13-14 июня во Франции пройдёт очередной 83-й марафон «24 часа Ле-Мана». Как и раньше, гонка входит в зачёт чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA WEC, причём участники смогут заработать вдвое больше очков, чем на обычных, 6-часовых этапах.
Особых изменений на трассе и в техническом регламенте на этот раз не произошло, зато серьёзно обновился список участников, в том числе – в самом престижном классе LMP1.
Всего в гонке примут участие 168 пилотов в 56 экипажах, которые будут сражаться за победу в четырёх классах. F1News.Ru представляет участников соревнования.
Категория LMP1
LMP1 – самый престижный класс прототипов, в котором могут быть представлены как заводские, так и частные команды. В этом классе производители имеют возможность экспериментировать с технологиями и конфигурацией. Допускаются машины как с передней, так и заднемоторной компоновкой, использующие бензиновые и дизельные, турбированные и атмосферные двигатели, а также гибриды.
Чтобы попасть под определение гибридной, машина должна двигаться по пит-лейн со скоростью 60 км/ч, используя только электрический привод. Когда машина находится на трассе, она может аккумулировать энергию, не превышающую 500 КДж, что соответствует прибавке около 100 л.с. в течение 6 секунд.
Однако фактически смысл в выделении гибридов в отдельную категорию пропал ещё несколько лет назад, так как именно такие машины сейчас доминируют в абсолютном зачёте. В нынешнем сезоне все заводские экипажи LMP1 (11 машин из 14) используют гибридные силовые установки. И лишь на трёх частных машинах используется турбомотор AER классической компоновки.
Традиционные фавориты марафона – заводская команда Audi, за последние 15 лет одержавшая в Ле-Мане 13 побед. Вновь на старт выйдет проверенная Audi R18 e-tron quattro, уже четвёртый год подряд. В действительности, разумеется, машина серьёзно отличается от прошлогодней. Она стала ещё быстрее и надёжнее – потому лидеры команды, экипаж Фасслер-Лоттерер-Трелюйе, выиграли обе гонки этого сезона.
Второй экипаж, ди Грасси-Дюваль-Джарвис, подобными успехами похвастать не может, на их счету пока только пятое и седьмое место. Тем не менее, Лоик Дюваль уже выигрывал гонку в Ле-Мане два года назад – правда, тогда его напарниками были Алан Макниш и Том Кристенсен. За прошедшие два года оба уже завершили карьеру, так что новый состав ещё учится работать вместе. Однако в случае возникновения проблем у лидеров, они вполне способны побороться и за победу. Как обычно, в Audi выставили на старт и третью машину, которая не принимает участия в чемпионате WEC. За её руль сядут Филипе Альбукерке, Марко Бонаноми и Рене Раст.
Главным отличием этой гонки от нескольких предыдущих лет станет то, что главными конкурентами Audi будут представители другого бренда, входящего в корпорацию Volkswagen – Porsche. В прошлом году участие в Ле-Мане стало для команды, фактически, тестами в боевых условиях, и тем не менее экипаж Тимо Бернхарда, Марка Уэббера и Брендона Хартли лидировал всего за три часа до финиша гонки, но сотворить сенсацию помешали технические проблемы. На этот раз в команде настроены очень серьёзно – Бернхард-Уэббер-Хартли были лучшими в обеих квалификациях сезона, а второй экипаж, Дюма-Яни-Либ, демонстрирует образцовую стабильность, в обеих гонках финишировав на втором месте.
Появится в Ле-Мане и третья машина, к которой будет приковано особое внимание. Впервые за много лет на старт выйдет действующий пилот Формулы 1 – Нико Хюлкенберг. Компанию ему, как и на предыдущем этапе в Спа, составят Эрл Бамбер и Ник Тенди. Конечно, из-за недостатка опыта особых достижений от этого экипажа никто не ждёт, но в Ле-Мане бывает всякое, а Porsche 919 Hybrid позволяет бороться за самые высокие места.
В Toyota вновь решили ограничиться двумя машинами. На сегодняшний день японцев никак нельзя отнести к фаворитам гонки, их Toyota TS040 Hybrid не хватает скорости, зато команда располагает чрезвычайно сильным составом пилотов – пожалуй, даже ещё более сильным, чем в прошлом году. В первом экипаже будут выступать действующие чемпионы WEC, Энтони Дэвидсон и Себастьен Буэми, а также Казуки Накаджима. За руль второй машины сядут Александер Вурц, Стефан Сарразен и Майк Конвей – по числу бывших пилотов Формулы 1 Toyota вне конкуренции.
Ещё одно отличие этого Ле-Мана от прошлогоднего – появление заводской команды Nissan. Шасси, Nissan GT-R LM Nismo, совершенно новое, оно не принимало участия в двух первых этапах чемпионата WEC, так что фактически выступает в роли «тёмной лошадки». Команда выставит на старт сразу три машины, благодаря чему заявочный лист категории оказался самым большим за много лет, но, конечно, в столь конкурентном классе сенсаций от Nissan никто не ждёт. Тем не менее, для нас одна сенсация уже произошла, ведь впервые за всю историю категории LMP1 в ней будет выступать российский пилот!
Появление Марка Шульжицкого в составе одного из экипажей Nissan стало большим и, безусловно, очень приятным сюрпризом. Марк выступал в Ле-Мане в прошлом году, в категории LMP2, и даже лидировал в гонке незадолго до финиша, но из-за технических проблем стал лишь пятым в своём классе. На этот раз в его распоряжении гораздо более мощная техника, а напарниками станут Цугио Мацуда и Лукас Ордонес. Практически любой результат россиянина можно будет считать историческим, и пусть Nissan пока не борется за победу – пожелаем Марку успешной гонки и обязательно добраться до финиша!
Несмотря на такое обилие заводских команд, остались в LMP1 и «частники» – команда Колина Коллеса Kodewa, на этот раз выступающая под брендом Team ByKolles, и завсегдатай гонки, швейцарская Rebellion Racing. Команда Коллеса в прошлом году не смогла выйти на старт, не успев подготовить машину. На этот раз всё, похоже, складывается нормально, и за руль CLM P1/01-AER сядут такие известные пилоты, как Симон Труммер, Пьере Каффер и Тьягу Монтейру. За основной экипаж Rebellion, как обычно, будут выступать Николя Прост, Ник Хайдфельд и Матиас Беш.
Отличить машины LMP1 можно по белым фарам и белому номеру на красном фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
1. TOYOTA RACING TOYOTA TS 040 Hybrid |
Э.Дэвидсон С.Буэми К.Накаджима |
|
2. TOYOTA RACING TOYOTA TS 040 Hybrid |
А.Вурц С.Сарразен М.Конвей |
|
4. TEAM BYKOLLES CLM P1/01 - AER |
С.Труммер П.Каффер Т.Монтейру |
|
7. AUDI SPORT TEAM JOEST AUDI R18 e-tron quattro |
М.Фасслер A.Лоттерер Б.Трелюйе |
|
8. AUDI SPORT TEAM JOEST AUDI R18 e-tron quattro |
Л.ди Грасси Л.Дюваль О.Джарвис |
|
9. AUDI SPORT TEAM JOEST AUDI R18 e-tron quattro |
Ф.Альбукерке М.Бонаноми Р.Раст |
|
12. REBELLION RACING REBELLION R-One - AER |
Н.Прост Н.Хайдфельд М.Беш |
|
13. REBELLION RACING REBELLION R-One - AER |
А.Императори Д.Крайхамер Д.Абт |
|
17. PORSCHE TEAM PORSCHE 919 Hybrid |
Т.Бернхард М.Уэббер Б.Хартли |
|
18. PORSCHE TEAM PORSCHE 919 Hybrid |
Р.Дюма Н.Яни М.Либ |
|
19. PORSCHE TEAM PORSCHE 919 Hybrid |
Н.Хюлкенберг Э.Бамбер Н.Тэнди |
|
21. NISSAN MOTORSPORTS NISSAN GT-R LM NISMO |
Ц.Мацуда М.Шульжицкий Л.Ордонес |
|
22. NISSAN MOTORSPORTS NISSAN GT-R LM NISMO |
Х.Тинкнелл М.Крумм А.Банкомб |
|
23. NISSAN MOTORSPORTS NISSAN GT-R LM NISMO |
О.Пла Я.Маденборо М.Чилтон |
Категория LMP2
LMP2 – младший класс прототипов. Технические характеристики схожи с LMP1, но ограничений гораздо больше. Участники не могут использовать заводскую поддержку, стоимость шасси не должна превышать 355 000 Евро, а стоимость мотора – 75 000 Евро.
В этой категории будут сражаться сразу несколько российских гонщиков и команд. Главным фаворитом в борьбе за победу в этой категории, третий год подряд, будет москвич Роман Русинов, выступающий за G-Drive Racing. Две предыдущих попытки для Русинова закончились неудачей – хотя его экипаж был самым быстрым в классе, мешали технические проблемы и аварии.
На этот раз Роман сядет за руль Ligier JS P2 с двигателем Nissan – это быстрая и весьма надёжная машина – с большей частью «детских болезней» удалось разобраться в прошлом году. В двух первых этапах чемпионата WEC единственным конкурентом для Русинова был второй экипаж его же команды G-Drive, в котором выступают Густаво Якаман, Пипо Дерани и Рикардо Гонсалес.
Тут, впрочем, не стоит обольщаться – в LMP2 многие команды традиционно игнорируют первые этапы первенства WEC, чтобы получить больше времени для работы с машиной, либо выступают в European Le Mans Series. Это касается, в том числе, и другой российской команды – SMP Racing. Она выставит на старт две совершенно новые машины BR01, построенные компанией BR Engineering под руководством создателя знаменитых гоночных машин Peugeot и Courage Паоло Кантоне.
Первый экипаж составят Маурицио Медиани, Дэвид Маркозов и Николя Минассян, второй будет чисто российским – в нём выступят Михаил Алёшин и братья Ладыгины, Антон и Кирилл. Правда, отнести SMP Racing к фаворитам всё же сложно – пока машина проехала только одну гонку, «4 часа Имолы», причём экипаж Медиани-Маркозов-Миносян сошёл, а Алёшин с Ладыгиными финишировали на восьмом месте.
Вообще, в нынешнем сезоне в LMP2 представлено очень много шасси – прошли те времена, когда все участники использовали либо Oreca, либо Morgan (которые, по сути, представляли собой две версии развития шасси Courage). На этот раз, помимо Oreca, Morgan, Ligier и BR Engineering, на старт также выйдут машины Alpine, Gibson и Dome Strakka. Кстати, за руль одного из шасси Gibson, команды Jota Sport, сядет пилот Russian Time GP2 Митч Эванс.
Отличительная особенность машин LMP2 на трассе: белые фары и белый номер на синем фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
26. G-DRIVE RACING LIGIER JS P2 - NISSAN |
Р.Русинов Ж.Каналь С.Бёрд |
|
27. SMP RACING BR01 - NISSAN |
М.Медиани Д.Маркозов Н.Минассян |
|
28. G-DRIVE RACING LIGIER JS P2 - NISSAN |
Г.Якаман Л.Дерани Р.Гонсалес |
|
29. PEGASUS RACING MORGAN - NISSAN |
Л.Руссел Х.-П.Тун Д.Ченг |
|
30. EXTREME SPEED MOTORSPORTS LIGIER JS P2 - HONDA |
С.Шарп Р.Диэл Д.Хейнемейер-Хансон |
|
31. EXTREME SPEED MOTORSPORTS LIGIER JS P2 - HONDA |
Э.Браун Й.ван Овербек Д.Фогарти |
|
34. OAK RACING LIGIER JS P2 - HONDA |
К.Камминг Л.Вантор К.Эстре |
|
35. OAK RACING LIGIER JS P2 - NISSAN |
Ж.Николе Ж-М.Мерлен Э.Мари |
|
36. SIGNATECH ALPINE ALPINE A450b NISSAN |
Н.Панчьятичи П-Л.Шатен В.Капилляр |
|
37. SMP RACING BR01 - NISSAN |
М.Алёшин К.Ладыгин А.Ладыгин |
|
38. JOTA SPORT GIBSON 015S - NISSAN |
С.Долэн М.Эванс О.Тёрви |
|
40. KROHN RACING LIGIER JS P2 - JUDD |
Т.Крон Н.Йонсон Ж.Барбоса |
|
41. GREAVES MOTORSPORT GIBSON 015S - NISSAN |
Г.Хирш Ж.Палету Д.Ланкастер |
|
42. STRAKKA RACING DOME S103 - NISSAN |
Н.Левентис Д.Уоттс Д.Кэйн |
|
43. TEAM SARD MORAND MORGAN EVO - SARD |
П.Раге |
|
45. IBANEZ RACING ORECA 03R - NISSAN |
Ж.Ибане П.Перре И.Беллароса |
|
46. THIRIET BY TDS RACING ORECA 05 - NISSAN |
П.Тирье, Л.Бади, Т.Гомменди |
|
47. KCMG ORECA 05 - NISSAN |
М.Хоусон Р.Брэдли Н.Лапьер |
|
48. MURPHY PROTOTYPES ORECA 03R - NISSAN |
К.Чандхок М.Паттерсон Н.Бертон |
Категория LM GTE Pro
LM GTE Pro – категория спортивных автомобилей, построенных на базе серийных спорткаров Гран Туризмо. Здесь наиболее заметна связь между гоночными и обычными машинами.
Чтобы соответствовать требованиям, машина должна производиться серийно с определённым минимальным тиражом для каждого подкласса. Гоночная версия должна сохранять форму оригинальной машины. Все команды имеют заводскую поддержку производителей. Так, именно в этой категории выступает команда Ferrari – AF Corse. Их конкуренты – Chevrolet, Porsche и Aston Martin.
Слово Pro в названии категории означает, что в ней могут принимать участие профессионалы. Здесь нет ограничений для гонщиков, все пилоты могут иметь статус Platinum. Поэтому среди них немало бывших гонщиков Формулы 1. Так, за Ferrari выступят Джанмария Бруни и Джанкарло Физикелла, за Corvette Racing – Ян Магнуссен.
Ориентир для определения машины LM GTE Pro на трассе: желтые фары, белый номер на зеленом фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
51. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Д.Бруни Т.Виландер Д.Физикелла |
|
63. CORVETTE RACING CHEVROLET CORVETTE C7R |
Я.Магнуссен А.Гарсия Р.Бриско |
|
64. CORVETTE RACING CHEVROLET CORVETTE C7R |
О.Гэвин Т.Милнер Д.Тэйлор |
|
71. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Д.Ригон Д.Каладо О.Беретта |
|
91. PORSCHE TEAM MANTHEY PORSCHE 911 RSR |
Р.Литц М.Кристенсен Й.Бергмайстер |
|
92. PORSCHE TEAM MANTHEY PORSCHE 911 RSR |
П.Пиле Ф.Маковецки В.Хенцлер |
|
95. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
М.Соренсен Н.Тим К.Нюгард |
|
97. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
Д.Тёрнер С.Мюкке Р.Белл |
|
99. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
Ф.Рис А.Макдауэлл Р.Стэнэвэй |
Категория LM GTE Am
Так как категории LMP в этом году значительно расширились, а общее число участников гонки в Ле-Мане всегда остаётся неизменным (56 машин), то пострадал от этого заявочный лист GTE Am. Если в прошлом году было заявлено 19 машин, то на этот раз – только 14 (ещё одно место освободилось благодаря исчезновению экспериментальной машины Nissan ZEOD RC).
Технические требования к машинам в этом классе такие же, как и в LM GTE Pro, за одним исключением: на старт допускаются только прошлогодние или более старые машины. В этой категории могут участвовать пилоты-любители. Известных имен немного, но среди них есть даже бывший пилот Формулы 1 – Педро Лами вновь сядет за руль одной из машин Aston Martin, а его напарником станет сын Ники Лауды, Маттиас. Помимо них, можно отметить многократного победителя серии Ле-Ман Эммануэля Коллара, выступающего за AF Corse, и двукратного чемпиона Суперкубка Porsche Йеруна Блекемолена – он выведет на стартовую решётку единственный в этом году Dodge Viper.
В очередной раз в LM GTE Am выступит один из самых знаменитых участников нынешнего марафона – американский актёр Патрик Демпси, который сядет за руль Porsche 911 RSR собственной команды. Увлечение Демпси с каждым годом становится всё более серьёзным – он регулярно участвует в суточных марафонах, а в этом году стал постоянным участником серии WEC. В 2015-м он уже проехал 24-часовую гонку в Дайтоне, завоевав третье место в своём классе.
Кроме того, в этой категории выступят и два россиянина, представляющие команду SMP Racing. За руль Ferrari 458 Italia GT2 вновь сядут Андреа Бертолини, Виктор Шайтар и Алексей Басов. Учитывая опыт команды (поддержку им оказывает знаменитая AF Corse) и пилотов, у них есть реальная возможность претендовать в этой категории на самые высокие места.
Ориентир для определения машины LM GTE Am на трассе: желтые фары, белый номер на оранжевом фоне.
Команда/Машина | Раскраска | Экипаж |
50. LARBRE COMPETITION CHEVROLET CORVETTE C7R |
Д.Рода П.Руберти К.Поулсен |
|
53. RILEY MOTORSPORTS-TI AUTO DODGE VIPER SRT GTS-R |
Й.Блекемолен Б.Китинг М.Миллер |
|
55. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Д.Р.Кэмерон М.Гриффин А.Мортимер |
|
61. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
П.Манн Р.Джаммария М.Крессони |
|
62. SCUDERIA CORSE FERRARI 458 ITALIA |
У.Свидлер Т.Белл Д.Сегал |
|
66. JMW MOTORSPORT FERRARI 458 ITALIA |
А.Аль-Файсал Я.Гермазяк М.Авенатти |
|
67. TEAM AAI PORSCHE 911 GT3 RSR (997) |
Ю.-С.Чен А.Кападиа К.Массен |
|
68. TEAM AAI PORSCHE 911 RSR |
Х.-Ч.Чен Ж.Ванле М.Паризи |
|
72. SMP RACING FERRARI 458 ITALIA |
В.Шайтар А.Бертолини А.Басов |
|
77. DEMPSEY-PROTON RACING PORSCHE 911 RSR |
П.Демпси П.Лонг М.Зифрид |
|
83. AF CORSE FERRARI 458 ITALIA |
Ф.Перродо Э.Коллар Р.Агуаш |
|
88. ABU DHABI-PROTON RACING PORSCHE 911 RSR |
К.Рид Х.Аль-Кубайси К.Бахлер |
|
96. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
Р.Гёте С.Холл Ф.Кастелаччи |
|
98. ASTON MARTIN RACING ASTON MARTIN VANTAGE V8 |
П.Далла-Лана П.Лами М.Лауда |