Гран При Европы: Обзор гонки

Старт Гран При Европы

Немножечко грусти в краю вечного лета

В королевстве вечно молодого душой Берни Экклстоуна ничего не происходит просто так. И если вторая испанская гонка появилась в программе гастролей Большого Цирка – значит, в том есть несомненный экономико-политический смысл, пусть даже и невидимый стороннему наблюдателю. Здорово, что в календарь возвращаются гонки по городским улицам, каких очень недоставало прежде, правда, в данном случае реализацию замыслов сложно назвать стопроцентно успешной. Трасса получилась хоть и длинной, и достаточно широкой – но всё же, хотелось бы видеть что-то более интересное в плане возможности для обгонов.

Четвертной...
ТрассаУ каждой трассы, принимающей этап Формулы 1, есть официальная схема. Варианты, публикуемые в разных источниках, порой отличаются нумерацией и даже наименованиями поворотов, поэтому в четверг, накануне Гран При, FIA традиционно представляет свой, официальный вариант, и дальше всем приходится плясать именно от этой «печки».

На автодромах, давно входящих в календарь, шаг этот носит формальный характер, но в случае с Валенсией схема привлекла всеобщее внимание. Все дело в том, что даже малейший изгиб федерация посчитала отдельным поворотом – и в итоге их набралось 25! Нигде больше нет такого изобилия, , даже в Венгрии или Монако. Впрочем, надо дождаться сингапурского этапа – рекорд может быть перекрыт.

Перенос стартового поля

Когда в субботу делегат FIA и директор гонки Чарли Уайтинг решил перенести место расположения первой стартовой позиции из левого ряда решетки в правый, стало ясно – на первых метрах лидер едва ли сменится. Фелипе Масса теперь уходил в бой по траектории, а его главный преследователь и лидер сезона Льюис Хэмилтон – по грязному асфальту. Так и вышло: первый круг не только эта пара, а и вовсе вся первая тройка закончила без перестановок. А вот Хейкки Ковалайнен в финском противоборстве отобрал четвертую позицию у Кими Райкконена.

Перестановок было не так много и в задних рядах. Чуть лучше первый круг провели пилоты Force India – Джанкарло Физикелла переместился на 14-ю строчку, стартовавший (как и Рубенс Баррикелло) с пит-лейна Адриан Сутил – на 15-ю. Не слишком повезло Дэвиду Култхарду: машину шотландца потащило наружу в одном из поворотов, и мимо проскочили несколько соперников. Совсем скверно все сложилось для Казуки Накаджимы – японец навлек на себя гнев всей Испании, столкнувшись с Фернандо Алонсо. «Мы не боролись за позицию, я просто следовал вплотную за соперником, – оправдывался потом Казуки. – И когда его машина внезапно начала замедляться, деваться мне было просто некуда…»

Red Bull и Toro Rosso
Себастьян ФеттельСтоило Себастьяну Феттелю подписать контракт с Red Bull, как Toro Rosso начала уверенно выигрывать в противостоянии со «старшей» командой. И для немца, и для его напарника Себастьена Бурдэ квалификация в Валенсии стала лучшей в карьере, а Дэвид Култхард и Марк Уэббер не поднялись выше седьмого ряда стартового ряда. Конечно, можно допустить, что конструкторский штаб во главе с Эдрианом Ньюи уже вовсе трудится над машиной для следующего года, а Toro Rosso локально дорабатывает действующую, но все же ситуация выглядит весьма странно. Может, все изменится уже в Бельгии?

Разворот Дэвида Култхарда

Следующие несколько кругов активность на трассе проявлял один лишь ДиСи - после проблем на старте шотландец прошел Баррикелло, затем Пике и поднялся на 16-е место. Но, когда прямо перед ним Сутил опередил собственного напарника, Дэвид тоже решил воспользоваться моментом, и допустил ошибку - разворот в 17-м повороте отправил пилота Red Bull на предпоследнюю позицию. Правда, вскоре ему невольно сделал подарок Баррикелло: слишком широко зайдя в послестартовый поворот, бразилец пропустил давнего соперника.

Собственно, вот и все события первой трети гонки. Городская трасса, где асфальт в полуметре от траектории грязный и пыльный, в сочетании с уже различимым на горизонте концом сезона, требовали от гонщиков в первую очередь осторожности – и потому никто из лидеров даже не обозначил попытку обгона. Да и пит-стопы первой волны не внесли изменений в расстановку на трассе. Кими, пожалуй, мог опередить Хейкки, но по стечению обстоятельств прямо перед финном вернулся в гонку после собственной остановки Масса. Три секунды, потерянные финном, решили исход дела.

А вот кто смог сделать шажок вверх – это Ярно Трулли, отобравший за счет на круг более позднего пит-стопа шестую строчку у Себастьяна Феттеля. Другой пилот Toyota также обозначил претензии на очковый финиш: для Тимо Глока, который не попал в третью часть квалификации, команда разумно выбрала тактику единственного пит-стопа. В последнее время машины Toyota на дистанции очень быстры, и немец смог финишировать в восьмерке лучших.

Фелипе Масса

Подошло время второй остановки лидеров. Льюис вышел на старт не полностью здоровым, к тому же на горячей трассе машина McLaren усиленно изнашивала резину, и он не мог поддерживать темп Массы, отстав на десять с лишним секунд. Вдвое больше самому британцу уступал Кубица, которого – также на определенном удалении – преследовали Ковалайнен и Райкконен.

Первым на пыльный пит-лейн отправился Масса. Дозаправка и смена колес прошла четко, и гонщик тронулся было с места – но на беду Скудерии, в это время по пит-лейн проезжал Адриан Сутил. Ferrari и Force India разошлись в считанных сантиметрах, а после финиша горячность бразильца была оценена судьями в десять. По счастью, тысяч евро – а не штрафных очков или секунд.

Еще менее успешным получился пит-стоп чемпиона мира. После старта машины выстроились на трассе почти строго по ранжиру, отрывы в большинстве пар не предвещали перестановок, и надежды многих зрителей на интригу были связаны как раз с парой Хейкки и Кими. В McLaren дозаправка и смена резины прошла четко, а вот в Ferrari гонщик, лишенный с недавних пор классического механика с «леденцом», рванул с места раньше положенного. Шланг остался в заправочной горловине, а державший его механик Пьетро Темпини пребольно ударился об асфальт.

В итоге Райкконен не только не обошел одного соперника, но и пропустил другого – Ярно Трулли. Правда, за пару следующих кругов финн быстро догнал гонщика Toyota, и казалось, что сейчас-то мы и увидим борьбу, но мотор Ferrari выпустил облако густого белого дыма. Параллели со сходом Массы на прошлом этапе неизбежны.

Так или иначе, но больше всех от произошедшего выиграл Льюис Хэмилтон, набравший лучшую, среди четырех претендентов на титул, сумму очков по итогам двух последних этапов.

Команда McLaren сократила отставание от Ferrari в Кубке Конструкторов, заняв в Валенсии четвертое место Хейкки Ковалайнен не услышал упреков в свой адрес. В еще большей степени это относится к Роберту Кубице, который упрямо не хочет выбывать из чемпионской гонки, в одиночку сражаясь за BMW Sauber. Максимум из ситуации выжали и другие гонщики, дотянувшиеся до очков: Трулли, Феттель, Глок и Нико Росберг, а вот девятое место Ника Хайдфельда и 12-е Марка Уэббера вызывают совсем другие эмоции.

В целом этап едва ли можно назвать самым зрелищным в этом году, но всё же лучше дождаться конца сезона, чтобы оценить значимость той или иной гонки для истории…

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё