликта, и ей стало не до гонок…

1954 – Только официально в этой гонке на трассе Педральбес лидерство переходило из рук в руки 14 раз, но эта статистика учитывает только смену позиций по итогам круга, на самом деле обгонов было больше. Главными фаворитами считались гонщики команды Lancia, которая привезла в Барселону новые и очень быстрые машины модели D50. Но им не хватило надежности – и победителем стал Майк Хоторн из Ferrari.

1969 – Формула 1 вернулась в Барселону, но городская трасса в Монтжуик-парке оказалась сложным испытанием для машин с антикрыльями на высоких стойках. Произошло несколько неприятных аварий, в результате одной из которых гонщик Lotus Йохен Риндт даже оказался на больничной койке. Победил Джеки Стюарт на Matra команды Кена Тиррела.

1975 – Трагический день для всего испанского автоспорта и замечательной городской трассы в Монтжуик-парке. Стечение обстоятельств и недостаточное внимание к мерам безопасности привели к человеческим жертвам. Йохен Масс из McLaren одержал свою первую и единственную победу, но Формула 1 покинула Монтжуик навсегда…

1981 – Этап на трассе Харама близ Мадрида золотыми буквами в историю Больших Призов вписал Жиль Вильнев. Канадец располагал не самой лучшей машиной – но так хотел победить, что смог отразить бесчисленные атаки преследователей и раньше всех пересек линию финиша.

1986 – Первая гонка на новой трассе в Хересе принесла один из самых плотных финишей в истории Ф1. Williams Найджела Мэнселла ехал фантастически быстро, но каким-то чудом Айртон Сенна смог привести свой Lotus к клетчатому флагу на 0,014 секунды раньше.

1994 – Споры об этой гонке не утихают до сих пор. Действительно ли Михаэль Шумахер провел половину дистанции, располагая лишь единственной пятой передачей в коробке своего Benetton, или такое просто невозможно? Так или иначе, немец финишировал вторым, впервые в сезоне отдав победу Деймону Хиллу из Williams.

1996 – Один из редких Гран При Испании, проходивших под дождем, стан бенефисом Михаэля Шумахера. Двукратный чемпион мира, перешедший из Benetton в Ferrari, обгонял соперников одного за другим и в итоге одержал первую победу в составе Скудерии, даже несмотря на перебои в работе двигателя.

2006 – Первая победа Фернандо Алонсо на домашней трассе ввергла болельщиков в безудержное ликование. Главный соперник молодого гонщика Renault – Михаэль Шумахер – со старта застрял за его напарником Джанкарло Физикеллой и в итоге финишировал только вторым.

Читайте ещё