Когда эксперты говорят, что той или иной машине больше подходит та или иная трасса, речь идёт не только о мощности мотора или аэродинамике, но и о вполне конкретных параметрах шасси – размере базы, развесовке, рейке и так далее.
Выбор значений – всегда компромисс, невозможно создать машину, одинаково хорошо подходящую ко всем видам трасс и условий. При этом инженерам приходится учитывать и многие сопутствующие параметры – в первую очередь, работу с шинами, где нужно добиться компромисса между быстрым прогревом и низким износом резины.
Обычно конкретные параметры шасси держатся в тайне, но журналисты авторитетного немецкого издания Auto Motor und Sport проанализировали внешний вид машин. Перед летним перерывом все они были сфотографированы с одних и тех же ракурсов, после чего изображения переданы специалисту, который при помощи специального программного обеспечения просчитал колёсную базу и другие параметры шасси.
Как уже было известно ранее, самую длинную базу (расстояние между осями передних и задних колёс) в чемпионате имеет Mercedes – 3738 мм. На втором месте Force India, 3698 мм. Как мы уже рассказывали, столь значительная база – следствие чрезвычайно длинного картера коробки передач Mercedes, которую используют и в Force India. Самая короткая база – у Toro Rosso (3538 мм) и Red Bull Racing (3539 мм), но очень близки к ним Sauber (3541 мм), Williams (3552 мм) и McLaren (3556 мм).
Впервые был измерен такой параметр, как расстояние между центральной линией колёс и передним краем шасси (после которого начинается навесной передний обтекатель). Чем меньше это расстояние, тем больше команда пыталась продлить колёсную базу, распределив вес между передней и задней осью.
У Mercedes передний край практически совпадает с центральной линией – разница составила всего 1 мм. Чтобы реализовать такое решение, команде пришлось решить немало сложных инженерных и компоновочных задач. У Force India всё не так экстремально, но расстояние тоже чрезвычайно мало – 6 мм. А вот у Ferrari этот параметр составляет вполне обычные 26 мм – примерно столько же у Toro Rosso, McLaren и Sauber.
Абсолютные лидеры по этому показателю машины Red Bull Racing. По каким-то причинам Эдриан Ньюи построил машину, у которой расстояние между центральной линией колёс и передним краем шасси составляет целых 75 мм. Помимо прочего, это означает, что нагрузка на переднюю ось у RB13 наибольшая в пелотоне, что сказывается на износе передних шин.
Ещё один важный параметр машин, определяемый, как правило, до начала сезона - рейк, то есть угол наклона машины относительно продольной оси. Инициатором активного использования рейка на машинах Формулы 1 в своё время стал Эдриан Ньюи, но сегодня машина Red Bull Racing по этому параметру никак не выделяется – угол наклона составляет 1,58 градусов. Примерно такой же рейк у машин Ferrari и Williams.
Наиболее экстремальные показатели у Mercedes и McLaren, однако в обоих случаях выбор значения рейка кажется нелогичным. Имея самый мощный мотор в пелотоне, в Mercedes могли бы выставить достаточно большой рейк – это увеличило бы сопротивление воздуха на прямых, зато улучшило прижимную силу в поворотах. Однако «Серебряная стрела», напротив, имеет самый маленький угол наклона в пелотоне – всего 0,9 градусов.
В McLaren всё наоборот. Казалось бы, слабый двигатель Honda просто обязывает инженеров McLaren уменьшать рейк, чтобы добиться более высокой скорости на прямой. Вопреки этому, в команде из Уокинга выставили самый большой рейк в пелотоне – 2,05 градуса! Так что низкая скорость машин McLaren на прямых объясняется не только слабым мотором, но и параметрами шасси. И именно поэтому машины McLaren настолько хорошо смотрятся на медленных трассах, вроде Монако и Хунгароринга.
Как нетрудно догадаться, благодаря столь экстремальному рейку машины McLaren имеют самый большой клиренс сзади, и самый маленький спереди – всего 14 мм. У Mercedes, соответственно, всё наоборот. Выделяется также шасси Red Bull Racing, как одно из самых высоко расположенных в чемпионате – это позволяет увеличить ходы подвески.
Команда | База | Свес | Рейк | Клиренс спереди | Клиренс сзади |
Mercedes | 3738 мм | 1 мм | 0,90° | 29 мм | 86 мм |
Force India | 3698 мм | 6 мм | 1,80° | 18 мм | 132 мм |
Renault | 3618 мм | 10 мм | 1,50° | 17 мм | 109 мм |
Ferrari | 3595 мм | 26 мм | 1,55° | 17 мм | 120 мм |
Haas F1 | 3595 мм | 39 мм | 1,15° | 20 мм | 92 мм |
McLaren | 3556 мм | 26 мм | 2,05° | 14 мм | 137 мм |
Williams | 3552 мм | 10 мм | 1,52° | 18 мм | 122 мм |
Sauber | 3541 мм | 28 мм | 1,35° | 23 мм | 104 мм |
Red Bull Racing | 3539 мм | 75 мм | 1,58° | 20 мм | 123 мм |
Toro Rosso | 3538 мм | 25 мм | 1,35° | 25 мм | 107 мм |