Гран При Мексики: Пресс-конференция в четверг

Первая пресс-конференция

Участники: Серхио Перес (Force India), Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Паскаль Верляйн (Sauber)

Вопрос: Серхио, для вас гонка в Мексике – домашняя. Каково снова выступать здесь?
Серхио Перес: Ощущения превосходные! Эту гонку я жду каждый сезон, она проходит довольно поздно, но в самое нужное время. Атмосфера, энергия, которую я получаю от зрителей – это невероятно. Уик-энд проходит словно на одном дыхании, и я хочу по максимуму выложиться, чтобы порадовать болельщиков.

Вопрос: Неделю назад в Остине Force India в очередной раз выступила уверенно. Вам не позволили атаковать напарника, но здесь, насколько нам известно, вы сможете открыто с ним соперничать. Правда ли это, и чего можно ожидать от вас и Эстебана Окона?
Серхио Перес: В Остине и Сузуке важно было заработать очки в зачет Кубка конструкторов, в котором мы почти гарантировали четвертое место. Как мне кажется, нам удалось вернуть доверие руководства, показав, что мы способны без последствий бороться между собой.

Здесь, в Мексике, мы тоже должны быть конкурентоспособны: команда привезла новинки, да и трасса подходит машине. Надеюсь, мы сумеем уверенно завершить этот сам по себе удачный для нас сезон.

Вопрос: Теперь вам и Эстебану разрешено соперничать между собой?
Серхио Перес: Я об этом не слышал – возможно, вы обо всём узнали раньше. Полагаю, нам разрешат бороться.

Вопрос: Паскаль, в паддоке продолжают обсуждать контракты на следующий сезон, а в этом процессе у вас не последняя роль. Насколько вы близки к подписанию нового соглашения?
Паскаль Верляйн: Пока новостей нет, но переговоры продолжаются. Надеюсь, скоро мы всё узнаем.

Вопрос: Есть ли некий срок, к которому вы ждете новостей?
Паскаль Верляйн: Такого срока нет. В предыдущие два года новости о контракте появлялись довольно поздно. Надеюсь, мы найдем какое-нибудь место на следующий сезон.

Вопрос: Вас сватали в Williams, но рассматриваете ли вы варианты вне Формулы 1?
Паскаль Верляйн: Варианты вне Формулы 1 я не рассматриваю.

Вопрос: Что ж, удачи! Макс, обсудим события в Остине. У вас было несколько дней, чтобы всё проанализировать – каковы ощущения сейчас?
Макс Ферстаппен: Практически те же. В целом гонка выдалась отличной, я получил удовольствие. Машина была быстра в третьей гонке подряд, надеюсь, мы продолжим в том же духе здесь, в Мексике.

Вопрос: После финиша в Остине вы весьма откровенно комментировали ситуацию. Есть ли сожаления по поводу сказанных тогда слов?
Макс Ферстаппен: После гонки переполняют эмоции, особенно если тебя лишили места на подиуме, хотя я считал и считаю, что заслужил этот результат. Наказание было некорректным – все выезжали за пределы трассы в 8-м, 9-м и 19-м поворотах. Срезали даже шестой поворот!

Думаю, болельщикам понравилось, ведь я провел отличный обгон. После этого стюарды говорят, что я получил преимущество, обогнав кого-то. Я бы получил преимущество, если бы делал так каждый круг, но я этого не делал. Я не думаю, что это можно считать получением преимущества.

Как я сказал, многие делали то же самое, срезая внутренние части поворотов, но только я был оштрафован, и это неправильно. Вполне нормально, что я был зол, но, конечно, мне стоило использовать немного другие слова. В любом случае, я считаю, что решение было некорректным.

Вопрос: То есть, спустя четыре дня оценка тех событий не изменилась?
Макс Ферстаппен: Ничуть.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, вы говорили, что вас наказывает один и тот же стюард. Кто именно?
Макс Ферстаппен: Я бы не хотел называть имена.

Вопрос: (Гельмут Уль) Макс, как вы справлялись с огорчением? Чем вы занимались в эти несколько дней?
Макс Ферстаппен: В понедельник у нас было мероприятие, а далее я оставался в окрестностях Хьюстона и проводил время за игрой в FIFA. В конце концов, тот этап прошел здорово: да, меня не обрадовало, что подиум отобрали, но нужно смотреть на положительные моменты – гонка в самом деле удалась. Я рад, что мы были быстры.

Макс Ферстаппен

Вопрос: (Рик Шпекенбринк) Макс, пусть вы уверенно выступили в Остине, но мы впервые услышали критику в ваш адрес со стороны ваших же соотечественников. Что вы об этом думаете?
Макс Ферстаппен: Как я уже говорил, мне следовало подобрать иные слова. В тот момент я был очень раздосадован, поскольку считал решение стюардов некорректным. Я уже пояснил, по каким причинам пришел к такому мнению, но выразить его следовало иначе. Впрочем, сейчас это уже не имеет значения. Я не пытался кого-либо обвинить, иначе назвал бы имена.

Вопрос: (Мануэль Франко) В следующем году Фернандо Алонсо выступит в гонке «24 часа Дайтоны». Что каждый из вас об этом думает? Захотели бы вы провести такую гонку вне Формулы 1?
Серхио Перес: Думаю, это интересный опыт! Фернандо хочет попробовать нечто новое – гонку в Индианаполисе, марафон в Ле-Мане. «24 часа Дайтоны» – одна из тех гонок, в которой хочется выступить. Я приезжал на неё в прошлом году, чтобы понаблюдать за выступлением брата – это потрясающее спортивное событие на невероятно красивой трассе. Определенно, я сам хочу когда-нибудь там проехать!

Паскаль Верляйн: Я никогда не следил за гонкой «24 часа Дайтоны», но слышал о ней только хорошее, так что, скорее всего, постараюсь посмотреть её в 2018-м.

Макс Ферстаппен: Для меня главное как можно дольше оставаться в Формуле 1, но если мне понравится идея выступить в «24 часах Дайтоны», я, вероятно, её реализую – мне хотелось бы выступить вместе с отцом. Будет непросто столь же хорошо почувствовать иную машину, но я постараюсь.

Вопрос: (Ливио Орихио) Макс, прошу прощения, что возвращаюсь к этой теме, но в Остине нам показалось, что вы сперва пытались избежать контакта с машиной Кими Райкконена, а уже потом срезали поворот. Это верно?
Макс Ферстаппен: Да. В какой-то момент Кими понял, что я пытаюсь его опередить, и «захлопнул калитку». Пришлось уклоняться. Как вы могли видеть по ходу уик-энда, трасса в Остине позволяет сместиться внутрь поворота – я в первую очередь старался избежать столкновения, а уже потом провести атаку.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Серхио, вы помогли собрать немало средств на устранение последствий землетрясения в Мексике. Что бы вы сказали тем, кто будет наблюдать за предстоящим уик-эндом?
Серхио Перес: Это были непростые несколько месяцев для моей родины, не только для Мехико, но и для других городов. Произошло ужасное, но весь мир сплотился, чтобы помочь Мексике. Пожалуй, это одна из причин, по которой предстоящая гонка будет особенной для болельщиков. Надеюсь, зрители на автодроме и у экранов телевизоров получат позитивные эмоции, которых, определенно, заслуживают.

Вопрос: (Карлос Халифе) Макс, ваш обгон в Остине сочли некорректным, хотя зрителям он понравился. Что можно предпринять, чтобы подобных казусов не случалось? Конечно, должна присутствовать определенная самодисциплина, но если её не хватает, возможно, организаторам следует разместить в поворотах высокие поребрики вроде тех, что установлены в первой шикане в Монце?
Макс Ферстаппен: Самодисциплина тут не при чём, мы прекрасно знаем, что можно делать, а что – нельзя. В Остине нам по ходу уик-энда ни разу не указали на некорректность действий: с первой тренировки все гонщики широко уходили с траектории, и с этим был полный порядок. Если нам ничего не говорят, мы, разумеется, стараемся ехать максимально быстро. Давайте разместим в повороте траву или гравий, чтобы не было возможности уходить за поребрик. В Сузуке ведь у нас таких проблем не было, не так ли?

Серхио Перес: Полностью согласен с Максом. Мы не получали никаких предписаний, тот инцидент был отмечен единично. Нам нужно четко пояснять, что дозволяется, а что – нет.

Вопрос: Вам бы хотелось видеть травяное покрытие на внутреннем радиусе поворота, как предложил Макс?
Серхио Перес: Да. Современные трассы стали слишком скучными: если ты выехал за пределы, то есть едва ли не 100 метров в запасе. Я не хочу сказать, мол, давайте наставим там барьеров, но можно разместить больше гравийных ловушек, чтобы ошибка обходилась гонщику дороже, чем сейчас.

Вопрос: Паскаль?
Паскаль Верляйн: Я не поклонник широких зон вылета или высоких поребриков. По мне проще обустроить гравийные или травяные ловушки.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Макс, многих в паддоке удивило ваше решение устраниться от возможных переговоров с Mercedes и Ferrari, продлив контракт с Red Bull Racing до конца 2020 года. Проявляли ли к вам интерес две эти команды, почему вы решили так рано закрепить преданность нынешнему коллективу?
Макс Ферстаппен: Как правило, я не обсуждаю подобные вещи, но мне комфортно в Red Bull Racing, плюс по ходу сезона команда добилась едва ли не наибольшего прогресса – особенно в последних гонках, где мы были по-настоящему конкурентоспособны. Думаю, следующий сезон мы начнем гораздо увереннее, чем этот.

Я верю в команду. Очень важно иметь рядом людей, по-настоящему тебя поддерживающих – сотрудники стали для меня друзьями, в команде отличная атмосфера, так зачем что-то менять? Если мы решим проблему с нехваткой мощности, то сможем выигрывать гонки.

Вопрос: Макс, если уж говорить об атмосфере в команде, вы бы хотели, чтобы Даниэль Риккардо остался в Red Bull Racing?
Макс Ферстаппен: Будет здорово, если он останется, поскольку у нас очень хорошие отношения. Нельзя сказать, что команда разделена на две стороны боксов – команда едина. Когда кто-то добивается хороших результатов, все за него радуются. Это очень важно.

Вопрос: (Джим Вертуно) Серхио, как складываются ваши отношения с напарником в этой фазе сезона? Не получится ли так, что во время домашнего гоночного уик-энда мексиканские болельщики будут оказывать вам горячую поддержку, но негативно относиться к Эстебану Окону?
Серхио Перес: Вполне очевидно, что после Баку наши отношения испортились, но кризисный момент пришёлся на гонку в Бельгии. Однако после этого у нас состоялся очень хороший разговор – только между нами, другие представители команды в нём не участвовали. Тогда всё изменилось, причём не только между нами – изменилась атмосфера в команде в целом, это отразилось и на инженерах, и вообще на всех. Здорово, что благодаря этому обе бригады, работающие на разных сторонах боксов, начали больше сотрудничать, работать сообща, так что произошли заметные перемены к лучшему.

Нам приходится решать очень сложные задачи, мы должны действовать все вместе, чтобы помогать команде двигаться вперёд – очень важно, когда гонщики эффективно сотрудничают. Конечно, мы соперничаем, но при этом относимся друг к другу с уважением, так что всё хорошо. И я не думаю, что болельщики будут демонстрировать плохое отношение к Эстебану.

Меня они будут горячо поддерживать, но я не вижу причин, из-за которых публика будет настроена против моего напарника. До сих пор на всех гонках мои болельщики относились к нему очень хорошо, и не только к нему, но вообще ко всем остальным гонщикам. Они очень любят Формулу 1 – в конце концов, это всего лишь спорт.

Вопрос: (Луиджи Перна) Макс, вы надеялись, что команды соберутся вместе и обсудят проблему с наказанием за срезку поворота. Это уже произошло?
Макс Ферстаппен: Нет, но это непременно случится.

Вопрос: (Рейчел Брукс) Серхио, вы были рады услышать, что Макс остается в Red Bull Racing до конца 2020 года? Есть вероятность, что в Mercedes или Ferrari уже в 2019-м появится вакансия. Вы беседовали с какой-либо из этих команд? Вас интересует перспектива перехода в одну из них?
Серхио Перес: Нет смысла пытаться заглянуть настолько далеко.

Макс Ферстаппен: Я продлил контракт исключительно ради Серхио!

Серхио Перес: В самом деле? Надеюсь, это сработает в мою пользу, но в целом для меня ничего не меняется, перспектива слишком далекая. Посмотрим, как начнется очередной сезон, и какие представятся возможности. В следующем году нас ждут немало переходов между командами, так что хорошо, что Макс остается в Red Bull Racing – надеюсь, он там задержится надолго!

Вопрос: Паскаль, ситуация с Максом касается и вас – участника молодежной программы Mercedes. Возможно, она послужит и вам на пользу, не так ли?
Паскаль Верляйн: В моем случае сперва нужно найти место на следующий сезон, а уже потом думать о 2019-м.

Вопрос: (Рафаэль Боланос) Серхио, учитывая ваши заслуги перед командой за последние несколько лет, считаете ли вы, что заслужили право называться первым номером Force India?
Серхио Перес: Нет, по мне гораздо честнее, что в команде нет первого и второго номеров. Оба гонщика должны иметь равные возможности при получении новинок, а первым номером станет тот, кто заработает больше очков. Я стараюсь по максимуму сработать на коллектив и в то же время сотрудничаю с Эстебаном, чтобы помочь нам всем прогрессировать. С нашим весьма скромным бюджетом очень сложно соперничать с Red Bull Racing или Ferrari, потому мы просто обязаны действовать сообща.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Вопрос ко всем. В социальных сетях широко обсуждалась зрелищная предстартовая церемония в Остине, но мнения зрителей разделились. Что вы сами о ней думаете? Серхио, в Мексике подобный сценарий был бы уместным?
Серхио Перес: Если и есть этап, которому такая церемония не нужна, то это Гран При Мексики. В предыдущие два года мексиканская гонка была, пожалуй, наиболее зрелищной – уверен, так будет и в этот раз. Но в целом для спорта подобный пример во благо. У каждого этапа должна быть своя особенность, иначе куда бы мы ни приехали – в Китай или Бразилию – мы везде одинаково проводим четверг, пятницу, субботу и воскресенье. Новые церемонии в этом плане помогают. Лично мне было неприятно долго ждать своей очереди, особенно перед стартом гонки, но в целом для спорта это неплохая инициатива, и хорошо, что на отдельных автодромах задумываются о чем-то подобном.

Вопрос: Паскаль, ваше мнение?
Паскаль Верляйн: Мне очень понравилась церемония в Остине! Пожалуй, в каждой гонке проводить такое было бы лишним, но на отдельных этапах вроде Монако и Сингапура это было бы уместным.

Вопрос: Макс?
Макс Ферстаппен: Было здорово попробовать нечто такое, но церемония носила явно американский характер, не везде это сработает. Нужно посмотреть, получим ли мы такой же отклик где-то еще, но для первого раза всё было выполнено очень здорово.

Вторая пресс-конференция

Вторая пресс-конференция

Участники: Себастьян Феттель (Ferrari), Валттери Боттас (Mercedes), Пьер Гасли (Toro Rosso)

Вопрос: Пьер, с возвращением в Формулу 1! Прежде, чем мы поговорим о предстоящем уик-энде, расскажите, насколько досадно было приехать в Японию с надеждой выиграть титул в Super Formula, но не иметь возможности выйти на старт?
Пьер Гасли: Прошлый уик-энд в Японии получился очень странным. Я в отличном настроении приехал в Сузуку и хотел побороться за титул, но из-за тайфуна обе гонки были отменены. Очень странно, что гоночный уик-энд закончился в субботу вечером. Но у меня очень хорошие воспоминания о сезоне в Super Formula. Мне понравилось. Здорово закончить дебютный сезон вторым, хотя мне хотелось побороться за титул.

Вопрос: Поговорим о Toro Rosso. Вы провели с командой две гонки в Малайзии и Японии, что можете сказать об этом? Как вам машина и Формула 1 в целом?
Пьер Гасли: Оба Гран При в Toro Rosso получились потрясающими. Дебют в Формуле 1 – особый момент. Этап в Малайзии получился для меня сумасшедшим, но доставил огромное удовольствие. Мне надо было многое узнать. Попасть в команду вот так, в конце сезона – это не бывает просто, но я всегда стараюсь по максимуму использовать ситуацию. С каждым кругом я чувствовал себя комфортнее и предполагаю, что с каждой гонкой буду прогрессировать. Я делаю всё, чтобы добиваться успеха в гонках и с нетерпением жду оставшихся Гран При.

Вопрос: У вас теперь новый напарник, притом вы фактически становитесь первым номером команды…
Пьер Гасли: Немного странно стать более опытным гонщиком Toro Rosso спустя всего два этапа. Но мы с Брендоном оба дебютанты – это интересная ситуация. Для меня это отличный шанс, и я с интересом жду развития событий.

Вопрос: Валттери, в Остине Mercedes выиграла Кубок конструкторов. Насколько вы горды этим достижением и своим вкладом в успех команды?
Валттери Боттас: Очень горд! Потрясающе чувствовать себя частью чемпионской команды и понимать, что ты тоже причастен к этому успеху. Мы вместе добились большой победы, ни одному коллективу в истории Формулы 1 ранее не удавалось два года подряд выигрывать Кубок Конструкторов при смене регламента от сезона к сезону. Mercedes – по-настоящему сильная команда, и я счастлив быть её частью.

Вопрос: Не вполне послушная машина, непростой напарник. Можете ли обозначить, в чем именно вы уступили Льюису Хэмилтону после летнего перерыва?
Валттери Боттас: Я хорошо разобрался с причинами этого. На каких-то трассах у меня действительно было больше проблем, но какие-то гонки сложились вполне позитивно. Полезный опыт я почерпнул даже на предыдущем Гран При, хотя его итог был далеко не оптимальным. Как всегда в нашем спорте, дело исключительно в нюансах. Частично они связаны с моим стилем пилотирования, частично – с подходом к настройкам, но я постепенно накапливаю опыт, постоянно учусь и верю, что смогу вернуться на прежний уровень результатов ещё до конца года.

Вопрос: Не кажется ли вам, что Льюис существенно прибавил после летнего перерыва?
Валттери Боттас: Именно так. Льюис был быстр с начала сезона, но после летнего перерыва его преимущество особенно впечатляет. Он стабильно выжимает из машины максимум и находит оптимальные настройки для любой трассы и любых условий благодаря своему опыту и кропотливой работе. Льюис, определенно, заслуживает тех результатов, которых добивается в нынешнем сезоне.

Вопрос: Себастьян, вы четыре раза выигрывали титул и в нынешнем сезоне были близки к тому, чтобы в пятый раз стать чемпионом. Разумеется, борьба еще не окончена, но что вы можете сказать о сезоне в целом? Есть ощущение упущенного шанса?
Себастьян Феттель: Это ещё не конец. Конечно, не так много теперь зависит от нас, не все складывается так, как хотелось, но мы провели очень хороший сезон. Никто не ожидал, что мы окажемся настолько сильны в начале, в середине и в конце сезона. Это очень позитивно.

Разочарование появилось несколько этапов назад, когда мы лишились шансов бороться за победу своими силами. В любом случае, мы занимаем те позиции, которые занимаем. Шанс еще есть. Мы хотим выиграть три оставшихся гонки – думаю, нам это по силам. Такова цель.

Команда проделала невероятную работу, чтобы мы оказались на тех позициях, которые занимаем сейчас. Повторюсь, никто этого не ожидал, а мы доказали, что все ошибались. Я помню, как зимой ходило много разговоров о том, что фаворитами будут Mercedes, и их соперниками станет Red Bull Racing, но никто ничего не ждал от Ferrari. Было здорово уверенно начать сезон и выступать на уровне.

Вопрос: Что намерена предпринять команда, чтобы подняться на одно место выше? У вас немало опыта – здесь нужны небольшие корректировки, или в Маранелло требуются серьезные перестановки?
Себастьян Феттель: Поломки неизбежны, это – часть гонок. Я чувствую, что мы во многом можем прибавить. Команда знает свои слабые места – некоторые из них можно устранить быстро, на другие потребуется больше времени, но если мы справимся с проблемами, то станем намного сильнее. Мы продолжаем прогрессировать как коллектив, что помогает строить более быструю машину. За последние три года мы сделали огромный шаг вперед и должны продолжать в том же духе.

Вопросы с мест

Себастьян Феттель

Вопрос: (Рафаэль Боланос) Себастьян, считаете ли вы, что в будущем вам в напарники потребуется по-настоящему быстрый гонщик вроде Даниэля Риккардо, с которым вы уже выступали в Red Bull Racing?
Себастьян Феттель: Лично у меня возражений нет, мне нравится Даниэль. Состав на следующий сезон уже определен, а далее всё может поменяться. Многое зависит от конкретной ситуации, но решение о составе принимать не мне. Как настоящий гонщик, вы должны быть готовы к борьбе с любым соперником. Не представляю, как всё сложится, но, если честно, я об этом даже не думаю, поскольку перспектива слишком отдаленная.

Вопрос: (Мануэль Франко) Вопрос ко всем. В следующем году Фернандо Алонсо выйдет на старт гонки «24 часа Дайтоны». Что вы об этом думаете, и хотелось бы вам самим выступать где-нибудь вне Формулы 1 – скажем, в Дайтоне или Ле-Мане?
Валттери Боттас: Я не думал о том, чтобы выступить где-то еще. Мне нравится гоняться в Формуле 1, соперничать с лучшими гонщиками на потрясающих машинах – сейчас я сосредоточен исключительно на этом. Хорошо, что у Фернандо есть такая возможность – если ему хочется выступать где-то еще, то почему бы нет?

Пьер Гасли: Сейчас я думаю только о Формуле 1, но мне всего 21 год, впереди немало лет выступлений. Фернандо присматривается к гонкам на американском континенте, если ему они нравятся, то он, определенно, получит потрясающий опыт.

Себастьян Феттель: Желаю ему всего наилучшего! Не представляю, на каких машинах гоняются в Дайтоне – кажется, речь идет о GT3, LMP2. Давным-давно, точно не в предыдущие двадцать лет, гонщики имели возможность выступать в разных гоночных сериях, что лично я считаю интересным. Им приходилось адаптироваться к разным машинам, работать с другими механиками, инженерами, иначе выбирать настройки. Собственно, как раз тогда автоспорт стал профессиональным занятием – на прочие вещи времени попросту не оставалось.

Мы все привержены Формуле 1, но мне нравится идея испытать себя за рулем иной машины. Не знаю, изменится ли ситуация в будущем, но ранее во время уик-энда Формулы 1 гонщики могли выступить в серии ProCar или гонке на BMW M1. Было бы здорово это повторить, правда, бумажной волокиты будет немало. В плане спорта было бы здорово хоть каждый уик-энд управлять разными машинами.

Вопрос: Макс Ферстаппен сказал, что хотел бы выступить в Дайтоне вместо со своим отцом. Себастьян, вам хотелось бы выступить с кем-то конкретно?
Себастьян Феттель: Если бы я выбирал гонку для совместного выступления с отцом, то предпочел бы состязание на скоростной подъем в гору: там папа помог бы мне понять мой собственный предел. Впрочем, есть немало других категорий. В картинге всегда много борьбы, есть множество машин, которые хочется опробовать – вопрос в том, кто за это заплатит. В целом было бы здорово попробовать себя в разных сериях.

Вопрос: (Карло Фелипе) Валттери, год назад в Мексике вы едва не побили абсолютный рекорд скорости на прямой для машин Формулы 1, установленный Хуаном-Пабло Монтойя в Монце – не хватило 0,1 км/ч. Полагаете, в нынешнем сезоне с более быстрыми машинами рекорд падёт?
Валттери Боттас: Честно говоря, сомневаюсь. Нынешние машины в целом быстрее на круге, но уступают на прямых прошлогодним.

Вопрос: (Джек Лопес) Валттери, в последних гонках вам хуже, чем Льюису, удавалось войти в ритм. Есть ли объяснение? Да, Льюис очень быстр, но если в первой половине сезона вы ему практически не уступали, то во второй вам словно не хватает скорости.
Валттери Боттас: Если Льюис во второй половине сезона выступает прекрасно, то у меня не раз возникали сложности с настройками, причём иногда это я сам выбирал неверное направление работы. Также мне приходится корректировать стиль пилотирования, что связано с особенностями поведения нашей машины на ряде трасс, но этого нельзя добиться за один день. Так что разных факторов много, в том числе, работа с шинами, их подготовка к квалификационному кругу, но особенно контроль их поведения в ходе гонки, где у меня больше проблем с перегревом резины, чем у напарника. Но мы по отдельности занимаемся каждой проблемой, которую удалось выявить, и нам постепенно, шаг за шагом, удаётся добиться улучшений. Вообще-то в Остине я показывал темп, вполне сравнимый с темпом Льюиса, пока на втором отрезке гонки по целому ряду причин не начались сложности. Но мы продолжаем работать, чтобы уверенно провести концовку сезона.

Вопрос: Разная успешность выступлений сказалась на ваших отношениях с Льюисом?
Валттери Боттас: Ни в коей мере.

Вопрос: (Мариус Сальвини) Себастьян, в предыдущие два года мексиканский этап складывался для вас очень непросто. Есть ли строго определенные причины – возможно, конфигурация трассы или что-то еще?
Себастьян Феттель: Ничего такого. Пару лет назад я разбил машину, в прошлом году взял подиум… В целом в Мексике мы всегда были достаточно быстры. Мне нравится здешняя трасса, пусть на ней нелегко всё сделать верно. Несмотря на максимальную прижимную силу, машиной сложно управлять – по ощущениям это сильно напоминает Монцу, но здесь больше поворотов, да и сами они другие. Посмотрим, как всё сложится. Надеюсь, получится провести гонку без проблем и подняться на подиум.

Вопрос: (Саймон Лейзенби) Себастьян, когда в предыдущие годы Ferrari упускала победу в чемпионате, руководитель команды расплачивался за это своей должностью. Если вам не удастся взять титул, вы бы хотели, чтобы Маурицио Арривабене сохранил свой пост? Насколько важно постоянство руководства, и в чем сильные стороны Маурицио как руководителя команды?
Себастьян Феттель: Конечно, я хочу, чтобы Маурицио остался. Посмотрите, какие позиции команда занимала в 2014-м, а какие занимает сейчас. Тогда в коллективе чувствовался упадок духа, но именно Маурицио смог вернуть команде конкурентоспособность, изменив ряд вещей, которые были заложены двадцать лет назад и которым команда просто следовала в силу привычки. Маурицио мыслит очень креативно, он сильный лидер, уважаемый человек в команде, и его работа приносит результат. Конечно, в 2017-м мы хотели бы достичь большего, но ситуация такая, какая есть. Перед началом сезона мы поставили себе цель попробовать нечто новое и добиться прогресса – с этой задачей мы в целом справляемся. Да, ожидания всегда высоки: закончив сезон на втором месте, на следующий год хочешь титула. Не всегда это получается, но если рассматривать прогресс команды в предыдущие два года, мы на правильном пути, и в этом заслуга Маурицио.

Вопрос: (Кристоф Беккер) Валттери, к вопросу об отношениях с Льюисом. Тото Вольфф и Льюис с воодушевлением говорили об атмосфере в коллективе и о том, насколько она улучшилась по сравнению с предыдущим сезоном. Скажите, вы в самом деле ничуть не конфликтовали? Почему так важно иметь хорошие отношения с напарником?
Валттери Боттас: Хорошие отношения с напарником позволяют работать единой командой. В такой ситуации нет необходимости что-то скрывать друг от друга: оба гонщика собирают информацию и ищут области для улучшений. Чем доверительнее отношения, тем проще учиться друг у друга, а при хорошей атмосфере в коллективе всем приятнее работать. Я не знаю, какой была ситуация в Mercedes до моего прихода к ним в январе нынешнего года, но на моей памяти у нас всегда всё шло гладко, мы с Льюисом вместе работаем на долгосрочный прогресс команды.

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) В США организаторы гонки оригинально провели предстартовую церемонию. В разных видах спорта в конце сезона проводится мероприятие вроде выступления всех звезд – хотелось бы вам, скажем, выступить в картинговой гонке, где у каждого участника чемпионата была бы возможность проявить себя и просто повеселиться?
Себастьян Феттель: Такая идея уже реализована, это называется Гонка Чемпионов. Я выступаю в ней каждый год, мы соревнуемся на разных машинах. Да, это больше шоу, сама трасса расположена на стадионе, но в целом мероприятие отличное. Не знаю, почему другие гонщики в нём не участвуют – очевидно, предпочитают иначе проводить отпуск. Было бы здорово нам всем ради собственного удовольствия посоревноваться на одинаковых машинах!

Вопрос: (Уайсеф Хардинг) Лично у меня церемония в Остине не нашла особого отклика, но если болельщикам она понравилась, значит, идея хорошая.
Валттери Боттас: Согласен, идея неплоха. Мне нравится тот курс, которым движется Формула 1 – сама атмосфера кажется более спокойной, как было в Остине перед гонкой. Конечно, у нас в таком случае появляется больше обязанностей, остается меньше времени на общение с инженерами, но если зрителям всё это нравится, значит, так тому и быть.

Вопрос: Пьер, вы не выступали в Остине, и всё-таки, что скажете о предстартовой церемонии? Второй вопрос – вам хотелось бы выступить в так называемой «гонке всех звезд»?
Пьер Гасли: По-моему, в Остине всё прошло здорово. Меня там не было, но моим хорошим знакомым церемония понравилась. Да, она отличалась от того, что мы видели раньше, но если зрителей всё устроило – это главное. Буду рад лично принять участие в чем-то подобном и во всем разобраться!

Гонка Чемпионов? Отличная идея, ведь так я смогу побороться с Себастьяном и Валттери на одинаковых машинах – этого хочет каждый гонщик. Мне не доводилось выступать в Гонке Чемпионов, но я всегда её смотрел – это потрясающее мероприятие с участием лучших гонщиков из самых разных категорий. Если мы сумеем организовать нечто подобное в Формуле 1, я буду обеими руками за!

Перевод: Валерий Карташев

Читайте ещё