Джеймс Аллен и Фрэнк Дерни о проблеме обгонов…

Гонка в Бахрейне временами больше напоминала процессию...

Британский эксперт Джеймс Аллен не остался в стороне от дискуссии о проблеме зрелищности в Формуле 1. В частности, он привел мнение Фрэнка Дерни, одного из ведущих специалистов по аэродинамике, в свое время работавшего в Williams, Lotus, Benetton, Ligier и Toyota…

Джеймс Аллен: «Фрэнк Дерни прислал мне свои соображения, в которых уверяет, что проблема обгонов связана не с аэродинамикой, но, прежде всего, с резиной и отсутствием ошибок гонщиков при переключении передач, поскольку машины оборудованы полуавтоматическими КПП. Он предлагает вернуть ручные коробки передач и ввести сверхжесткие шины. Вот его мнение.

“Ни один из известных нам фактов, которые мы наблюдаем за последние 30 лет, не подтверждает теорию о том, что цепкие шины и низкая прижимная сила способствуют обгонам. Если бы дело было в прижимной силе, то это бы подтвердилось еще в 1983-м, когда в соответствии с тогдашним техническим регламентом аэродинамическая эффективность была снижена на 80%, – пишет Дерни. – Однако обгонов по сравнению с уровнем 1982-го года не прибавилось.

Если бы прижимная сила препятствовала обгонам, то исторически гонками с минимальным количеством обгонов были бы дождевые Гран При, когда аэродинамика настраивается на максимальную прижимную силу. Почему кто-то по-прежнему считает, что проблему можно решить через снижение прижимной силы, когда факты это не подтверждают? – остается для меня загадкой.

Главные факторы:

– слишком большая разница в сцеплении на гоночной траектории и за ее пределами, что обусловлено цепкими шинами (которые обеспечивают слишком высокий уровень механического сцепления).

– дистанции торможения перед медленными поворотами слишком короткие, и это тоже обусловлено характеристиками шин.

Еще одна причина связана с тем, что по итогам квалификации самые быстрые машины стартуют впереди, а медленные оказываются в задних рядах, поэтому трудно ожидать обгоны, если только кто-то из гонщиков не допустит ошибку.

Получается, что обгоны возможны только в случае ошибок, а это редкость в наше время, когда резина отлично держит трассу, обочины оборудованы широкими зонами безопасности, а на машинах стоят полуавтоматические коробки передач.

Вот несколько факторов, обеспечивавших обгоны в прошлом.

– Один комплект шин на всю гонку, однако резина Michelin лучше подходила для этого, чем Bridgestone, и это правило отменили, когда Bridgestone стал монопольным поставщиком.

– Однокруговая квалификация. Часто быстрые гонщики на быстрых машинах квалифицировались ниже своих возможностей, что повышало вероятность обгонов. Но этот подход был непопулярен, поскольку считался несправедливым.

В прошлом обгоны были в основном обусловлены низким сцеплением шин с трассой: при этом зона гоночных траекторий была шире, а тормозные дистанции – длиннее. Машины не отличались управляемостью и были оборудованы ручными коробками передач, – сочетание этих факторов и обеспечивало большее число ошибок.

Мы никогда не решим проблему обгонов, тем более, многие участники этой дискуссии игнорируют факты, отстаивая закостенелые взгляды, которые абсолютно расходятся с фактами.

Проблема в том, что группа влиятельных людей, среди которых есть гонщики и бывшие гонщики, ныне работающие в прессе, не хотят прибегать к мерам, неплохо работавшим в прошлом. Гонщики ненавидят жесткие шины, хотя уже это решило бы проблему на 50%, а инженерам нравятся полуавтоматические коробки передач – вот вам еще 50%...

Большинство обгонов в прошлом было связано с ошибками гонщиков, связанными с плохим сцеплением шин с трассой или неправильным выбором передачи”.

Если же говорить о проблеме двойных диффузоров, из-за которых, якобы, трудно преследовать едущую впереди машину, то Дерни привел такой факт: в прошлом году гонщики Toyota жаловались, что труднее всего ехать за Renault, на которых таких диффузоров тогда вообще еще не было.

Одна из причин, из-за которых полуавтоматические КПП столь популярны в Формуле 1, состоит в том, что они предотвращают превышение предельно допустимого числа оборотов двигателя при переключении “вниз”: когда число моторов ограничено 8-ю, это еще более актуально.

Но если инженерам удалось придумать коробки с идеальной системой бесступенчатого переключения, они, безусловно, в состоянии изобрести устройство для ручной коробки, которое выключало сцепление, когда гонщик пытался бы врубить передачу, слишком низкую для скорости вращения коленчатого вала двигателя.

Сверхжесткие шины и ручные КПП заставили бы гонщиков по-настоящему работать в кокпитах своих машин – а что вы об этом думаете?»

Текст: . Источник: Блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё