Гран При Мексики: Превью этапа

Об ожиданиях от уик-энда...

Гран При Мексики в 2015-м состоялся после длительного перерыва – и это уже не первое его возвращение в чемпионат мира. Мексиканский этап появился в Формуле 1 очень давно, в 1963 году, на волне успеха местного пилота – Рикардо Родригеса. В 1961-м мексиканец дебютировал в чемпионате по приглашению Ferrari, а уже в 1962-м состоялся первый Гран При Мексики – внезачётный.

Гонка проходила на свежепостроенном автодроме Магдалена Миксука – по названию района Мехико. Как и в Монце, в конфигурацию трассы был вписан небольшой овал, и его левая дуга одновременно выполняла роль последнего поворота – он получил название Перальтада. С испанского слово можно перевести как «профилированный поворот» или «бэнкинг», и это тоже была отсылка к Монце, хотя в действительности профиля поворот почти не имел, что, учитывая высокую скорость, делало его чрезвычайно опасным.

Большая часть участников первого Гран При были американцами, но приехало и несколько европейских звёзд – в том числе Джим Кларк и Джон Сёртиз, а также Джек Брэбэм и Брюс Макларен. Должен был выйти на старт и Родригес за рулём Lotus, но… в квалификации вылетел в Перальтаде и погиб. Другой мексиканец, принимавший участие в Гран При, на старт тоже не вышел. Мойзес Солана отказался от участия в гонке, так как его машина была слишком медленной.

Братья Родригес

В 1963-м мексиканская гонка получила постоянную прописку в календаре, и переполненные трибуны следили за выступлением старшего брата Рикардо – Педро Родригеса, тоже выступавшего за Lotus. В карьере Педро это был лишь второй Гран При, он не финишировал из-за поломки подвески, но годом спустя закончил домашнюю гонку шестым.

В 1968 году в Мехико проводились Летние Олимпийские игры, и на территории Магдалена Миксука был построен Олимпийский парк. Таким образом, Гран При Мексики станет вторым этапом в календаре, после Сочи, который проходит на территории бывшего Олимпийского парка. Трасса в Мехико окружена множеством стадионов и спортивных сооружений.

С каждым годом мексиканская трасса, несмотря на высокий интерес болельщиков, вызывала всё большую критику со стороны руководства и гонщиков. После этапа 1970 года в FIA не стали продлевать контракт, а 11 июля 1971 года в гонке кузовных машин на немецком Норисринге Педро Родригес погиб. Чтобы увековечить память гонщиков, автодром в Мехико получил имя братьев Родригес.

Бейсбольный стадион Foro Sol. Трасса теперь проходит через него, между трибунами

После реконструкции автодрома мексиканский этап вернулся в календарь в 1986-м, но те проблемы, за которые критиковали первую версию трассы, – в частности, неровное покрытие – не были решены. После гонки в 1992-м, которую выиграл Найджел Мэнселл, автодром имени братьев Родригес вновь покинул календарь.

Какое-то время гонки мирового уровня тут не проводились. В районе Перальтада был построен бейсбольный стадион Foro Sol, где, помимо матчей мексиканской бейсбольной лиги, проходили многочисленные концерты мировых звёзд. Однако в 2000-х автоспорт вернулся на трассу имени братьев Родригес – здесь состоялись гонки Champ Car, NASCAR и A1GP. А в 2014-м стало известно, что сюда снова приедет Формула 1.

Трассу пришлось существенно переделать. Главным изменением стало фактическое исчезновение и Перальтады, и Foro Sol – трасса теперь проходит прямо сквозь стадион, возвращаясь к старой конфигурации в середине скоростной дуги. И хотя остальная часть трассы не претерпела значительных изменений, это изменило характер мексиканского автодрома.

Из-за особенностей автодрома очень сложно предсказать, какой машине трасса в Мехико подойдёт больше. Безусловно, к фаворитам тут будут относиться и Mercedes, и Ferrari, а вот относительно формы Red Bull Racing делать прогнозы сложно. Из действующих пилотов тут побеждал только Льюис Хэмилтон, в прошлом году, но в 2015-м он уступил тут Нико Росбергу как в квалификации, так и в гонке.

О трассе…

Стадион в Мексике

Autódromo Hermanos Rodríguez. 71 круг по 4304 метра = 305,354 км. Это одна из самых коротких трасс чемпионата – короче круг только в Монако. 17 поворотов (до реконструкции их было 14).

Главная особенность мексиканской трассы – она расположена на высоте 2285 метров над уровнем моря, воздух тут на 20% более разреженный. Ничего подобного ни на одной другой трассе команды не испытывали – расположенный в горах Red Bull Ring, к примеру, находится на высоте всего 660 метров над уровнем моря.

Расход топлива в Мехико невелик, так что и нагрузка на ERS не столь высока, как на большинстве других трасс. С точки зрения мощности для современных моторов столь разреженный воздух не такая большая проблема, как в прошлом, благодаря турбине, но остро стоит вопрос охлаждения силовой установки и других узлов машины.

Но самое удивительное – эффективность аэродинамики. Из-за низкого сопротивления воздуха команды настраивают машины на максимальный уровень прижимной силы – почти как в Монако, но скорость машин на прямой всё равно оказывается очень высокой – до 372 км/ч, что даже быстрее, чем в Монце!

В этом году из-за изменения регламента максимальные скорости немного снизились – хотя моторы стали мощнее, лобовое сопротивление воздуха выросло. В Мехико этот эффект будет сказываться меньше, так что вполне может быть, что на Гран При Мексики 2017 года кому-то из пилотов удастся побить неофициальный абсолютный рекорд скорости Формулы 1, установленный в Баку Валттери Боттасом на Williams в 2016 году – 378 км/ч.

О резине…

В прежние годы компания Pirelli привозила в Мексику «средние» составы – Soft и Medium в 2015-м, SuperSoft, Soft и Medium в 2016-м. Однако оба раза при попытке прогреть эти составы до рабочих температур команды испытывали сложности. Это сподвигло итальянских шинников в нынешнем сезоне предпочесть самые мягкие составы, UltraSoft, SuperSoft и Soft.

Как они поведут себя на очень гладком и скользком асфальте автодрома имени братьев Родригес – большой вопрос, но ничего лучшего на сегодняшний день в распоряжении Pirelli просто нет. Так или иначе, все окажутся в одинаковой ситуации, и от того, как та или иная команда или даже тот или иной пилот сможет адаптироваться к поведению шин, во многом зависит исход Гран При.

В прошлом году команды использовали разные стратегии – кто-то останавливался один раз, кто-то дважды. Отчасти на стратегию повлиял автомобиль безопасности на первых кругах, и вероятность его появления можно считать высокой – в современной истории Гран При Мексики сэйфти-кар появлялся в 100% случаев, то есть в обеих прошедших гонках.

Год назад в Мехико...

Самое удивительное в прошлогоднем Гран При Мексики – это судьба третьего места. Финишную черту третьим пересёк Макс Ферстаппен, после чего отправился в специальную комнату, где пилоты готовятся к выходу на подиум. Однако уже там он узнал, что триумфатором не станет – стюарды наказали его 5-секундным штрафом за то, что на последнем круге Макс, обороняясь от атак Феттеля, выехал за пределы трассы и не вернул позицию.

На подиум поднялся Себастьян Феттель, но в итоговом протоколе гонки третье место занял вовсе не он, а Даниэль Риккардо. Дело в том, что после того, как Феттель не сумел справиться с Ферстаппеном, его самого атаковал австралиец. И теперь уже Себастьян перестарался, защищая свою позицию. К результату немца добавили 10 секунд, так что в итоге он оказался ниже не только Риккардо, но даже Ферстаппена.

Что касается двух верхних ступенек подиума, то борьба за них получилась далеко не столь драматичной. Хэмилтон стартовал с поула и легко удержал лидерство как на старте, так и на дистанции. Он ненадолго уступал первое место, но лишь на время пит-стопов, и уверенно победил.

Росбергу постараться пришлось больше, он ещё в квалификации с трудом смог опередить пилотов Red Bull Racing, а на старте столкнулся с Ферстаппеном, но после этого особенно напрягаться ему уже не приходилось – на его вторую позицию никто не покушался, а сам Нико на большее не претендовал, так как для победы в чемпионате ему достаточно было уступать Льюису на каждом Гран При не более восьми очков.

На первом же круге на трассе появлялся автомобиль безопасности – после столкновения Гутьерреса, Верляйна и Эриксона на трассе оказалось много обломков. Сход Верляйна так и остался единственным в гонке, да и борьбы за позиции, за исключением сражения за третье место на последних кругах, было не так много.

Читайте ещё