Сильверстоун – британская классика!

Постойте с внешней стороны поворота Maggotts и понаблюдайте за тем, как машины несутся прямо на вас на скоростях за 300 км/ч перед тем как резко дернуться вправо – и все это на полном газу…

Когда ваше дыхание восстановится, а органы чувств справятся с нервной перегрузкой, вы, пожалуй, поверите, что по части скорости Сильверстоун уступает только Монце. В прошлом году на пути к победному финишу Кими Райкконен прошел лучший круг гонки со средней скоростью 229.514 км/ч.

Изменения направления движения на высоких скоростях во многом определяют характер трассы. Аэродинамика машины проходит здесь настоящий тест на эффективность, а шины подвергаются жесточайшей пытке – и в этом смысле Сильверстоун не уступает Барселоне.

После введения моторов V8 скорость в таких поворотах, как Copse, Maggotts и Bridge зависит только от того, сколь быстра машина на входе. Гонщик в кокпите собирается с духом, не отпуская педали газа, поворачивает руль и испытывает перегрузки под 3,5 g. С линии старта до поворота Stowe он вообще не пользуется тормозами – т.е. почти полкруга!

Сбрасывать скорость надо только в связке Becketts, но это происходит без участия тормозов. Аэродинамическое сопротивление и компрессия двигателя столь велики, что гонщику достаточно отпустить акселератор и перейти на пару передач вниз. К тому моменту, как он дважды дернет подрулевой переключатель коробки передач, не прикасаясь к тормозам, машина уже замедлится достаточно, чтобы вписаться поворот. И даже на входе в Stowe, который сегодня намного уже, чем в прежние времена, требуется лишь один короткий удар по тормозам – в последний момент перед тем, как начать переключаться с 7-й передачи на 4-ю.

В таких условиях очень важно, чтобы передок машины был отзывчивым и стабильным. Главное, гонщик должен быть уверен в себе: если с этим проблемы, то малейший сброс газа выльется в заметные потери времени. Напор и уверенность – вот две главных заповеди на этой части круга, а все остальное зависит от эффективности аэродинамики машины.

Кроме узкого входа в поворот Vale – он следует сразу после Stowe, – все остальное в комплексе представляет собой более медленную часть трассы, которой заканчивается круг. Именно она придает Сильверстоуну некоторую сумасшедшинку. Из-за этих поворотов приходится колдовать над настройками шасси в поисках разумного компромисса: задние колеса должны цепко держать трассу при разгонах, а подвеска должна быть мягче, чем в идеале требуется для быстрой части круга с его скоростными извивами. А никто, между прочим, не говорил, что Формула 1 – это простое дело.

Весь этот комплекс вместе с фантастическим поворотом Bridge, ему предшествующим, был построен перед Гран При 1991-го года. До этого с 1949 года трасса сохраняла изначальную конфигурацию, повторявшую периметр аэродрома, существовавшего здесь исторически, – за исключением шиканы Woodcote, добавленной в 1975-м как раз для того, чтобы хоть чуть-чуть снизить скорости.

Потом, в 1987-м, эта шикана была полностью переделана: перед ней появился безымянный крутой левый поворот, просуществовавший лишь четыре сезона. Затем его поглотили повороты Luffield, соединившие новую связку с участком, оставшимся от первоначального кольца. С тех пор Copse перепрофилировали дважды, и первая версия поворотов Luffield 1 / Luffield 2 трансформировалась в один длинный вираж с постоянным радиусом.

В дни проведения Гран При Великобритании 1948 года в районе Copse трасса резко поворачивала вправо, выходя на взлетно-посадочную полосу, затем вновь шла вдоль периметра от Maggots до Stowe, загибалась вправо, возвращаясь на ВПП, и далее через шпильку Club опять вытягиваясь вдоль периметра.

Классическая конфигурация была значительно быстрее, чем нынешняя, даже несмотря на то, что средние скорости машин в наши дни значительно возросли.

Самый быстрый круг во время Гран При Великобритании 1973-го года (до того, как добавили шикану) был пройден со средней скоростью 215,6 км/ч. В 1985-м, когда уже появилась шикана, но до того, как построили связку Woodcote, скорость выросла до 243 км/ч. А разве можно забыть удивительный круг Кеке Росберга во время квалификации 1985 года? Средняя скорость была равна 259 км/ч, – и это несмотря на медленный прокол шины и моросящий дождь! Круг Росберга долго оставался самым быстрым в истории Формулы 1, и только в 2002-м году Хуан Пабло Монтойя побил рекорд финна на трассе в Монце. А если выпустить современные машины на старый Сильверстоун версии 1949-73-го гг., то они бы проходили круги со скоростями под 280!

Однако в 1951 году, когда Фройлан Гонзалес показал в квалификации среднюю скорость в районе 160 км/ч, автодром вовсе не считался таким уж быстрым. На таблице видно, что он занимает лишь пятую строчку в списке трасс того исторического чемпионата. Но тогда гонки еще проходили на совершенно безумных треках, таких, как Реймс, в Монце и в помине не было шикан, а Спа была почти такой же быстрой, как Монца. И скорости на них были процентов на 20 выше, чем в Сильверстоуне.

Но по мере того, как менялись конфигурации автодромов, а антикрылья произвели революцию в аэродинамике машин, Сильверстоун занял одну из лидирующих позиций.

Спа исчезла из календаря после 1970-го года, а через пару лет в Монце появилась первая шикана, и тогда Сильверстоун вошел в первую тройку, – хотя в те времена он принимал Гран При каждый второй сезон попеременно с Бэндс-Хетч. Шикана Woodcote добавила ко времени прохождения круга порядка трех секунд, а, начиная с 1991-го, когда был построен комплекс медленных поворотов Stowe-Club, скорости на классическом британском автодроме еще упали. И все равно он остается очень быстрым!

Скорость на лучшем круге:

1950 км/ч 1960 км/ч
США (Индианаполис) 207.60 США (Индианаполис) 235.17
Италия (Монца) 189.0 Италия (Монца) 220.0
Бельгия (Спа) 185.5 Бельгия (Спа) 218.9
Франция (Реймс) 180.8 Франция (Реймс) 217.4
Швейцария (Бремгартен) 162.2 Португалия (Порту) 180.74
Великобритания (Сильверстоун) 151.3 Великобритания (Сильверстоун) 179.6
Монако (Монте-Карло) 103.1 США (Риверсайд) 163.1
1960 км/ч 1971 км/ч
США (Индианаполис) 235.17 Италия (Монца) 247.02
Италия (Монца) 220.0 Австрия (Остеррайхринг) 216.10
Бельгия (Спа) 218.9 Великобритания (Сильверстоун) 212.2
Франция (Реймс) 217.4 США (Уоткинс Глен) 189.091
Португалия (Порту) 180.74 Германия (Нюрбургринг) 186.8
Великобритания (Сильверстоун) 179.6 ЮАР (Кайлами) 184.0
США (Риверсайд) 163.1 Франция (Поль Рикар) 183.33
Голландия (Зандфорт) 160.9 Испания (Монжуик Парк) 160.3
Аргентина (Буэнос-Айрес) 142.4 Голландия (Зандфорт) 158.98
Монако (Монте-Карло) 117.7 Монако (Монте-Карло) 137.7
1981 км/ч 1991 км/ч
Великобритания (Сильверстоун) 226.31 Италия (Монца) 242.619
Австрия (Остеррайхринг) 219.14 Германия (Хоккенхайм) 236.434
Германия (Хоккенхайм) 217.40 Великобритания (Сильверстоун) 217.803
Италия (Монца) 214.092 Бельгия (Спа) 216.948
Аргентина (Буэнос-Айрес) 204.066 Сан-Марио (Имола) 209.682
Франция (Дижон) 197.86 Япония (Сузука) 207.756
Голландия (Зандфорт) 187.06 Мексика (Мехико Сити) 207.267
Бельгия (Зольдер) 184.19 Испания (Каталунья) 206.299
Сан-Марио (Имола) 167.901 Португалия (Эшторил) 200.310
США (Лас-Вегас) 163.481 Франция (Маньи-Кур) 194.215
Бразилия (Жакарепагуа) 158.454 Канада (Монреаль) 193.579
Испания (Харама) 157.489 Бразилия (Интерлагос) 193.570
Канада (Монреаль) 145.019 Венгрия (Хунгароринг) 175.173
США (Лонг Бич) 144.661 США (Финикс) 154.360
Монако (Монте-Карло) 136.31 Монако (Монте-Карло) 142.006
2000 км/ч 2007 км/ч
Италия (Монца) 243.645 Италия (Монца) 251.654
Германия (Хоккенхайм) 235.570 Бельгия (Спа) 233.389
Бельгия (Спа) 220.423 Великобритания (Сильверстоун) 229.515
Австрия (А1 Ринг) 216.954 Австралия (Мельбурн) 223.978
Великобритания (Сильверстоун) 214.663 Турция (Стамбул) 220.136
Япония (Сузука) 212.830 Бразилия (Интерлагос) 214.127
Австралия (Мельбурн) 208.686 Франция (Маньи-Кур) 208.670
Бразилия (Интерлагос) 207.510 Бахрейн (Сахир) 207.120
Сан-Марио (Имола) 205.249 США (Индианаполис) 206.398
Малайзия (Сепанг) 202.498 Малайзия (Сепанг) 206.356
США (Индианаполис) 201.994 Канада (Монреаль) 205.581
Испания (Каталунья) 201.586 Испания (Каталунья) 202.685
Канада (Монреаль) 201.338 Китай (Шанхай) 201.363
Европа (Нюрбургринг) 199.365 Европа (Нюрбургринг) 199.593
Франция (Маньи-Кур) 192.549 Венгрия (Хунгароринг) 197.029
Венгрия (Хунгароринг) 178.812 Япония (Фудзи) 186.260
Монако (Монте-Карло) 148.729 Монако (Монте-Карло) 159.715

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё