Фил Чарльз о переменах в техническом регламенте

Фил Чарльз

Через несколько недель команды Формулы 1 представят свои новые машины, которые должны быть более агрессивными внешне и обладать более впечатляющими характеристиками. Фил Чарльз, бывший главный гоночный инженер Toro Rosso, расстался с командой в середине прошлого сезона, но у него есть определённые представления о том, какие изменения ждут нас в 2017 году, и как всё это повлияет на расстановку сил в чемпионате.

Существенные перемены в техническом регламенте часто создают предпосылки для корректировки соотношения сил в Формуле 1. Те команды, кому удаётся найти толковый подход к новым правилам, могут получить шанс добиться успеха – достаточно вспомнить пример Brawn GP, победившей в обоих зачётах чемпионата в 2009 году.

Команда под руководством Росса Брауна обнаружила «серую зону» в регламенте, обратилась к FIA за разъяснениями и, получив разрешение на реализацию концепции двойного диффузора, в начале сезона демонстрировала явное скоростное превосходство, которое, впрочем, нивелировалось во второй половине года. Топ-команды, располагавшие большими ресурсами, быстро отреагировали и, скопировав оригинальное техническое решение, смогли догнать Brawn GP, что не помешало Дженсону Баттону выиграть титул.

Теоретически что-то подобное может повториться и в этом году, поскольку уже на первых тестах станет примерно понятно, кому из участников чемпионата удалось наиболее плодотворно поработать с текстом регламента и творчески его интерпретировать.

Что касается детальных сведений, связанных с переменами в правилах, то, к сожалению, я расстался с Toro Rosso в середине прошлого года и уже не участвовал в разработке новой машины, поэтому не видел её опытных экземпляров и не знаю, как она будет выглядеть. Тем не менее, я изучал регламент 2017 года, и у меня есть кое-какие представления.

Эстетически машины станут более привлекательными. Их внешний вид станет более агрессивным и стремительным, благодаря более широким и низким задним крыльям, а также увеличенным дефлекторам, расположенным перед скошенными боковыми понтонами. Переднее крыло получит стреловидную форму, что тоже придаёт машине более боевой вид.

Но как всё это отразится на ситуации с обгонами? Я вспоминаю мой опыт в картинге, полученный в 90-х (вообще-то в прежней жизни я неудавшийся гонщик). Когда я переходил из очень популярного бюджетного класса ТКМ в так называемую Формулу А, которая в то время была высшей картинговой категорией в Великобритании, то сразу почувствовал, насколько вырос уровень сцепления, поскольку после жёстких износоустойчивых шин надо было ездить на более мягких.

В Формуле А было сложнее обгонять, поскольку тормозной путь заметно сократился, но мне тогда даже понравилось, что задача стала конкретнее, и решать её нужно было быстрее. В 2017 году Формулу 1 ждут схожие перемены, и это означает, что обгонов может быть меньше, но при этом возрастёт вероятность ошибки. Возможно, это сделает гонки зрелищнее, а преимущества добьются более искусные гонщики, кто действительно умеет обгонять.

Но надо помнить, что в современной Ф1 многое зависит от работы систем DRS, поэтому необходимо учитывать, насколько эффективными они будут в 2017 году, т.е. какой будет разница в скорости при активированной DRS, и когда крыло остаётся закрытым.

Скорости на прямых несколько снизятся из-за того, что у более широких машин на более широкой резине намного выше коэффициент лобового сопротивления. Это значит, что возрастёт преимущество тех команд, кому удастся построить шасси, генерирующее максимально высокую прижимную силу, и на чьих машинах стоят самые мощные силовые установки. В последнее время наиболее эффективные машины строят в Red Bull и в Mercedes, так что интересно посмотреть, сможет ли кто-то ещё вмешаться в спор этих двух команд.

Задача Pirelli на 2017 год состояла не только в том, чтобы добиться более высокого уровня сцепления, но также в том, чтобы создать шины, которые бы оставались эффективными в более широком диапазоне температур и обладали бы увеличенным ресурсом. Если итальянским шинникам это удалось, то гонщики с удовольствием будут атаковать более агрессивно.

Если рассуждать с инженерной точки зрения, то тут можно привести как доводы за, так и против. Резину в любом случае сложно удерживать в так называемом «окне» рабочих температур. Но при этом решать такую задачу было очень интересно, и если вам удавалось помочь гонщику правильно прогреть шины, объяснив, как нужно работать с резиной, то это обеспечивало неплохие результаты. Это тоже один из факторов, который в каких-то ситуациях мог дать небольшим командам шанс.

Напоследок надо сказать о механиках. Команды пристально следят за тем, как проводят пит-стопы их соперники, и в этом виртуальном чемпионате идёт острая конкуренция.

Передние шины в 2017 году станут на 60 мм шире, а вес каждой увеличится на 0,8 кг по сравнению с прошлым годом, тогда как в случае с задними нужно говорить об увеличении ширины беговой дорожки на 80 мм, а веса – почти на 2 кг. Следовательно, механикам будет сложнее их носить, они будут быстрее уставать, и всё это потребует более интенсивных тренировок пит-стопов.

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё