Гран При Австрии

Гран При Австрии

Гран При Австрии: Пресс-конференция в воскресенье

Интервью на подиуме

1. Валттери Боттас (Mercedes)
2. Себастьян Феттель (Ferrari)
3. Даниэль Риккардо (Red Bull Racing)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Мартин Брандл) Дамы и господа, какой захватывающий финал! Надеюсь, вам понравилось. Валттери, день выдался непростым. Ближе к финишу Себастьян догонял, но вы сохраняли концентрацию и смогли сберечь ресурс шин. Поначалу казалось, что вы контролируете ход гонки, но в конце отрыв оказался минимальным…
Валттери Боттас: В некотором роде я испытываю дежавю после произошедшего на этапе в России, когда меня догонял Себастьян. Проблема была в том, что уже на пятом круге второго отрезка гонки на задней левой шине возникло серьёзное пузырение. Мне было сложно контролировать темп, да и с круговыми оказалось непросто, так что сейчас я очень доволен. Я одержал вторую победу в карьере и благодарю всех за поддержку. Я выражаю огромную благодарность команде – благодаря им этот результат стал возможен.

Вопрос: (Мартин Брандл) Я видел протокол вашего старта – вы сработали безупречно, в миллисекундах от ошибки. Рывок с места удался, не так ли?
Валттери Боттас: Сегодняшний старт был лучшим в моей жизни, у меня действительно все получилось.

Вопрос: (Мартин Брандл) Вторая победа, третий подиум подряд – вы явно на подъеме!
Валттери Боттас: Впереди еще много гонок, не прошла даже половина сезона. Победа принесла немало очков, но пока рано говорить о шансах в чемпионате – мы с командой по-прежнему многому учимся.

Вопрос: (Мартин Брандл) Себастьян, ваше преимущество в личном зачете увеличилось до двадцати очков. Сегодня вы финишировали вторым – как прошла гонка?
Себастьян Феттель: Интересно, как бы вы себя чувствовали, финишировав в пяти десятых позади победителя? Борьба получилась плотной. Мне сообщили, что у Валттери начались сложности и я атаковал изо всех сил.

На первом отрезке я не лучшим образом чувствовал машину, но после перехода на SuperSoft она словно ожила, темп вырос, и я начал приближаться. На последних кругах отрыв был минимальным, я потерял время, обгоняя на круг Серхио Переса. По сути, мне нужен был еще один круг, так как при разгоне в подъем Валттери явно не хватало динамики. Сегодня я хотел победить, но и второе место – неплохой результат.

Вопрос: (Мартин Брандл) По радио вы просили команду обратить внимание на старт Валттери. Вам показалось, что он чуть раньше тронулся с места, не так ли?
Себастьян Феттель: Не думаю, что… Я был уверен, что Валттери допустил фальстарт – спросите об этом Даниэля.

Вопрос: (Мартин Брандл) Что ж, так и поступим. Даниэль, пятый подиум подряд, притом залогом результата стал обгон в третьем повороте, когда вы сумели протиснуться мимо Кими Райкконена...
Даниэль Риккардо: Гонка получилась весёлой, а обгон Кими Райкконена на старте стал решающим моментом. На последних кругах мне пришлось отражать атаки Льюиса Хэмилтона, он был совсем рядом, но мне удавалось тормозить на пределе и удерживать позицию.

Пять подиумов подряд – это прекрасно, но особенно приятно, что я финишировал третьим в Австрии, на домашней трассе Red Bull! В прошлом году здесь на подиум поднялся Макс Ферстаппен, и я ему немного завидовал – здорово, что теперь это удалось мне! Приятно видеть на трибунах многочисленных поклонников Red Bull Racing и всей Формулы 1!

Вопрос: (Мартин Брандл) Льюис Хэмилтон уступил вам совсем немного, на последних кругах прессинг с его стороны был колоссальным...
Даниэль Риккардо: Думаю, самым сложным был предпоследний круг, когда Льюис воспользовался DRS, тогда как я проехал тот круг не лучшим образом. Он был совсем близко, и я рад, что увидел клетчатый флаг раньше него.

Вопрос: (Мартин Брандл) Хэмилтон пробовал атаковать перед четвертым поворотом, честно говоря, мне казалось, что обгон удастся…
Даниэль Риккардо: Я не собирался тормозить, пока в этом не было необходимости. По-моему, борьба получилась честной.

Вопрос: (Мартин Брандл) Мне не доводилось вести интервью на подиуме с того момента, как вы ввели традицию пить шампанское из ботинка – надеюсь, вы не откажете мне в такой чести, если, конечно, я смогу забрать ботинок и выставить его на благотворительном аукционе. Пожалуй, нам здесь нужны четыре ботинка – было бы неплохо увидеть обувь других призеров (Даниэль Риккардо снимает ботинок, наполняет его шампанским и протягивает Боттасу. Валттери отталкивает руку Даниэля и вместе с Феттелем идёт к выходу с подиума). Валттери, мне нужно задать вам еще один вопрос...
Даниэль Риккардо: Эй, не я всё это начал!

Мартин Брандл пьёт из ботинка

Вопрос: (Мартин Брандл) Валттери, болельщики назвали вас гонщиком дня – мои поздравления! (пьет из ботинка Даниэля Риккардо) Спасибо, это нужно делать быстро, не так ли? А ботинок я заберу на благотворительный аукцион, на сегодня церемоний, если не возражаете, хватит. Валттери, вы вернулись в число претендентов на титул...
Валттери Боттас: Мы не преодолели еще и половины сезона, я верю в свой шанс, верит в него и команда. Сезон длинный, мы продолжаем прогрессировать, я наслаждаюсь каждым моментом – это здорово!

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Валттери, вы можете сравнить сегодняшнюю победу с дебютным успехом в России?
Валттери Боттас: Первая победа всегда особенная, но для меня сегодняшний успех – лишь второй в карьере, потому он тоже примечателен. Я очень доволен тем, что смог сократить отставание от Себастьяна и Льюиса в личном зачёте. Машина ехала здорово, с поулом и победой уик-энд сложился идеально – будет здорово продолжить в том же духе.

Вопрос: На подиуме вы сказали, что ваш старт был идеальным, но нервничали ли вы по ходу первых нескольких кругов, опасались ли, что допустили фальстарт?
Валттери Боттас: Нет, ведь когда машина начала движение, светофоры уже погасли – это главное. Сегодня мне удался один из лучших стартов, пусть он и был весьма рискованным. Да, на первых метрах мало что отыгрывается, но я знал, что нужно как можно лучше уйти в гонку.

Вопрос: Себастьян, насколько хорош был ваш старт?
Себастьян Феттель: Он был весьма неплох. Конечно, всегда отвлекает… Знаете, я был уверен, что Валттери допустил фальстарт – именно так всё выглядело из кокпита, но не мне об этом судить. Я среагировал немного позднее, но в целом неплохо. Да, была небольшая пробуксовка, однако в остальном старт прошел хорошо.

Вопрос: Время реакции Валттери – 0,201 секунды...
Себастьян Феттель: Не могу в это поверить.

Вопрос: Хорошо, перейдем к концовке гонки. Шины Super Soft активно загрязняли трассу – насколько сложно было с ними управляться?
Себастьян Феттель: Загрязняли?

Вопрос: Изнашивались, теряя кусочки резины…
Себастьян Феттель: Похоже, у Валттери с этим было больше сложностей, чем у нас. У меня были определенные проблемы с UltraSoft, но во второй части гонки дела шли намного лучше. Меня устраивало поведение машины, просто, как и в России, мне немного не хватило дистанции.

Вопрос: В личном зачете вы увеличили отрыв от Льюиса Хэмилтона…
Себастьян Феттель: Я хотел победить. В предыдущие годы этап в Австрии складывался для меня не лучшим образом, так что я рад подиуму, рад получить красивый трофей. Меня многое связывает с Австрией, сегодня я хотел выиграть гонку и не вполне доволен, коль уж это не удалось.

Вопрос: Даниэль, на круге возращения и на подиуме вы очень радовались результату – что он значит для вас?
Даниэль Риккардо: Он значит многое, ведь для команды и компании Red Bull австрийский уик-энд особенный. Эта трасса не вполне подходит нашей машине, нам казалось, что при сухой погоде и отсутствии сходов у лидеров мы вряд ли можем рассчитывать на подиум. Да, Льюис Хэмилтон получил штраф, но мы были уверены, что он быстро отыграет позиции – по крайней мере, быстрее, чем получилось на самом деле. Большую часть гонки я видел машины Валттери и Себастьяна – я по-настоящему впечатлен нашей скоростью.

Ближе к финишу Льюис организовал серьезный прессинг. Он ехал на UltraSoft и выжимал из этих шин максимум. На предпоследнем круге я неудачно вышел из первого поворота, Хэмилтон подобрался вплотную, я отбил атаку в третьем повороте, но знал, что Льюис воспользуется DRS – пришлось отбиваться и в четвертом. Я был готов сделать всё, чтобы удержать подиум, хоть и понимал, что это будет непросто. Здорово, что у меня всё получилось – это хорошо и для команды, и для наших болельщиков!

Вопрос: Для вас это пятый подиум подряд – можно ли сказать, что Red Bull Racing обрела скорость и может на равных соперничать с Mercedes и Ferrari?
Даниэль Риккардо: Пожалуй, это главный итог сегодняшнего дня. Не поймите меня неправильно: на финише чувство облегчения и радости были связаны, конечно же, с подиумом, но самый приятный момент в том, что сегодня мы были конкурентоспособны за счет чистой скорости.

Да, в Баку мы одержали победу, но там по ходу гонки произошло немало событий, а сегодня удалось заработать подиум на трассе, не вполне подходящей нашей машине. RB13 постепенно становится по-настоящему быстрой, и это, пожалуй, всё, о чем я могу просить команду.

Вопросы с мест

Вопрос: (Анжелика Белокопытова) Даниэль, мои поздравления! Что вы почувствовали, когда за круг до казалось бы гарантированного подиума позади вдруг оказался Льюис Хэмилтон? Как удалось сохранить концентрацию?
Даниэль Риккардо: Первой мыслью было: «Сражайся!» Я понимал, что предстоит побороться за позицию, предвкушал серьезную схватку. Я знал, что в какой-то момент придется обороняться, но в пылу борьбы – даже если соперник уже поравнялся – нужно контролировать точку торможения, концентрироваться на апексе поворота и чувствовать предел. Я понимал, что если заторможу предельно поздно и останусь на внутреннем радиусе, то смогу удержать траекторию.

Последние несколько кругов выдались непростыми, пот заливал мне глаза, но в остальном всё прошло удачно. Я старался как можно быстрее проходить круговых – всегда нервничаешь, когда пытаешься прикинуть, в каком месте трассы совершить обгон, но, к счастью, действия парней никак не повлияли на результат.

Вопрос: (Дэн Натсон) Валттери, Себастьян сказал, что ему был нужен ещё один круг, чтобы вас опередить. Что скажете?
Валттери Боттас: Борьба получилась плотной, и ближе к финишу Себастьян действительно ехал быстрее. На втором отрезке у меня были сложности с задней левой шиной – возникло пузырение, всё больше дестабилизирующее машину. Ещё было непросто с круговыми: иногда я терял на них больше времени, иногда – Себастьян, но сложно сказать, хватило бы ему ещё одного круга. Тем не менее, я рад, что гонка закончилась после семьдесят первого круга!

Вопрос: (Флавио Ванетти) Себастьян, по ходу первого отрезка у вас были сложности, а на втором вы буквально летели по трассе. Каков итог: Ferrari немного уступает Mercedes, или команды на одном уровне? Интересно понять это в преддверии этапа в Сильверстоуне…
Себастьян Феттель: С нетерпением жду гонку в Сильверстоуне – с нынешними машинами она должна получиться очень интересной! Если говорить о сегодняшнем темпе, наши команды практически равны, нас разделяют считанные десятые.

По ходу первого отрезка Валттери был быстрее, ему удалось создать хороший отрыв, позволивший заметно позже провести пит-стоп. На втором отрезке его шины были свежее, но с ними возникли сложности, а у меня в тот период баланс оказался явно лучше.

Не скажу, что мы были быстрее на UltraSoft, но на SuperSoft – определенно. Валттери был в большей степени доволен машиной на первом отрезке, а я – на втором. В момент старта у него было преимущество в восемь метров, на финише нас разделили пять десятых секунды – думаю, темп сегодня оказался идентичным.

Вопрос: (Луис Васконселос) Валттери, когда Себастьян отправился в боксы, вы опережали его на восемь секунд. Как правило, лидер останавливается кругом позже преследователя, однако вы заметно дольше задержались на трассе. Вы поступили так потому, что не были уверены в шинах SuperSoft, или пытались обеспечить отрыв от Кими Райкконена?
Валттери Боттас: Хороший вопрос – за пит-стопами следит команда, она просто позвала меня в боксы. Я видел на информационном табло, что отрыв от Кими – примерно двадцать секунд – этого хватало, чтобы после смены шин остаться впереди. Я доверился команде, а шины UltraSoft начали терять эффективность лишь в самом конце первого отрезка.

На SuperSoft первые три круга прошли здорово, но затем на задней левой шине возникло пузырение, что сказалось на темпе. Похоже, мы поступили верно, чуть дольше задержавшись на трассе и уменьшив отрезок на SuperSoft.

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, похоже, Валттери вернулся в битву за титул и начинает отбирать очки у вашего основного соперника – Льюиса Хэмилтона. Какие выводы из этой ситуации вы делаете? И еще: беспокоит ли вас намерение FIA тщательнее проверить днище вашей машины, которое, предположительно, изгибается под нагрузкой?
Себастьян Феттель: У нас очень быстрая машина. В предыдущие годы мне тоже посчастливилось выступать на конкурентоспособных машинах, и их часто проверяли, поскольку многим казалось, что с ними что-то не так.

Спросите у Mercedes – уверен, за предыдущие три года их проверяли многократно, так что то, о чем вы говорите, своего рода комплимент в адрес отдела аэродинамики, отдела шасси – всех наших сотрудников, которые за счет совместных усилий сделали возможным серьезный прогресс в условиях нового регламента. И я ничуть не обеспокоен. Знаю, парни выкладываются по максимуму, но у нас нет намерений изобретать что-то, не соответствующее правилам. О чем была первая часть вопроса?

Вопрос: О борьбе за титул...
Себастьян Феттель: О ней я пока не думаю. Сегодня я не вполне доволен, поскольку не смог победить, хотя у меня были все шансы. В плане заработанных очков чем выше ты финишируешь, тем лучше, и сражаться приходится со всеми – будь то Валттери, Льюис или кто-то еще. Сегодня целью была победа, такого подхода мы придерживались в предыдущих гонках, его же будем придерживаться и далее, а там быстро поймем, кто является претендентом на титул, а кто – нет. До конца сезона ещё далеко, очков будет разыграно немало, так что я пока не думаю о том, кто мой основной соперник.

Вопрос: (Сеф Хардинг) Даниэль, мои поздравления! Вы заработали для команды очередной значимый результат – что значит для коллектива подиум на Red Bull Ring, и что он значит для вас лично? Это как поездка в Лос-Анджелес, как порция ребрышек на ужин? Что придавало вам сил на последних кругах сегодняшней гонки?
Себастьян Феттель: Если у тебя есть ребрышки, ты должен поделиться!

Даниэль Риккардо: Да, в субботу вечером я ел ребрышки, они и шницель здесь очень помогают!

Себастьян Феттель: Я тоже ел шницель! Видимо, в субботу в Сильверстоуне нам нужно ужинать вместе – я закажу то же, что и ты!

Даниэль Риккардо: Пюре с сосисками? Знаете, в этом сезоне мне гораздо комфортнее в кокпите. Вокруг всё меняется, но я каким-то образом добился оптимума, и это здорово. Похоже, мы переживаем удачный период: атмосфера в коллективе более позитивная, у меня самого отличное настроение – всё это складывается воедино, и когда завоевываешь несколько подиумов, хочется делать это чаще. Сегодня я понимал, что старт будет предельно важен, постарался пройти Кими, и как только вышел на третье место, держал стабильно высокий темп.

Вопрос: (Петер Фаркас) Себастьян, Валттери, еще один вопрос про старт. Валттери, вы акцентировали внимание на том, что ваша машина тронулась с места после того, как погасли огни светофоров. Означает ли это, что вы отчасти действовали наугад, и что вам повезло, что машина не двинулась раньше, хотя вы уже инициировали стартовую процедуру? Себастьян, что вы имели в виду, когда не поверили в то, что Валттери среагировал за 0,2 секунды? Данные компьютера подтвердили эту цифру, как можно не верить?
Валттери Боттас: На разных трассах интервал времени между включением и погасанием всех пяти стартовых светофоров разный, но на протяжении довольно длительного времени разница была не столь существенной, так что мы более-менее представляем, в какой момент светофоры погаснут. В этот момент гонщик предельно напряжен и балансирует на грани между реакцией и предположением. Иногда получается, что называется, попасть в точку, иногда ты немного опаздываешь, но сегодня я среагировал как никогда здорово. Я был настроен позитивно, и всё удалось!

Себастьян Феттель: Хотел бы пояснить, что я не имею цель преуменьшать заслуги Валттери. Он безупречно провел гонку и ближе к финишу на не вполне послушной машине не допустил ни единой ошибки. Но если я говорю, что не верю, это потому, что я в самом деле не верю. Вряд ли сегодня все среагировали существенно медленнее, потому я не верю, что Валтерри сработал намного быстрее. В тот момент я не сомневался, что он допустил фальстарт, это не подтвердилось – есть основания верить, что фальстарта не было, но я не готов принять, что Валттери среагировал за 0,2 секунды. Это было бы естественной реакцией, а он показал какое-то недоступное человеку время. Впрочем, ранее Валттери говорил, что он не человек.

Валттери Боттас: Я просто шутил!

Себастьян Феттель: Да, он финн!

Даниэль Риккардо: Могу я добавить? Как заметил Валттери, многое решает позитивный настрой. Стартовые огни горели дольше обычного – да, есть определенный диапазон, но сегодня они слегка задержались, а в этот момент гонщик находится на пределе и ждет, ждет, ждет. Валттери сорвался с места, и тут же огни погасли – ему немного повезло. Я сам делал нечто подобное в Формуле 3 – это было на грани. Понимаю, можно среагировать, но чтобы именно тогда, когда гаснут огни – это неестественно, я не верю. Если Валттери утверждает, что он двинулся после того, как светофоры погасли – не вопрос, но я не верю, что он на них ориентировался.

Вопрос: В тот момент вы были убеждены, что Валттери допустил фальстарт?
Даниэль Риккардо: Я уже говорил, что мне так показалось, на деле фальстарта не было, но ему явно повезло. Как заметил Себастьян, победу Валттери нельзя преуменьшать – он сработал здорово, но, по-моему, всё было так, как я описал.

Вопрос: (Петер Вамози) Валттери, Льюис Хэмилтон называет вас лучшим напарником среди всех, с кем ему доводилось выступать. Вы говорили ему, что в Williams год за годом опережали своих напарников?
Себастьян Феттель: Ты ведь выступал только с Фелипе Массой, так?

Валттери Боттас: Еще с Пастором Мальдонадо. Для меня это всего пятый сезон в Формуле 1… или четвертый… пятый! Но я по-прежнему прогрессирую с каждым годом. Фелипе Массу во многом недооценивали, он очень быстрый гонщик, а опередить его и заработать больше очков было невероятно сложно.

Ну а Льюис, определенно, лучший напарник из всех, с кем мне довелось выступать – трехкратный чемпион мира, один из лучших специалистов по квалификации в истории Формулы 1. Но, как заметил сам Хэмилтон, у нас здоровый командный дух, мы отлично взаимодействуем друг с другом.

Вопрос: (Истван Саймон) Впереди этап в Сильверстоуне, британскую трассу любят многие гонщики. Можно ли ожидать, что с новыми машинами некоторые повороты вы будете проезжать с педалью газа в пол? Вам бы этого хотелось?
Валттери Боттас: Конечно! Тот поворот, что раньше был первым. Я всегда плохо помнил названия поворотов, подскажите же мне!

Вопрос: Теперь это девятый поворот, Copse...
Валттери Боттас: Уверен, его мы пройдем с педалью газа в пол. Следующие за ним Maggots и Becketts тоже окажутся предельно скоростными – уверен, нам это понравится!

Вопрос: Себастьян?
Себастьян Феттель: Проще спросить, в каких поворотах мы не поедем с педалью газа в пол! Уверен, всем интересно это выяснить. Сильверстоун – одна их лучших трасс, но лично мне она больше нравилась в своей предыдущей конфигурации. Впрочем, многое от старой трассы там осталось, так что я с нетерпением жду её скоростных поворотов. В нынешнем сезоне наша машина отлично с ними справляется – думаю, уик-энд пройдет интересно.

Вопрос: Даниэль?
Даниэль Риккардо: В субботу меня спросили о Сильверстоуне, и в ответ я даже рассмеялся, поскольку по-настоящему обожаю скоростные повороты. Я тренировал конфигурацию на симуляторе – похоже, будет весело! В этот уик-энд мы уже ощутили нечто подобное здесь в девятом повороте, проходя его на седьмой передаче – по сравнению с предыдущим годом прирост в скорости был существенным, и это первый намек на то, каким будет пилотаж в Сильверстоуне.

Copse? Буду удивлен, если в квалификации мы не пройдем его с педалью газа в пол, ну а участок от Copse до Stowe считается едва ли не лучшим в чемпионате – уверен, в этом году там будет по-настоящему здорово!

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости