Гран При Венгрии: Пресс-конференция в воскресенье

Подиум Гран При Венгрии

1. Себастьян Феттель (Ferrari)
2. Кими Райкконен (Ferrari)
3. Валттери Боттас (Mercedes)

Интервью на подиуме

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, 46-я победа в карьере, но, похоже, по ходу дистанции у вас были проблемы с управлением – мы слышали, как команда просила вас держаться подальше от поребриков. Расскажите, с чем пришлось иметь дело...
Себастьян Феттель: Я невероятно счастлив! Гонка получилась очень сложной, хотя со стороны могло показаться иначе. На первых трех-четырех кругах после ухода автомобиля безопасности все было в моих руках. Затем что-то случилось с рулевым управлением – не знаю, что именно, но машину вело в сторону. Ситуация ухудшалась, поэтому мне приходилось держаться подальше от поребриков, чтобы поберечь машину. Было непросто, да и Кими мог ехать быстрее, тогда как у меня не было темпа.

В конце скорость вернулась, но мне приходилось сохранять концентрацию до финиша. Я рассчитывал, что смогу перевести дыхание на нескольких кругах, но этого не произошло. Отличный результат, отличный день, спасибо за поддержку! На выходе из шиканы я видел, как один из болельщиков круг за кругом показывал большой палец и всячески нас подгонял – это было очень здорово!

Вопрос: (Дэвид Култхард) То есть, вы следили и за реакцией болельщиков, и за управлением?
Себастьян Феттель: Да, за управлением приходилось следить, так как машина не ехала прямо.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Не могли бы рассказать подробнее?
Себастьян Феттель: Мы во всем разберемся, но сейчас это не имеет значения – мы выиграли гонку! Впрочем, ощущения были странными, поскольку на прямых машину тянуло влево. В правых поворотах все было нормально, но в левых – нужно было привыкнуть к поведению машины. На это понадобилось несколько кругов, но было непросто, поскольку поведение машины постоянно менялось. Впрочем, как я уже сказал, сейчас это уже не имеет значения. Спасибо команде, это была замечательная гонка!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Кими, сюда приехало немало финских болельщиков – возможно, вы обратитесь к ним на родном языке, прежде чем мы перейдем на английский…
Кими Райкконен: Они все неплохо понимают английский. Болельщики здорово меня поддерживали – к сожалению, я не смог отплатить им победой, но команда завоевала дубль, машина вела себя потрясающе.

В квалификации я допустил ошибку, сегодня хорошо стартовал, но не рискнул обострять ситуацию и проехал за Себастьяном 71 круг. Конечно, я хотел победить, но мы добились отличного результата для команды.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Сегодня скорость явно позволяла вам рассчитывать на победу, просто обгонять на этой трассе практически невозможно…
Кими Райкконен: Здесь сложно бороться за позицию – соперник должен допустить серьезную ошибку или столкнуться с проблемами. Обгонять нелегко, особенно напарника – в этом случае нужно быть осторожнее. По крайней мере, команда довольна. Это главное.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Валттери, вы поступили очень благородно, откликнувшись на просьбу команды пропустить напарника. Полагаю, ближе к финишу вы сомневались, что Льюис вернет позицию, так как этому мешал трафик и прессинг со стороны Макса Ферстаппена. Что вы думаете об ответном поступке Хэмилтона?
Валттери Боттас: Да, ближе к финишу я начал беспокоиться, когда отставание заметно выросло. Сегодня у меня возникли сложности с обгоном отстававших на круг, но спасибо Льюису – он сдержал обещание и пропустил меня, так как ранее я уступил ему позицию, чтобы он смог попытаться атаковать гонщиков Ferrari.

Сейчас немного досадно, ведь нам хватало скорости, просто с наших стартовых позиций оказалось невозможно добиться большего. Спасибо болельщикам за поддержку – было здорово видеть здесь такое количество финских флагов!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Опасались ли вы, что команда просто оставит Льюиса впереди, так как в личном зачете он сейчас имеет больше очков? Были ли у вас сомнения на этот счет, или вы целиком доверяли команде?
Валттери Боттас: Конечно, его отрыв был существенным, и я понимал, что с обратным обменом позициями могут возникнуть сложности, но в итоге я очень благодарен команде за то, как всё получилось.

Вопрос: (Дэвид Култхард) Себастьян, приятно отправиться в отпуск, имея преимущество в четырнадцать очков?
Себастьян Феттель: Я не думаю о преимуществе – всё могло сложиться намного хуже!

Вопрос: (Дэвид Култхард) Каковы планы на отпуск? Вы известны своей работоспособностью – планируете тренироваться на симуляторе или возьмете паузу, чтобы перевести дух?
Себастьян Феттель: Нам еще предстоит провести несколько дней тестов, но после них у меня нет особых планов. Мы столько времени проводим в разъездах, что хочется побыть дома, провести время с семьей и отдохнуть.

Пресс-конференция

Пресс-конференция после гонки

Вопрос: Себастьян, сорок шестая победа в карьере, четвертая по ходу нынешнего сезона, но не похоже, чтобы она далась вам легко. В какой момент впервые проявились проблемы с машиной?
Себастьян Феттель: Да, гонка выдалась непростой, я рассчитывал, что всё пройдет гораздо спокойнее. Мы с Кими держали отличный темп, притом большую часть гонки он явно мог ехать быстрее меня.

Я почувствовал неладное еще на пути к стартовой решетке – вернее, на пути к ней всё было в норме, а вот перед установочным кругом я заметил, что в ситуации, когда передние колеса направлены прямо, руль немного наклонен в сторону. Я провел старт, а затем, находясь за машиной безопасности, ощущал, что управление не в порядке, но меня это не сильно беспокоило, так как отклонение было минимальным. К концу первого отрезка ситуация стала ухудшаться, мне приходилось всё труднее.

Пожалуй, после этой гонки я по-настоящему осознал, почему рулевое колесо изначально должно быть установлено ровно, без наклона в какую-либо сторону, так как при постоянных поворотах вправо и влево адаптироваться очень сложно. Я понимал, что мы не сможем всё исправить по ходу гонки, адаптировался по мере возможностей и старался беречь машину. Мы с командой обсудили ситуацию по радио, мне посоветовали держаться подальше от поребриков, что я уже на тот момент делал, но на трассе, где атака поребриков требуется в каждом повороте, отказ от подобных действий сильно сказывается на скорости.

На втором отрезке я старался сделать так, чтобы ресурса шин хватило до финиша, и немного сдерживал темп. Впрочем, не скажу, что я мог ехать заметно быстрее. Впрочем, на последних кругах мне пришлось выкладываться по максимуму, так как Кими и Льюис подъехали очень близко. Хорошо, что на Хунгароринге сложно обгонять, но у меня не было права на ошибку. Гонка выдалась сложной, обгонять круговых было непросто. У моих преследователей было мало пространства для атаки, мне самому было крайне трудно, но я думал: «Да, есть проблемы, хотелось бы их устранить, но это сейчас невозможно. Потому давай продолжим и постараемся как можно дольше удерживать лидерство».

Гонка показалась мне невероятно длинной. На последних двух кругах мне удалось взять хороший ритм и увеличить отрыв, что помогло чуть проще справляться с трафиком. Потрясающий результат! Было невероятно трудно, но сейчас я очень счастлив, и для команды это замечательный день!

Вопрос: Кими, что вы чувствуете? Вы сказали, что машина ехала здорово – полагаете, у вас был шанс выиграть эту гонку?
Кими Райкконен: Определенно. Мы с Себастьяном хорошо стартовали, но я воспользовался слипстримом и перед первым поворотом тормозил чуть позднее. Впрочем, в тот момент мне не хотелось излишне обострять ситуацию. Мы планировали побороться друг с другом, но побороться честно. Однако с того момента я был практически не в силах что-либо предпринять.

Машина ехала так же здорово, как в квалификации, но своей вчерашней ошибкой я себе точно не помог. Мой лучший шанс был на старте, поначалу я действовал недостаточно агрессивно, хотя машина отлично управлялась, и я постепенно приближался к Себастьяну. Мы ехали без особого риска, поскольку нам сразу удалось оторваться от Mercedes, я догнал Себастьяна к концу первого отрезка, а как только он свернул в боксы, взвинтил темп. Пожалуй, мне следовало дольше задержаться на трассе, но, видимо, для визита на пит-лейн были причины – в частности, в Mercedes раньше нас провели пит-стопы и в тот момент ехали на более свежих шинах.

Как бы то ни было, практически всю гонку я ехал за Себастьяном и надеялся, что он мчится в полную силу и не экономит ресурс шин, так как меня самого постепенно догоняла пара Mercedes. Это нелепая ситуация – ехать между напарником и соперниками, в случае ошибки или неудачного выхода из последнего поворота можно получить атаку с использованием DRS. Впрочем, сегодня мою машину всего один раз немного повело с траектории – в остальном она была безупречна. Я внимательно следил за тем, что творилось позади – конечно, мне хотелось победить, но для команды результат в любом случае отличный.

Вопрос: Валттери, похоже, сегодня основная задача на гонку свелась к минимизации потерь. Очевидно, для Mercedes это был очень непростой Гран При – проблемы со связью и многое другое… Расскажите об этом.
Валттери Боттас: К сожалению, сегодня у нас не получилось отыграть позиции. Мы средне провели старт, я не смог атаковать в первом повороте. Поначалу я хорошо сорвался с места, но затем не лучшим образом переключился с первой на вторую передачу и упустил момент. На шинах SuperSoft гонщики Ferrari оказались очень быстры, но с переходом на Soft и начавшимися проблемами у Себастьяна ситуация стала более интересной.

Правда, у нас возникли проблемы с радиосвязью – порой команда не могла мне ничего сообщить. Не знаю, в чем причина, но я пытался подобраться к Кими, чтобы в нужный момент атаковать, но такой возможности мне не представилось, и позже я пропустил Льюиса, чтобы он, в свою очередь, попытался.

Пока он прессинговал Райкконена, у меня самого начались сложности с гонщиками, отстававшими на круг – я подолгу ехал за ними, теряя время и ритм, но команда обещала мне, что в случае, если Льюису не удастся атака, он вернет мне позицию. Хэмилтон не смог совершить обгон, и команда сдержала своё слово, за что я очень благодарен и ей, и самому Льюису.

Не думаю, что любой напарник поступил бы так, занимая позицию в первой тройке – это был благородный жест и с его стороны, и со стороны коллектива. В остальном, к сожалению, сегодня для нас всё свелось к минимизации потерь.

Вопросы с мест

Вопрос: (Флавио Ванетти) Вопрос к гонщикам Ferrari. Насколько сложно вам было действовать в условиях столь жесткого прессинга со стороны Mercedes. Была ли эта гонка одна из самых непростых в вашей карьере?
Себастьян Феттель: Что ж, позади меня гонщиков Mercedes не было, так что… Я видел, как Валттери постепенно приближается, но я не знал об их с Льюисом обмене позициями. Более того, я сам был сосредоточен на собственном пилотаже и задаче удержать машину на трассе, не задействовав поребрики – это было в самом деле непросто.

Я видел, как Кими временами подъезжает чуть ближе, в какой-то момент команда спросила, насколько быстрее я могу ехать. Я понимал, что Кими чувствует себя некомфортно, поскольку может держать более высокий темп – не лучший вариант для него вот так оказаться между мной и соперниками, но лично мне повезло, что за мной ехал напарник. Обгонять в Венгрии сложно, я держал приличную скорость – не думаю, что я откровенно уступал преследователям, и это помогло. Тем не менее, было по-настоящему трудно.

Вопрос: Кими, что скажете о прессинге со стороны Mercedes?
Кими Райкконен: Меня он не особенно беспокоил. Да, команда держала меня в курсе, но моя машина ехала здорово, с шинами не было проблем, хотя я всю гонку держался в непосредственной близости к Себастьяну. Я уверенно проходил заключительные повороты, лишь пару раз у меня были заминки в предпоследнем повороте, и лишь единожды машину повело на выходе из последнего виража.

Впрочем, ситуация была не идеальной, так как мне хватало скорости, однако я оказался зажатым между напарником и соперником. Мы знаем, насколько быстры могут быть Mercedes на прямых, но моя машина ехала настолько здорово, что даже если я терял время в трафике, мне удавалось увеличить отрыв перед заключительными поворотами. Мы целиком контролировали ситуацию, я мог позволить себе ехать чуть медленнее в начале круга и ускоряться к его завершению. Такой подход отчасти помог, из-за прессинга я не так уж и волновался.

Вопрос: (Томаш Кубиак) Себастьян, вы говорили, что хотели бы ответить на критику, звучавшую после этапа в Сильверстоуне. Можно ли считать эту задачу выполненной?
Себастьян Феттель: Не помню, чтобы я это говорил, возможно у меня проблемы с памятью. Я имел в виду, что после неудачной гонки всегда начинаются всевозможные разговоры – потому приятно переключиться на очередной этап, тогда все дискуссии, как правило, прекращаются сами собой. Люди часто говорят о тебе в контексте того, как ты провел последнюю гонку, но мне всегда помогало осознание того, что я не настолько хорош, как обо мне говорят, но и не настолько плох. Если этап в Сильверстоуне был для нас худшим в сезоне – что ж, пусть так, мы движемся дальше.

Сезон долгий, он состоит из подъёмов и спадов. Мне понравилась сегодняшняя гонка. В субботу мы тоже сработали здорово, сегодня пришлось немного труднее, но важен конечный результат, и он нас очень радует, ведь команда заслужила этот успех.

Команда выкладывается по максимуму – вспомните, на каких позициях мы были в конце предыдущего сезона: Ferrari добилась большего прогресса, чем какая-либо из команд. В пылу борьбы это быстро отходит на второй план, но есть много моментов, которыми команда может по праву гордиться. Мы с Кими очень довольны машиной, сегодня и по ходу всего уик-энда она ехала потрясающе.

Вопрос: (Петер Вамози) Вопрос к финским гонщикам. Вам было бы интересно выступить в Гонке чемпионов финским дуэтом в зачете наций? Вопрос скорее к вам, Кими, так как вы имели возможность опробовать совершенно разные машины – Peugeot в гонках на выносливость, машину NASCAR. Валттери, в чем вам было бы интереснее принять участие – в Гонке чемпионов или в шоу «Stars and Cars»?
Кими Райкконен: Мне не раз задавали этот вопрос, и я всегда отвечал: как только организаторы вернутся к тому, с чего начиналась Гонка чемпионов – раллийные машины, реальная трасса с двумя траекториями, гравийное и асфальтовое покрытие – тогда я готов участвовать. При ином раскладе – нет, это всего лишь шоу, не более.

Валттери Боттас: А мне было бы интересно принять участие, я обожаю управлять всем, что имеет мотор и хотя бы пару колес. Я мало знаю о подобных заездах, никогда не думал об участии, но мне нравится пилотаж, так что…

Себастьян Феттель: Но тебе нужен напарник, а он только что отказался.

Валттери Боттас: Что ж, тогда нужно подумать о другом соревновании!

Вопрос: (Истван Саймон) Кими, если бы на автодроме не присутствовал президент Ferrari, господин Маркионне, вы бы попытались атаковать Себастьяна? Ваша машина сегодня явно была быстрее…
Кими Райкконен: Присутствие господина Маркионне никак не повлияло. Мы с Себастьяном напарники и знаем, что должны делать. У меня был шанс в первом повороте первого круга, но мы стараемся оставлять друг другу достаточно места и не обостряем ситуацию, как в случае с соперниками. Команда готовилась взять победный дубль, а я могу лишь оглядываться на свои действия в квалификации и пенять на самого себя, что не обеспечил себе оптимальные шансы на первое место.

В любом случае, моя машина ехала здорово, у нас был определенный план, и мы действовали честно. Себастьян вчера взял поул, на старте сохранил лидерство, а основной задачей был победный дубль – не важно, в каком порядке. Присутствие президента компании на это никак не влияло, да и я, признаться, впервые увидел его уже с подиума.

Вопрос: (Ливио Орихио) Себастьян, вы помните, как в Ferrari традиционно использовали командную тактику в пользу одного из гонщиков. Что вы можете сказать о сегодняшних действиях Mercedes? Они попросили вашего главного соперника по чемпионату вернуть позицию Валттери Боттасу…
Себастьян Феттель: Не знаю, что сказать. Насколько я понял, Льюис был позади Валттери, но сказал, что хотел бы попытаться атаковать Кими. В Mercedes решили провести обмен позициями, а чуть позднее вернуть всё назад. Не думаю, что это был первый случай в истории. Если атака проходит – здорово, если нет – нужно вернуть позицию напарнику, всё просто. В противном случае нужно обгонять напарника в борьбе – тогда не будет повода что-то возвращать. Впрочем, я не уверен, что правильно понял ваш вопрос…

Вопрос: (Сеф Хардинг) Кими и Валттери, вчера я беседовал с финскими болельщиками, они поведали мне о том, насколько популярны в Финляндии сауны, и попросили узнать у вас, что вы намерены делать в отпуске, как думаете отметить сегодняшний подиум.
Кими Райкконен: В среду я буду работать на тестах, так что пока планов немного. Главное – побыть с семьей. Мы много путешествуем, теперь будет немного свободного времени.

Валттери Боттас: Я останусь на тестах во вторник, после чего отправлюсь домой в Финляндию, где меня ждут сауна и пиво!

Вопрос: (Луис Васконселос) Мы видим уникальную ситуацию, когда у трех призеров сегодняшней гонки, насколько нам известно, нет контрактов на следующий год. Намерены ли вы решить этот вопрос в предстоящие четыре недели или согласны уладить все моменты позже по ходу сезона?
Себастьян Феттель: У нас достаточно времени, чтобы обсудить все эти вопросы, а пока что мне интересно, как долго Валттери сможет просидеть в сауне, и какое пиво он предпочитает. В общем, жду приглашения!

Кими Райкконен: Ситуация не отличается от прошлогодней – решение принимать не мне. Команда знает, чего я хочу, а там посмотрим, что получится.

Валттери Боттас: Переговоры начнутся совсем скоро, нам с командой нужно всё обсудить. Пока я не представляю, что ждет меня в будущем, мы непременно побеседуем, но проблема в том, что в сауне мобильный телефон плохо работает, так что я не жду каких-то новостей до этапа в Спа!

Вопрос: (Жером Пагмайр) Себастьян, вы сказали, что не стоит забывать о том, на каких позициях была Ferrari год назад, и что команда добилась наибольшего прогресса в сравнении с соперниками. За девять этапов до конца сезона у вас преимущество в четырнадцать очков. Могли ли вы мечтать о таком в начале года, или результат превосходит самые смелые ожидания?
Себастьян Феттель: Честно говоря, я мечтал о чем-то подобном. Я хочу побеждать, но я никогда не думал о конкретном преимуществе. Мои мечты несколько проще, и пусть я по большей части их забываю, мне всегда хотелось вернуться в лидеры, и в этом плане нынешний сезон складывается неплохо.

Я в Ferrari всего 2,5 года. В 2015-м мы здорово провели сезон, это очень помогло всему коллективу. 2016-й год оказался крайне непростым в силу разных причин, однако именно тогда мы решили много вопросов, произвели важные корректировки. Похоже, из всех команд мы меньше всего привлекали к себе внимание, хотя вокруг было немало дискуссий по поводу новых машин, изменений в регламенте и о том, как всё это повлияет на расклад сил. Я был счастлив, что мы просто занимаемся своим делом. У нас отличная машина, по прошествии немалого количества гонок мы прекрасно понимаем, в чем её сильные стороны, и над чем нужно работать. Конечно, изменения не происходят за одну ночь, но я верю в наш коллектив.

У нас работает немало талантливых людей, о которых вы вряд ли знаете, поскольку люди со стороны часто ассоциируют команду с гонщиками – так проще, ведь гонщиков всего двое. Но даже если речь заходит о том, кто создает машину, люди часто указывают на одного специалиста, а это не соответствует действительности. Команда довольно многочисленная, у нас есть и ветераны, и молодые сотрудники, в коллективе потрясающая рабочая культура, люди готовы идти на риск, и это именно то, что нужно. Мы хотим побеждать и очень радуемся, когда это удается, но задача еще не выполнена. Да, сегодня замечательный день, у нас победный дубль, однако мы хотим выступать так каждый уик-энд, а это пока не получается. Знаю, задача непростая, но отнюдь не невозможная, так что мы будем продолжать работу.

Вопрос: (Петер Фаркас) Кими и Себастьян, похоже, в Mercedes склонны считать, что в вашем с ними сражении преимущество будет определяться характером трассы. Вы были быстры в Монако и Венгрии – на извилистых конфигурациях, тогда как Mercedes доминировали в Сильверстоуне. Согласны ли вы, что преимущество определяется трассой, и если да, на каких из оставшихся автодромов у Ferrari будет преимущество?
Себастьян Феттель: Непростой вопрос. По ходу уик-энда у нас не так много времени на корректировки, и вполне естественно, что отдельные трассы больше тебе подходят – в том числе из-за стиля пилотирования. Не стоит забывать, что все гонщики разные, кому-то нравятся одни трассы, кому-то – другие. И то, что ты победил на конкретном автодроме год назад, еще не означает, что ты всегда будешь выступать на нем здорово. Возможно, за пару лет можно проследить некоторую тенденцию, но сейчас наша машина одинаково конкурентоспособна практически везде. Да, встречались трассы, на которых мы были не настолько быстры – в частности, в Сильверстоуне нашей скорости не хватило для победы, но нельзя сказать, что мы проигрывали ужасающе много. Мы не стартовали десятым и одиннадцатым – в субботу в Великобритании нам удалось опередить одну из машин Mercedes.

Вполне естественно, что на одних трассах вам сложнее, на других – чуть проще. Так можно сделать определенные выводы по машине, которые не будут совсем уж некорректными. Да, мы были очень быстры в Монако и Венгрии, Mercedes нам уступили, но нельзя сказать, что мы были намного впереди и привезли им целый круг. Многое зависит от того, как складывается конкретная гонка. Главное, мы всегда сражаемся, у нас достаточно высокий темп, и я не думаю, что у нас должны быть опасения по поводу двух ближайших Гран При.

Вопрос: Кими, в Спа вы не раз добивались высоких результатов. Полагаете, там Ferrari сможет навязать борьбу Mercedes?
Кими Райкконен: Разумеется, есть трассы, которые подходят нам в большей степени. Но нам есть в чём прибавить, особенно в квалификации, где у Mercedes традиционно больше мощности. Впрочем, результат зависит от множества факторов, и нельзя просто посмотреть на конфигурацию автодрома и сказать: вот здесь мы будем быстры, а здесь – нет. Мы не можем заранее знать, как поведут себя шины, многое решают самые незначительные нюансы. Давайте сперва отдохнем, а потом посмотрим, как пойдут дела в Спа – сейчас всё выглядит так, будто в Бельгии нам будет непросто, но мы постараемся добиться прогресса.

Вопрос: (Жолт Година) Кими, считаете ли вы, что могли бы выиграть эту гонку, если бы у вас был более продолжительный первый отрезок?
Кими Райкконен: Меня самого интересует этот вопрос, но в тот момент я не знал, что происходило позади. В Mercedes раньше провели пит-стоп, на свежих шинах Валттери поехал заметно быстрее, и команда позвала меня на пит-лейн. На том круге я держал отличную скорость и был готов чуть дольше задержаться на трассе, но я должен доверять команде – ей лучше видно всю ситуацию. Сегодня я был близок к победе, но и второе место – достойный результат.

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости