Тост: Состав Toro Rosso – самый сильный за всю историю

Франц Тост

Руководитель Toro Rosso Франц Тост – очень опытный профессионал и настоящий гонщик, поэтому считает, что большинство штрафов в Формуле 1 надо отменить и позволить пилотам бороться на трассе. Об этом и многом другом он рассказал в интервью F1News.Ru сразу после завершения пресс-конференции, посвящённой расширению сотрудничества с IT-компанией Acronis, спонсором и технологическим партнёром команды из Фаэнцы.

Вопрос: Наши болельщики впервые узнали о Джеймсе Ки в 2005-м году, когда он был назначен техническим директором команды Jordan/Midland, недолго выступавшей в Формуле 1 под российской лицензией. И уже тогда он говорил, что искусство конструктора в том и заключается, чтобы, располагая бюджетом в разы более скромным, чем у Ferrari и McLaren, построить машину, которая бы проигрывала лидерам лишь пару секунд. Обратимся к статистике: во второй части квалификации в Сан-Паулу Даниил Квят уступил лучшему времени сессии примерно 1,5 секунды. Значит ли это, что философия Джеймса осталась прежней и десять с лишним лет спустя, когда он занимает пост технического директора Toro Rosso?
Франц Тост: Да, такой фактор как эффективность очень важен для Toro Rosso, именно его мы ставим во главу угла. У нас нет столь крупного бюджета, как у Mercedes, Red Bull, Ferrari или McLaren, но, тем не менее, мы можем построить машину, которая окажется вполне конкурентоспособной, особенно в начале года.

Почему я говорю про начало года? Потому что в зимние месяцы, когда все команды находятся в относительно равных условиях, все внедряют и опробуют какие-то новые решения, деньги не играют приоритетной роли. По-настоящему разница в бюджетах проявляется уже по ходу сезона, когда идёт поэтапная модернизация машин.

У нас тоже могут появляться интересные идеи, но мы не в состоянии их внедрить, потому что у нас просто нет денег, чтобы эти новинки воплотить. Но я надеюсь, что в начале следующего года у нас будет очень конкурентоспособная машина, а затем всё будет зависеть от нашей финансовой ситуации. Именно она будет определять, насколько интенсивно мы сможем модернизировать шасси. Более конкретно сказать не могу, поскольку пока не знаю, на какую скорость будет способна STR12.

Я примерно знаю, каким должен быть наш бюджет, но мы также рассчитываем, что будет заключён ещё ряд новых спонсорских контрактов. Разумеется, чем больше денег, тем более гибко мы сможем подходить к работе и в итоге сможем быть более конкурентоспособными.

Вопрос: В настоящий момент Toro Rosso занимает седьмое место в Кубке конструкторов, не так уж много уступая McLaren. Но вероятнее всего, именно на этой строчке вы и завершите сезон. В какой мере вас устраивают его итоги?
Франц Тост: Нет, я не удовлетворён его итогами, потому что мы хотим выступать лучше. Мы знали, что сезон будет очень трудным из-за того, что мы использовали прошлогодние силовые установки Ferrari. Команда оказалась в ситуации, которую пару лет назад нельзя было предвидеть, и нам пришлось полностью менять планы.

И я не удовлетворён, потому что в начале сезона Toro Rosso должна была заработать больше очков, но нам это не удалось. Например, в Мельбурне наши гонщики стартовали с 5-й и 7-й позиций, а финишировали только 9-м и 10-м, что совершенно никуда не годится. Мы тогда допустили ряд ошибок, как и в Монако, где Карлос Сайнс перед пит-стопом опережал Серхио Переса, но на подиум в итоге поднялся гонщик Force India, хотя у нас тоже был шанс добиться столь же высокого результата.

Что касается Даниила, то, например, в Монако наши инженеры допустили ошибку, работая с программным обеспечением его машины. В начале периода, когда на трассе был автомобиль безопасности, эта программа дала сбой, и Даниил не мог разгоняться. Так что команда в этом году допускала промахи, поэтому я не могу быть довольным. Я бы сказал так: нам есть над чем работать. Именно этим мы сейчас и занимаемся, чтобы добиться улучшений.

Вопрос: Но, наверное, есть и позитивные моменты, ведь можно вспомнить гонку Даниила в Сингапуре или недавнее успешное выступление Карлоса в Бразилии?
Франц Тост: Понимаете, у Карлоса действительно было несколько очень успешных выступлений, например, он финишировал 6-м в Барселоне, в Остине, в Сан-Паулу. У Даниила тоже были хорошие гонки, тот же Гран При Сингапура. Но команда должна была лучше справляться со своим делом. Мы работаем в этом направлении, и я уверен, что в следующем году сможем сделать значительный шаг вперёд, если говорить об эффективности всех операционных процессов. Вот тогда и посмотрим.

Вопрос: Можете ли вы рассказать о каких-то сильных и слабых сторонах Карлоса и Даниила, о том, что не видно со стороны, но хорошо известно вам?
Франц Тост: Формула 1 настолько сложна, что процесс обучения никогда не прекращается, это касается и инженеров, и гонщиков. Вряд ли есть гонщик, про которого можно сказать: «Он знает всё!» Возьмём следующий год: вступает в силу новый технический регламент, и сейчас я могу настоятельно рекомендовать обоим гонщикам посвятить зимние месяцы предельно интенсивным тренировкам, потому что управление новой машиной потребует серьёзных физических усилий.

Конечно, есть и вопросы, связанные непосредственно с пилотированием, на которые гонщикам надо обратить внимание, но сейчас я не могу сказать, что, например, в таких-то конкретных моментах Карлос и Даниил явно недорабатывают. В их подготовке нет слабых мест, однако есть различные области, в которых они продолжают учиться, улучшать показатели, и должен отметить, что оба действительно на верном пути. Важно именно то, что они продолжают учиться, их мастерство растёт, и я это вижу.

Что касается сильных сторон, то оба гонщика Toro Rosso – высококлассные профессионалы, оба преданы своему делу, очень дисциплинированы, так что тут как раз всё неплохо сбалансировано. Я доволен обоими и должен сказать, что в следующем году у нашей команды будет самый сильный состав за всю её историю. Столь опытных пилотов у нас ещё не было.

Вопрос: Конечно, российских болельщиков очень порадовали новости из Остина, когда был подтверждён контракт Даниила Квята на 2017 год. Сыграло ли здесь какую-то роль партнёрство с компанией Acronis?
Франц Тост: (смеётся) Только в техническом плане, ведь теперь мы больше не будем терять данные! К сожалению, несколько лет назад такое бывало.

Вопрос: Но если серьёзно: насколько можно понять, вы надеетесь, что сотрудничество с Acronis будет с годами развиваться и крепнуть. Значит ли это, что речь идёт о многолетнем контракте?
Франц Тост: Я не буду рассказывать о деталях контракта, но когда я говорю о долгосрочном сотрудничестве, то имею в виду вот что: если совместно с новым партнёром вы начинаете проект в технической области, то вообще нет смысла говорить об одно- или двухлетней программе. В сфере CFD (вычислительной гидродинамики) технологии постоянно совершенствуются, и чтобы интегрировать такого партнёра, как Acronis, во все её многочисленные области, требуется именно долгосрочное сотрудничество. Я пока не знаю, как всё будет складываться, но, по крайней мере, с нашей стороны такое желание есть.

Вопрос: Но тогда напрашивается следующий вопрос: всё-таки Toro Rosso по-прежнему выполняет функцию гоночной академии, и Даниил в 2018 году теоретически может вернуться в Red Bull Racing или получить предложение от какой-либо другой команды. Значит, сотрудничество с Acronis будет продолжаться вне зависимости от этого?
Франц Тост: Скажу так: контракт с Acronis связан с Даниилом, но не напрямую. Всё остальное покажет будущее.

Вопрос: Мы часто слышим, что важнейшим фактором в Формуле 1 является стабильность, в том числе кадровая стабильность технического департамента. Но ходят слухи, что Джеймс Ки может перейти на работу в Red Bull Racing или подписать контракт с какой-то другой топ-командой…
Франц Тост: Нет-нет, Джеймс Ки останется с нами в ближайшие годы, у него контракт с Toro Rosso, и он полностью предан нашей команде. Как вы справедливо заметили, стабильность – ключ к успеху, и если в техническом департаменте идут постоянные кадровые перестановки, то вы не добьётесь высоких результатов. Важно, чтобы инженеры работали сообща, а ведь среди них встречаются особенные люди со своими амбициями, с различными взглядами и идеями. Чем дольше инженеры сотрудничают друг с другом в рамках единого коллектива, тем лучше, потому что они отлично знают друг друга, понимают, в каком направлении надо двигаться.

В Формуле 1 не бывает однозначных технических решений, здесь нет деления на чёрное и белое, это всегда своего рода компромисс. И найти такой компромисс, добившись при этом максимальной эффективности – и есть ключ к успеху. Поэтому важно, чтобы одни и те же люди годами работали вместе, ведь тогда они уже в курсе, что, например, в прошлом году воздухозаборник радиаторов системы охлаждения был слишком большим – значит, его можно сделать несколько меньше, это поможет добиться небольшого прироста прижимной силы, а лобовое сопротивление несколько снизится.

Мы говорим о небольших изменениях, но когда их много, они позволяют добиться заметного роста скоростей.

Вопрос: Как вы считаете, есть ли в новом техническом регламенте некие серые зоны, которые можно особым образом интерпретировать, оставаясь в рамках правил, но добиться при этом заметного преимущества?
Франц Тост: Конечно, это возможно, и я лишь надеюсь, что именно нам удалось найти такую область!

Вопрос: Все российские болельщики, да и испанские, наверное, тоже, надеются, что машина следующего года будет быстрее предшественницы…
Франц Тост: Надо говорить именно обо всей машине в комплексе, потому что само по себе наше шасси очень конкурентоспособно, что в очередной раз подтвердилось в Сан-Паулу. Джеймс Ки и его специалисты разработали прекрасное шасси, у STR11 очень большой потенциал. Но для следующего года разработана совершенно новая машина, и она должна быть намного эффективнее, поскольку в ней в том числе воплощён опыт этого сезона.

Вопрос: Вас вдохновляют грядущие перемены, или вы всё-таки настроены в какой-то мере скептически?
Франц Тост: Пока новый технический регламент вызывает у меня некоторый скепсис. Может получиться, что из-за зоны турбулентности машинам будет сложно ехать вплотную друг за другом в быстрых и среднескоростных поворотах. Скорости в поворотах будут очень высоки, поэтому область возмущённого воздуха позади машин будет довольно большой. На прямых скорости снизятся, а зоны торможения станут намного короче, ведь прижимная сила станет выше, а шины – заметно шире. Значит, существенно вырастет и механическое сцепление с трассой.

Из-за коротких зон торможения обгонять будет сложно, однако давайте не будем спешить с выводами. Хотя меня всё это несколько тревожит.

Вопрос: Когда первая новая машина Toro Rosso будет готова?
Франц Тост: В конце января. Монокок почти готов, но мы ещё должны провести все обязательные краш-тесты, и график предполагается весьма плотный, но, думаю, мы уложимся.

Вопрос: Если вспомнить, в какие сжатые сроки вы подготовили к этому сезону STR11, то начинаешь верить, что ваша команда способна творить чудеса…
Франц Тост: Совершенно верно!

Вопрос: Вы не раз говорили о том, что в современной Формуле 1 слишком много правил, что она стала излишне зарегулированной. Каким образом вы и Toro Rosso можете влиять на процесс составления правил, если вы не входите в состав Стратегической группы? Через Red Bull Racing?
Франц Тост: В Red Bull знают моё мнение. Но в Стратегическую группу входят и другие команды. Я могу лишь надеяться, что всевозможные штрафы в итоге будут отменены, лично я против всего этого, ведь Формулу 1 нельзя сравнивать с футболом. Если гонщики допускают контакты между машинами, очень велик риск схода, а это значит, что они накажут сами себя.

Что касается обгонов за пределами трассы: в Мексике Даниила оштрафовали за обгон Романа Грожана, но других за подобное не стали наказывать. В решениях стюардов нет последовательности, и я против этого тоже.

Гонщики должны бороться друг с другом, и лично меня не волнует, они это делают на трассе или за её пределами. Ведь когда ты съезжаешь на обочину, всегда есть риск проколоть шину или что-нибудь повредить. И не всегда это позволяет добиться преимущества. Современные трассы строят так, что там почти всегда широкие зоны безопасности – ОК, пусть они там будут, пусть ими нельзя пользоваться, кроме как в чрезвычайной ситуации, но штрафовать гонщиков за это не надо. Это моё мнение.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости