Пэт Симондс о важности эффективного охлаждения тормозов

Трубочка (слева) системы охлаждения тормозов

При подготовке к Гран При представители команд часто говорят о доработке трубочек охлаждения тормозов – воздуховодов, направляющих поток воздуха к узлам тормозной системы. О важности этого узла рассуждает бывший технический директор Renault F1 Пэт Симондс…

Вопрос: Трубочки охлаждения выполняют какую-либо иную роль, кроме снижения температуры?
Пэт Симондс: Главная цель – охлаждение раскалённых тормозов, но они способствуют поддержанию оптимальной температуры и колёсных дисков, которые тоже могут перегреваться. Кроме того, учитывая важность аэродинамики в современной Формуле 1, конструкторы делают всё, чтобы оптимизировать с их помощью воздушный поток вокруг колеса. Именно поэтому мы часто видим использование дополнительных отклоняющих элементов.

Вопрос: Большие тормозные трубочки способствуют лучшему охлаждению?
Пэт Симондс: Не совсем так. Если говорить об охлаждении тормозов, то нет никакого смысла подавать больший воздушный поток, чем может выйти через отверстия, здесь важен точный расчёт.

Чем больше диаметр трубочек охлаждения, тем больше потери в прижимной силе – с одной стороны инженерам хотелось бы уменьшить их размер, с другой – нельзя допустить перегрева. С помощью средств вычислительной гидродинамики CFD в последние годы удалось серьёзно оптимизировать этот узел, но ошибки случаются и сегодня.

Стоит помнить и о том, что карбоновые тормоза не должны быть слишком холодными – нужна оптимальная температура, около 450 градусов, тогда система работает в нормальном режиме. Если температура снизится, гонщик будет жаловаться на недостаточную эффективность торможения.

Вопрос: Что произойдёт с тормозами, если демонтировать эти трубочки?
Пэт Симондс: На машинах Формулы 1 тормоза сделаны из карбона. В отличие от фиброкарбона – пластичного материала, используемого при изготовлении шасси, карбон – твёрдое вещество, способное выдерживать очень высокие температуры. Гораздо большие, чем смог бы выдержать любой полимерный материал.

При этом у карбона тоже есть пределы – когда температура превышает 650 градусов, он быстро окисляется и тормоза теряют эффективность. Если вспомнить о том, что тормоза в Формуле 1 разогреваются в максимальных значениях до 1200 градусов, становится понятно, насколько важно обеспечить их охлаждение. Если воздуховоды системы охлаждения не обеспечивают оптимальный температурный режим, тормоза начнут быстро изнашиваться.

Вопрос: Какой объём воздуха в секунду проходит через тормозные трубочки?
Пэт Симондс: Очень большой. Передние тормоза работают с большей нагрузкой, чем задние, и на скорости в 320 км/ч трубочки передней части системы охлаждения одного из тормозов пропускают около 400 литров воздуха в секунду, 24 тысячи литров в минуту. Примерно треть этого потока охлаждает тормозной диск, две трети используются для поверхностного охлаждения других элементов.

Довольно сложно представить себе такое число, но если бы речь шла о воде, то понадобилось бы сразу шесть пожарных машин для создания такого потока – и это только для охлаждения тормоза одного колеса.

Вопрос: Размер и форма тормозных трубочек меняются перед каждой гонкой?
Пэт Симондс: У каждой трассы свои требования. В Монреале важна большая эффективность охлаждения, когда после длинных прямых гонщики снижают скорость перед медленными поворотами, в Сильверстоуне ситуация иная, там нет частых и напряжённых торможений и можно уменьшить размер трубочек, выиграв в прижимной силе.

Текст: . Источник: по материалам F1Racing
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости