Марокко’58: Забавы коронованных особ

Гран При Марокко, Майк Хоторн
Гонка #75. 19 октября 1958 года. Гран При Марокко. Айн-Диаб
Поул Майк Хоторн (Ferrari) – 2.23.1 (191,648 км/ч)
Лучший круг Стирлинг Мосс (Vanwall) – 2.22.5 (192,455 км/ч)
Победитель Стирлинг Мосс (Vanwall) – 2.09.15,1 (187,427 км/ч)

Король Мохаммед V был просвещенным монархом. Когда его родное Марокко получило независимость от Франции, и наследник трона вернулся с далекого Мадагаскара в Рабат, то решил показать всему миру, что и на севере африканского континента есть цивилизация. Одним из средств поднятия имиджа бывшей колонии в глазах всего мира Мохаммед выбрал автогонки. Еще начиная с середины 20-х французы организовывали здесь заезды, так что какие-никакие традиции наличествовали.

Для проведения Гран При Марокко было выбрано местечко Айн-Диаб в пригороде Касабланки, крупнейшего города страны. Дороги образовывали там почти ровный прямоугольник длиной 7,6 километра. В 1957 году внезачетную гонку здесь выиграл Жан Бера на Maserati 250F, а в сезоне-58 марокканский Большой Приз стал (не в последнюю очередь вследствие уже упоминавшегося Суэцкого кризиса) финальным этапом чемпионата мира. Африканской гонке суждено было назвать имя того, кто сменит Хуана Мануэля Фанхио на формульном троне.

Лидером сезона в Айн-Диаб приехал британец Майк Хоторн из Ferrari. Предсезонный фаворит Стирлинг Мосс (Vanwall) уступал земляку восемь очков и мог рассчитывать на итоговый успех в случае, если бы одержал победу с лучшим кругом, и его соперник не занял при этом второе место. В глазах гоночной общественности такая ситуация выглядела несправедливой – ведь Мосс уже выиграл по ходу сезона три Гран При, в то время как Хоторн первенствовал лишь раз. Но многочисленные поломки Vanwall вкупе с похвальной надежностью Ferrari Dino 246 превратили Стирлинга в догоняющего.

Мохаммед V лично наблюдал с трибуны, как автомобили двух британцев сорвались с первой стартовой линии и понеслись к финишу. Однако едва ли не более важную роль в этот раз играли «вторые номера» ведущих команд. Моссу, возглавлявшему заезд, приходилось отбивать отчаянные атаки дебютанта чемпионата, 31-летнего американца Фила Хилла из Ferrari. В это же время гонщик Vanwall Тони Брукс смог отодвинуть Хоторна на четвертое место. Судьба титула висела на волоске.

Все решилось на середине дистанции, и ключевым фактором вновь стала надежность техники. На машине Брукса отказал мотор, и тут же, повинуясь команде из боксов, Хилл убрал ногу с педали газа и пропустил Хоторна на второе место. Стирлинг Мосс набрал в Марокко девять очков из девяти возможных, а победа на Айн-Диабе стала для лондонца четвертой в сезоне – но титул ушел в Маранелло: первым британским чемпионом Ф1 стал все же Хоторн. Для главы Vanwall Тони Вандервелла слабым утешением мог послужить лишь первый в истории Кубок Конструкторов.

Гран При Марокко. Стюарт Льюис-Эванс. За несколько кругов до взрыва мотора

История Гран При Марокко получилась короткой. Удовлетворенный достигнутым эффектом, просвещенный король больше не вспоминал о гонках. Быть может, на такое решение повлияло событие, случившееся за десять кругов до финиша. 28-летний британец Стюарт Льюис-Эванс что было сил гнал свой Vanwall к финишу, стремясь настичь Хоторна и помочь своему напарнику Моссу стать чемпионом. Но рядная 2,5-литровая «четверка» не вынесла сумасшедшего темпа – мотор взорвался, масло вспыхнуло и окатило пилота с головы до ног. Стюарт остановил машину и выбрался из нее, объятый огнем. Тони Вандервелл срочно нанял самолет и переправил своего гонщика в специализированный британский госпиталь, но спустя шесть дней Льюис-Эванс скончался.

Эта смерть (одной из главных причин которой, к слову, стала переднемоторная компоновка гоночного Vanwall) была далеко не единственной в том сезоне. На Нюрбургринге разбился один из героев прошлого чемпионата Питер Коллинз, во французском Реймсе оборвалась после аварии жизнь одного из быстрейших итальянских пилотов – Луиджи Муссо. Растущие скорости требовали все новых жертв…

В это время слушали...

Взлет и падение Джерри Ли Льюиса

Джерри Ли ЛьюисАмериканец Джерри Ли Льюис оставил заметный след в истории рок-н-ролла, правда, не только как интересный музыкант, певец и композитор: именно в 1958 году журналисты пронюхали, что третьей по счету супруге музыканта, Мире Гейл Браун, всего 13 лет, и что она приходится ему кузиной. Разразившийся скандал был столь громким, что тур Льюиса по Великобритании был отменен после трех концертов. В родной Америке подобных штучек ему тоже не простили, и все кончилось тем, что Джерри Ли практически сошел со сцены, перестал записываться и выступать, и ему пришлось зарабатывать на жизнь, играя в маленьких клубах и пивных барах.

А ведь начиналось все более чем удачно: в 1956 году Льюис записывает свои первые хиты, среди которых была и его самая знаменитая песенка Great Balls Of Fire. Говорят, Элвис Пресли, впервые увидев его в деле, сказал: «Если бы я умел так играть на пианино, я бы перестал петь».

В эпоху раннего рок-н-ролла, традиционно считавшегося гитарной музыкой, пожалуй, никто, кроме Льюиса, который действительно был выдающимся пианистом, не позволял себе говорить продюсерам примерно следующее: «Можете взять свою гитару и воткнуть ее себе в задницу!» А Джерри Ли – позволял. Собственно, он вообще много чего себе позволял – и на сцене, и в жизни… За уникальную экспрессивную манеру исполнения он удостоился прозвища The Killer, т.е. «убийца», а многие технические и артистические приемы, изобретенные им, впоследствии переняли такие звезды, как Элтон Джон и Билли Джоел. В 2004 году американский журнал Rolling Stone в списке 100 Величайших артистов всех времен поместил Льюиса на достойное 24-е место.

Справедливости ради надо сказать, что в середине 60-х Льюис вновь начал выступать в Европе, где интерес к нему в какой-то мере возродился, но ему уже не суждено было вернуть себе статус героя рок-н-ролла, кем он, безусловно, был в 1957-58 годах.

В это время в новостях...

01/02/58 - Президенты Египта и Сирии подписывают документы о создании союзного государства – Объединенной Арабской Республики, – в качестве первого шага на пути к образованию единого арабского государства.

03/02/58 - Представители Нидерландов, Бельгии и Люксембурга подписывают в Гааге Договор об экономическом союзе Бенилюкс сроком на 50 лет.

03/05/58 - Президент США Эйзенхауэр предлагает 12 государствам, осваивающим Антарктику, воздержаться от милитаризации этого континента.

15/05/58 - Во Франции генерал Шарль де Голль заявляет о своей готовности встать во главе государства. После отставки премьер-министра Пьера Пфимлена (28 мая) формирует новое правительство, а 2 июня де Голлю предоставляются чрезвычайные полномочия сроком на 6 месяцев.

17/06/58 - После завершения закрытого судебного процесса в Венгрии казнен Имре Надь, бывший премьер-министр этой страны.

26/07/58 - В Великобритании принц Чарльз, в возрасте 9 лет, получает титул принца Уэльсского.

07/09/58 - Хрущев заявляет о том, что любая агрессия США против Китая будет расцениваться как нападение на СССР.

23/10/58 - СССР предоставляет Объединенной Арабской Республике заем для возведения Асуанской плотины на Ниле.

27/11/58 - СССР выступает с требованием вывести из Берлина все войска и объявить его «свободным городом». 14 декабря на совместной встрече министров иностранных дел США, Великобритании и Франции это требование отклоняется, а 16 декабря его отвергают и страны НАТО.

21/12/58 - На коллегии выборщиков Шарль де Голль избирается президентом Французской Республики, набрав 78,5 процента.

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё