Гран При Европы: Превью этапа от F1News

Гран При Европы

Не слишком известный факт – континентальный Большой Приз разыгрывается в автогонках с 1923 года. Более долгой историей могут похвастаться лишь Гран При Франции, США, Испании и Италии. Загвоздка лишь в том, что более полувека европейские соревнования проходили не сами по себе, а являлись всего лишь дополнительным титулом какого-нибудь этапа. Изначально это был почетный статус, который по решению Ассоциации автоклубов AIACR (предшественницы FIA) присуждался одной из гонок – вначале итальянской, затем французской, бельгийской и так далее.

Сложно сказать, чем такие «привилегированные» этапы отличались от обычных – быть может, победитель получал дополнительный кубок или денежный приз, но скорее всего дело быстро свелось лишь к одной строчке мелким шрифтом в официальной программке. Во всяком случае, Гран При Европы если и упоминался, то лишь в качестве второго названия соревнований. Несмотря на такое незавидное положение, традиция продлилась с несколькими перерывами аж до сезона 1977 года. Любопытно, что из 14 первых гонок в восьми победили итальянские пилоты, а с 1956 по 1968 годы всего две победы отдали соперникам британцы.

Гран При Европы'83. Брэндс Хэтч. Нельсон Пике

Вспомнить о забытой, казалось, традиции пришлось вновь уже в 1983-м. В ту пору в Ф1 явно наблюдался «американский» период – в Штатах проходили по два, а то и три этапа ежегодно, как правило, на временных уличных трассах в крупных городах. Предварительно в этот список был включен и Нью-Йорк, где пилоты должны были соревноваться в парке Флэшинг Мэдоус. Однако воплотить красивую идею в реальность не удалось, причем окончательно это стало ясно всего за несколько месяцев до запланированной даты. На помощь пришли владельцы британского автодрома Брэндс-Хэтч, где и в итоге прошла гонка. Не долго думая, назвали ее Гран При Европы – то был дебют континентального этапа в «сольном» ранге.

Годом позже соревнования переехали на обновленный Нюрбургринг, а затем вновь вернулись в Брэндс-Хэтч. Однако затем календарную вакансию отдали венгерскому этапу, и еще шесть лет европейского этапа в календаре не было. Но затем история повторилась почти точь-в-точь – только теперь не смог реализовать собственные амбициозные планы японский толстосум Томонору Цурумаки. На этот раз Берни Экклстоун самолично решил передать гонку сезона-93 в британский Донингтон Парк. Не исключено, что во многом именно благодаря такому «подарку» и феерической дождевой гонке эта трасса уже в наши дни получила право на проведение национального этапа Формулы 1.

Тем временем континентальный Гран При продолжал шествие по странам – испанский Херес, вновь Нюрбургринг… Та гонка 1995 года вышла настолько интересной, что босс Больших Призов – который в то время как раз «раскручивал» германских болельщиков и спонсоров, опираясь на громкое имя Михаэля Шумахера – решил впервые за все время не чередовать автодромы, а «прописать» Гран При Европы на одной трассе. В 96-м именно на Нюрбургринге первую в карьере победу одержал Жак Вильнев.

Правда, в сезоне-97 гонка вновь прошла в Хересе и запомнилась столкновением Шумахера с Жаком Вильневом в споре за титул – но затем прочно прописалась на Нюрбургринге. И лишь теперь, когда честь проводить у себя два Гран При перешла к Испании, европейский этап перебирается в Валенсию. Это четвертый случай проведения континентального Гран При на Пиренеях (после Сан-Себастьяна '26 и Хереса '94 и '97), а новый городской автодром в Валенсии фактически стал уже 17-й ареной, принимающей у себя эту гонку с непростой судьбой.

Десять гонок, оставивших след в истории

1925 – Эта гонка стала первой для машин класса Гран При на трассе в Спа. Из 12 заявившихся пилотов почти половина не вышла на старт, а после семи кругов движение продолжали всего четыре машины. Вскоре их осталось и вовсе двое – Антонио Аскари опередил напарника по Alfa Romeo Джузеппе Кампари почти на 22 минуты.

1947 – До «прописки» на Нюрбургринге европейскую гонку чаще всего принимала трасса в Спа – здесь прошло пять Гран При. В первые послевоенные годы соперникам было сложно тягаться с итальянскими Alfa Romeo 158 – вот и в 47-м француз Жан-Пьер Вимилль обогнал всех на целый 14-километровый круг именно на такой машине.

1950 – Самый первый Гран При чемпионатов мира, оказывается, был не только британским, но и европейским тоже. После этого Сильверстоун еще лишь раз принимал «совмещенную» гонку – на этот раз самую последнюю в истории, датированную 1977 годом.

1955 – Гонка, запомнившаяся купанием Альберто Аскари в лазурных водах бухты Монте-Карло, единственной за весь сезон осечкой стремительных Mercedes-Benz и победой француза Мориса Тринтиньяна, которого до старта никто не причислял к фаворитам.

1956 – Стирлинг Мосс финишировал в гонке первым, несмотря на то, что по ходу дистанции у него закончилось топливо. Напарник по команде Maserati Луиджи Пиотти своей машиной дотолкал британца до боксов! Ну а чемпионом мира в четвертый раз стал Хуан-Мануэль Фанхио, которому пришлось и вовсе пересесть в автомобиль товарища по команде и главного соперника Питера Коллинза.

1968 – Дождевой мастер-класс в исполнении Джекки Стюарта. Благодаря фантастическому пилотажу и новейшим гоночным шинам Dunlop со специальным протектором, шотландец опередил второго призера Жаки Икса на четыре с лишним минуты.

1993 – Единственный на настоящий момент этап Формулы 1 в Донингтон-Парке проходил под проливным дождем. Айртон Сенна удивительно легко разобрался с соперниками, располагавшими более совершенной техникой, и заслуженно получил трофей из рук принцессы Дианы.

1995 – Проливной дождь превратил гонку в настоящий триллер. В какой-то момент Жан Алези на Ferrari умчался в 40-секундный отрыв, но ближе к финишу асфальт начал подсыхать, и в погоню за французом бросился Михаэль Шумахер. На предпоследнем круге пилоту Benetton удалось редким по красоте маневром в контактной борьбе выйти вперед.

1997 – Жак Вильнев свой второй сезон в Формуле 1 завершил на первой строчке личного зачета. Это выяснилось после того, как канадец сошелся в очном споре с Михаэлем Шумахером – и после столкновения смог, в отличие от соперника, добраться до финиша. Немца позже лишили всех очков и «серебра» чемпионата.

1999 – И вновь одним из главных действующих лиц гонки стал дождь. На скользком асфальте ошибались, кажется, все – а тех, кто ехал безошибочно, подводила техника. В итоге финишный протокол выглядел весьма необычно – победителем стал гонщик Steward Джонни Херберт, опередивший Ярно Трулли из Prost и своего напарника Рубенса Баррикелло.

2005 – В невероятной 34-градусной жаре Кими Райкконен опережал своего главного конкурента Фернандо Алонсо, но на последнем круге подвеска McLaren финна не выдержала вибраций. Победа ушла к испанцу, а потерянные очки фактически стоили Кими и чемпионского звания.

2007 – Удивительная дождевая гонка, по ходу которой некоторое время лидировал дебютант Маркус Винкельхок на Spyker, а итоговую победу одержал Фернандо Алонсо, изначально должна была носить имя Гран При Германии. Но этот титул принадлежал автоклубу AvD, в то время как соревнования на Нюрбургринге организовывали их «соперники» из ADAC. Что в этой связи будет в 2009-м, когда «континентальный» титул достанется этапу в Валенсии – предсказать сложно.

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё