Гран При Канады: Стратегический обзор

Старт Гран При Канады

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Монреале…

Гран При Канады знаменит тем, что гонки там проходят очень интересно и непредсказуемо, но в этом году всё было просто и линейно, разве что несколько быстрых машин стартовали с далёких позиций, после чего смогли пробиться сквозь пелотон.

Исход борьбы гонщиков Mercedes за победу в основном предрешила квалификация, которую выиграл Льюис Хэмилтон, так что Нико Росберг мало что мог предпринять, к тому же, он чуть замешкался на старте и догнать напарника уже не смог.

В случае с Ferrari приходится рассуждать в сослагательном ключе: чего они могли бы добиться, если бы обстоятельства сложились иначе. Темп Себастьяна Феттеля позволяет предположить, что если бы он квалифицировался третьим, то мог бы осложнить жизнь Mercedes, хотя его напарнику Кими Райкконену это не удалось. Но мы видели несколько интересных примеров тактической борьбы, заслуживающих более подробного анализа, особенно между Ferrari и Williams.

Ожидания перед гонкой

В Канаде всегда есть сложности с расходом топлива, но в прошлом году проблема была снята уже в самом начале гонки, после того, как столкнулись машины гонщиков Marussia, и выехал автомобиль безопасности.

В этом году обошлось без вмешательства сейфти-кара, поэтому всем пришлось экономить топливо и беречь тормоза. Тормоза в Монреале изнашиваются сильнее, чем на других трассах, поскольку перегреваются из-за частых интенсивных торможений.

Для Mercedes необходимость решать эти две проблемы была сбалансирована тем, что было нужно позволить Хэмилтону и Росбергу соперничать друг с другом, и, как потом признал Падди Лоу, технический директор команды, споры о том, за сколько метров до поворота сбрасывать газ, шли весьма напряжённо!

Ещё в прошлом году расчёты показывали, что разница между тактическими схемами с одним и двумя пит-стопами невелика, хотя второй вариант предпочтительнее, если трасса перед вами свободна, как это было в случае с Mercedes.

В этом году в пятницу время работы на трассе было ограничено из-за дождя, и были сомнения, какая из схем позволяла проехать дистанцию быстрее, поскольку точными данными никто не располагал. В этом году у шин Pirelli более прочная структура, и хотя составы Soft и SuperSoft такие же, как в прошлом году, резина вполне позволяла некоторым командам проехать 70 кругов с одним пит-стопом.

Но если в Mercedes сразу сделали ставку на одну остановку в боксах, то в Williams утром в воскресенье решили, что два будет предпочтительнее. Тактика, которой следовал Себастьян Феттель, позволяет предположить: в Ferrari считали, что большинство команд поедет с двумя пит-стопами.

Ferrari помешали субботние проблемы

Кими Райкконен на первых кругах держался за Mercedes, но потом отстал

Приходится признать, что результат Ferrari оказался намного хуже, чем мог бы быть. Возможно, предположение, что у них был шанс выиграть гонку, покажется преувеличением, но вполне можно представить, что они были в состоянии доставить неприятности Mercedes, поскольку Хэмилтону и Росбергу приходилось сдерживать темп, чтобы экономить топливо и избежать проблем с техникой.

Хотя очень неплохой темп Ferrari, показанный на тренировках, объяснялся тем, что в баках машин было меньше топлива, чем у Mercedes, нет никаких сомнений, что Феттель мог бы прессинговать Хэмилтона и Росберга, если бы стартовал позади них.

Mercedes действительно приходилось думать об экономии топлива и сохранности тормозов, и это не надо недооценивать, однако в Монреале Ferrari не смогла оказать давление на лидеров. Но если бы Феттель ехал третьим, вполне вероятно, что им бы пришлось применить иную тактику и провести по два пит-стопа в случае с обеими машинами, чем рисковать, что Ferrari сможет опередить их за счёт более агрессивных действий.

Однако Феттель стартовал только 18-м из-за технических проблем и штрафов, и по расчётам большинства команд максимум, на что он мог рассчитывать – это пятое место. Позади Боттаса и перед Грожаном был большой интервал, и Феттель намеревался в нём оказаться.

Скорости ему для этого хватало при любой тактике. Но вот что интересно: он выбрал весьма необычную схему, при которой первый пит-стоп провёл очень рано – уже на 7-м круге, затем проехал два отрезка, состоявших из 28 и 35 кругов соответственно. Следовательно, в Ferrari считали, что большинство команд поедут с двумя пит-стопами. В пятницу на машинах Скудерии интенсивно гранулировалась резина, поэтому они решили, что это наиболее вероятный сценарий. На самом же деле Ferrari оказалась единственной топ-командой, кто выбрал такой вариант.

Феттель так рано провёл первый пит-стоп, надеясь получить преимущество над остальными, когда многие поедут в боксы примерно на 15-м круге, и тогда у него был бы шанс отыграть несколько позиций. Кроме того, в Скудерии надеялись на автомобиль безопасности, который тоже мог сыграть им на руку.

Райкконен в начале гонки демонстрировал неплохой темп, но потом сбавил и в итоге упустил верный подиум после того, как на 27 круге его машину развернуло.

Быстрая реакция Williams

Валттери Боттас на пути к первому подиуму сезона

Williams выступила очень здорово – Валттери Боттас воспользовался проблемами Ferrari, отобрав у Кими Райкконена третье место. Машину гонщика Скудерии развернуло на круге выезда из боксов, после того как он провёл пит-стоп на 26 круге, получив новый комплект шин Soft. В момент разворота Ferrari в шпильке 10-го поворота, Боттас ещё был в шестом повороте. В Williams быстро среагировали и позвали его на пит-стоп, после которого Валттери вернулся на трассу впереди Райкконена, ещё только начинавшего 28-й круг.

Однако это стало возможным лишь потому, что команда переключилась с тактики двух пит-стопов на одну остановку в боксах. На первом отрезке Боттас сообщил, что с шинами SuperSoft все в порядке, и в Williams продемонстрировали гибкий подход. Именно поэтому после финиша Валттери сказал, что это великолепный командный результат. Если бы он остановился раньше, следуя тактике двух пит-стопов, то не смог бы воспользоваться разворотом Райкконена и отыграть позицию.

Позднее, на 40-м круге, Кими совершил второй пит-стоп, перейдя на SuperSoft, чтобы
под конец гонки иметь возможность атаковать Боттаса. В Williams думали, не позвать ли Боттаса в боксы ещё раз, чтобы подстраховаться, но шестое чувство подсказывало, что Райкконен, которому предстояло проехать 30 кругов на SuperSoft, вероятно, не будет представлять угрозу. Они решили остаться на трассе, и Кими действительно не смог догнать своего молодого соотечественника. Стратегическая бригада Williams сработала спокойно, что говорит о её растущей зрелости.

Если посмотреть на гоночный темп Williams относительно Ferrari Кими Райкконена, когда на обеих машинах стояла резина Soft, то можно убедиться, что скорости были сопоставимыми. А ведь ещё месяц назад этого нельзя было утверждать. Значит, в Williams добились существенного прогресса, но его ещё нужно подтвердить на следующих этапах в Австрии и в Сильверстоуне.

Тем временем, Фелипе Масса пытался прорываться со своего 15-го места на старте, чтобы приблизиться к Боттасу. Он начал гонку на шинах Soft в надежде проехать как можно больше кругов до того, как перейти на SuperSoft на финальном отрезке.

Его соперником был Себастьян Феттель, и когда немец остановился в боксах на 35-м круге, в Williams хотели бы обезопасить себя и провести пит-стоп Массы, однако в таком случае бразильцу пришлось бы проехать 35 кругов на шинах SuperSoft, на что их машина пока не способна, поскольку у неё более высокий уровень износа шин, чем у Ferrari.

В Williams нужно было гарантировать, что они останутся впереди пилота Red Bull Даниила Квята и обоих гонщиков Lotus. В результате они решили провести пит-стоп Массы на пару кругов позже. В конечном счёте, это означало, что Фелипе уступит 5-ю позицию Феттелю, но при этом избежит проблем с резиной на финальных кругах и сохранит 6-е место. Это был классический пример управления рисками применительно к стратегии Формулы 1.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё