Гран При Канады

Гран При Канады

Гран При Канады: Пресс-конференция в воскресенье

Участники: Льюис Хэмилтон (McLaren), Роман Грожан (Lotus), Серхио Перес (Sauber).

Телевизионная часть

Вопрос: Льюис, нет слов! Что за гонка! Чувства, наверное, невероятные?
Льюис Хэмилтон: О да. Во-первых, хочу поздравить этих двоих парней [Грожана и Переса] за великолепный результат, а также свою команду, которая никогда не сдается. А еще я хотел бы посвятить победу всем нашим болельщикам, которые постоянно пишут письма и присылают сообщения, это действует очень позитивно и поддерживает меня весь год. Удивительное чувство, ведь именно на этой трассе я выиграл свой первый Гран При! Я знал, что сегодня мне предстоит очень трудная гонка, но буквально каждая ее минута доставила мне удовольствие, и я очень благодарен.

Вопрос: Вы говорите, что вам понравилась каждая минута, а как насчет двух задержек на пит-стопах? И потом, когда вы выехали, команда сообщила, что соперники, которые едут впереди, на самом деле, собираются менять резину только один раз. У вас были сомнения в успехе?
Льюис Хэмилтон: Я не сомневался в том, что смогу победить, поскольку видел, что преследователи заметно отстают, и думал, что Фернандо Алонсо собирается проводить один пит-стоп, но понимал, что не смогу сделать то же самое. Поэтому я должен был атаковать, увеличивать отрыв, хотя на пит-стопах у меня были некоторые проблемы – не знаю, возможно, по моей вине. Но в целом пит-стопы прошли неплохо, хотя в этой области нам следует подтянуться.

Вопрос: Роман, отличный результат для вас и для команды. Вы изначально собирались ехать с одним пит-стопом или изменили тактику по ходу гонки?
Роман Грожан: Перед стартом мы думали о тактике одного пит-стопа, но решили посмотреть на развитие событий в гонке. Собственно, вопрос был в том, выдержит ли комплект более мягких шин длинный отрезок, ведь я провёл на нём две попытки в квалификации – во второй и третьей сессиях, и именно на нем проехал лучший круг. Но на дистанции машина вела себя неплохо. Когда я перешел на более жесткие шины, то не знал, какую тактику выбрал Нико Росберг, ехавший впереди, или Марк Уэббер, так что ситуация была непростая. Я боролся с ними, активно атаковал, но понимал, что надо постараться ограничиться только одним пит-стопом, и когда Марк, наконец, свернул в боксы, резина на моей машине была ещё вполне свежей.

Я даже не осознал, что еду уже третьим, а потом увидел, что Алонсо теряет скорость, и опередил его. Концовка гонки была безумной, ведь я рассчитывал побороться за 4-е или 5-е место, но сегодня команда подготовила отличную машину, которая позволяла беречь резину. Мы знали, что в жаркую погоду сможем прибавить – к счастью, выглянуло солнце, это нам помогло. Здорово, что мне удалось второй раз в этом сезоне подняться на подиум.

Вопрос: Серхио, невероятная гонка! В какой момент вы поняли, что можете рассчитывать на подиум?
Серхио Перес: Если честно, когда я опередил Фернандо. Стартуя 15-м, ты меньше всего думаешь о подиуме. Я пилотировал весьма агрессивно, первый отрезок был очень хорошим, а пит-стоп прошел удачно. Второй отрезок сложился еще лучше. Я смог обогнать несколько машин за счет довольно сложных маневров. Резина изнашивалась не так уж сильно, позволяя ехать в хорошем темпе. Мне удавалось догонять соперников. Отличный результат для нашей команды, после неудачной субботы. У нас было много проблем с тормозами. Так что подняться на подиум очень приятно.

Это придаст команде новые силы. Второй раз мы добились такого результата, заработали много очков, и надеюсь, что мы сможем продолжить в этом же ключе. Нам сильно не везло, например, в Монако, хотя мы были очень быстры и там, и в Барселоне. Так что подиум – это отличное достижение для всей команды, тем более, что от Канады до моей родины совсем близко, и здесь много моих земляков.

Вопрос: Льюис, вернемся к вам. Вы уже говорили, что именно здесь пять лет назад вы одержали свою первую победу в Формуле 1, и мы видим, как много это для вас значит. Можете как-то выразить свои чувства, связанные с этим замечательным уикендом и этой невероятной гонкой?
Льюис Хэмилтон: Я все еще в плену этих эмоций. Прошло уже пять лет после первой победы, а чувства все те же. Я очень горжусь нашей командой, мне очень приятно наконец подняться на вершину подиума, хотя, конечно, расслабляться нельзя. Безусловно, это одна из моих лучших гонок за очень долгое время.

Пресс-конференция

Вопрос: Льюис, видно, что вы действительно наслаждаетесь этой победой. Говорите, она принесла огромное удовлетворение?
Льюис Хэмилтон: Конечно. Именно так. Одна из лучших гонок в моей карьере. Как раз сегодня я подумал, что добиться успеха, как и тогда, в 2007-м, когда я одержал свою первую победу, будет особенным достижением – так и вышло. Когда я пересек линию финиша, то не мог поверить, что победил, и испытал настоящий взрыв эмоций. Просто невероятно – именно за это я и люблю гонки! И если это чувство не ослабеет с годами, то, надеюсь, я еще долго буду выступать в Формуле 1.

Вопрос: Тактика, избранная командой, сработала безукоризненно. Проводя очередной обгон, вы, должно быть, думали: «Да, все идет именно так, как мы рассчитывали»?
Льюис Хэмилтон: Полагаю, команда отлично потрудилась, разрабатывая тактику и планируя пит-стопы. Я был очень удивлен, что мне удавалось беречь шины и при этом атаковать, когда атаковать было необходимо. Я был очень удивлен на первом отрезке, когда удалось догнать Себастьяна. Не думал, что шины столько продержатся. Я его догнал, увидел, как он заезжает на пит-стоп, и после этого мог атаковать еще, и испытал редкое удовольствие.
Но я понимал, что нужно опередить Фернандо, ведь обычно он очень быстр на длинных сериях кругов. Но нам это удалось. Я не мог проехать дистанцию с одним пит-стопом, думая, что потеряю скорость, как это произошло с моими соперниками. Так что тактика двух пит-стопов была правильной.

Вопрос: Была ли эта тактика основана на опасениях, что при более высокой температуре у вас будут проблемы?
Льюис Хэмилтон: Нет, хотя, конечно, такие опасения были. Конечно, мы изначально готовились к гонке с двумя пит-стопами. И когда я ехал впереди, то было ощущение, что Фернандо пойдет на один пит-стоп, а значит, надо оторваться от него и при этом следить за состоянием шин. Мне удалось создать отрыв и удержать его, даже после того, как Фернандо стал ускоряться. Этот отрезок гонки был для меня одним из лучших за долгое-долгое время. А в конце гонки надо было отыграть немалое отставание, и мне удалось ехать на 1,5-1,7 секунды быстрее Фернандо, это было невероятно. Ну и самое главное: эта трасса позволяет обгонять,поэтому здесь всегда проходят интересные гонки.

Вопрос: Роман, в начале гонки вы попали в трафик. Наверное, это была интересная ситуация?
Роман Грожан: После старта все складывалось непросто, я боролся в трафике, не зная, кто из гонщиков вокруг меня идет на один пит-стоп, а кто на два. Потом я попробовал за счет пит-стопа обогнать Росберга, но это не получилось, и я снова оказался позади него. А когда вы едете за кем-то вплотную, довольно трудно сохранять шины и при этом защищаться. Я знал, что мы попробуем проехать дистанцию с одним пит-стопом, но не знал, что из этого выйдет.

Потом Нико свернул в боксы, и я подумал: «хорошая новость». Потом я догнал Марка. Он ехал примерно в таком же темпе, как и я, так что это было непросто. Затем и он свернул на пит-лейн. Потом все было более-менее спокойно, и вдруг, через несколько кругов, я просто не мог поверить своим глазам: с пит-уолл мне показывали, что через несколько кругов я окажусь на второй позиции. Я не понимал, что происходит, но знал, что должен поддерживать высокую скорость. Воспользуюсь случаем, чтобы поблагодарить команду за такую хорошую машину. Мы знали, что в солнечную погоду она поведет себя лучше. На самом деле, я бы хотел посвятить этот результат команде, моим друзьям и особенно Гийому Моро, который попал в аварию на тестах в Ле-Мане на прошлой неделе, и чей портрет сейчас у меня на шлеме. Желаю ему скорейшего выздоровления.

Вопрос: Вы впервые здесь, и вам пришлось изучать эту трассу. К тому же, вы были рады перенять монреальский акцент. Расскажите, что вы чувствуете, завоевав здесь подиум?
Роман Грожан: Мне очень приятно. Чувствую себя как дома. Все вокруг говорят по-французски, город очень мил, а его жители гостеприимны, мне здесь очень нравится. Трасса тоже интересная, хотя изучать ее было непросто, но, как мы любим говорить, если ты показал хороший результат, значит, тебе нравится трасса. Так что, будем считать, что в Канаде мне понравилось, и я с удовольствием вернусь сюда через год. Правда, сначала надо провести оставшиеся 13 гонок этого сезона, и я надеюсь, мы сохраним нашу скорость, добьемся хороших результатов, и команда будет становиться все сильнее.

Вопрос: Серхио, вы тоже здесь почти новичок, не считая прошлогодних трех кругов. И вы сумели, стартовав 15-м, проехать дистанцию с единственным пит-стопом и хорошо сохранить шины.
Серхио Перес: Да, это была отличная гонка для всей команды, после такой ужасной квалификации, в которой мы никак не могли набрать нужную скорость. Поэтому надо было придумать какую-то иную тактику и за счет этого постараться добиться хороших результатов. У нас не было никаких данных насчет длинных отрезков, так как мы их проводили, когда температура трассы была на 10-15 градусов ниже. Так что это была лотерея, но, думаю, команда отлично провела пит-стоп, разработав удачную тактику. Я тоже не подкачал, смог сберечь шины и показать стабильную скорость. Это отличный результат для команды. Нам так не везло, начиная с Малайзии. Мы были быстры, но, по тем или иным причинам, не могли добиться конечного результата. И вот, наконец, мы вновь заработали очки и поднялись на подиум.

Вопрос: Вы вчера говорили о проблемах с тормозами, это как-то отразилось на гонке?
Серхио Перес: Нет, когда я упомянул об этой проблеме, я не имел в виду какую-то неисправность. Просто меня совсем не устраивал баланс торомозов, и я не мог нормально замедляться, блокировал колеса, на резине появлялись проплешины, что привело к сильным вибрациям в квалификации. В гонке все было иначе. Вчера вечером мы как следует потрудились, решили проблему и сегодня показали отличный результат.

Вопрос: Вы говорите, что после Малайзии вам не везло, не получалось добиться нужного результата. Теперь у вас уже два подиума. Чего вы ожидаете от оставшихся гонок сезона?
Серхио Перес: Дело в том, что мы стараемся бороться за подиум в каждой гонке. Сегодня гонка была сумасшедшей, как и многие в этом году. Но думаю, у нас достаточный потенциал. Наша цель в этом году – добыть для команды первую победу.

Вопросы с мест

Вопрос (Кейт Уркер – Girl Racer): Роман, на днях вы говорили, что это одна из ваших любимых трасс на PlayStation. В какой мере PlayStation помогла вам добиться высокого результата?
Роман Грожан: Видимо, я говорил о X-Box или Microsoft. Да, в видеоигре это действительно моя любимая трасса, и в реальности она тоже оказалась очень интересной. Немного сильнее трясет, чем когда ты сидишь на диване с X-Box в руках, но она по-настоящему интересная. Понятно, когда ты показываешь хороший результат, обычно трасса нравится, так что сегодня я очень доволен.

Вопрос (Жюльен Фебро – L’Equipe): Роман, что значит для вас сегодняшний подиум по сравнению с Бахрейном, ведь начало канадского уикенда было непростым?
Роман Грожан: Он очень важен. Это говорит о том, что команда в хорошей форме и постоянно прогрессирует. В пятницу, в совершенно других условиях мы выглядели неважно, приходилось изучать трассу, сложно было настроить машину, и я уверен, что в будущих гонках мы можем добиться большего. Мы работаем, не покладая рук, и я очень рад этому подиуму. Это значит, что после семи гонок мы все еще среди лидеров, и результат в Бахрейне не был случайным. Мы продолжаем бороться в первых рядах, и Lotus E20 демонстрирует высокую скорость.

Вопрос (Адриан Хубер – Agencia EFE): Серхио, как вы себя чувствуете, если сравнить это подиум с малайзийским? У тебя уже есть в копилке второе и третье место, для коллекции не хватает победы. Когда планируешь восполнить этот пробел?
Серхио Перес: Ну, я думаю, любой подиум особенный, а тем более, когда это всего лишь твой второй подиум в Формуле 1, и ты испытываешь особые чувства. Вместе с командой я продолжаю бороться, чтобы пробиться в группу лидеров, чтобы когда-нибудь стать победителем. Это здорово, и надо использовать любую возможность лишний раз показать свой потенциал, ведь неизвестно, сколько таких шансов мне еще представится. Мне не везло в последних гонках, поэтому сейчас чувствую я себя великолепно, но мне кажется, первый подиум принес более сильные переживания.

Вопрос (Фредерик Ферре – L’Equipe): Льюис, когда вы подумали о победе: когда обогнали Феттеля, когда обогнали Алонсо, или когда пересекли финишную черту? Вы побаивались этих двоих?
Льюис Хэмилтон: Когда пересек линию финиша. Конечно, когда я увидел, что догоняю их, и что шанс на успех есть, я знал, что впереди еще достаточно кругов, поэтому не торопился с обгонами. Шины были в хорошем состоянии, так что потом я ехал даже чуть медленнее, чем мог. Не было нужды атаковать изо всех сил, потому что соперники отстали, а когда я услышал, что меня догоняют, я знал, что при необходимости могу прибавить, но до финиша оставалась лишь пара кругов. Возможно, при других обстоятельствах, если бы они ехали намного быстрее, пришлось бы еще погоняться.

Вопрос (Паоло Яньери – La Gazzetta dello Sport): Льюис, вы были удивлены, когда ни Фернандо ни Себастьян не поехали на пит-стоп сразу за вами? И теперь вы лидируете в чемпионате: видимо, это можно считать хорошим бонусом, когда сезон складывается совершенно безумным образом?
Льюис Хэмилтон: Конечно. Как я говорил перед гонкой, если бы пришлось финишировать на том же месте, с которого стартовал, я уже был бы счастлив, а все, что выше – это бонус.

Когда я провел первый пит-стоп, а Фернандо оказался впереди меня, и мне пришлось его обгонять, то я быстро отрывался, и было ощущение, что они определенно собираются ограничиться одним пит-стопом. Я сказал об этом команде, там со мной согласились, поэтому мне нужно было создать достаточный отрыв, и я пытался его удержать.

В какой-то момент Фернандо начал показывать очень быстрые круги, но потом снова замедлился, ведь ему приходилось ехать такой длинный отрезок. Думаю, сегодня я выжал из машины все. Не думаю, что мы могли бы проехать гонку с одним пит-стопом. Стратеги McLaren отлично поработали.

Вопрос (Билл Бэкон – Canadian Press): Льюис, после Михаэля Шумахера и Нельсона Пике вы третий гонщик, которому удалось выиграть здесь три раза. У этой трассы какие-то особенности, которые вам подходят?
Льюис Хэмилтон: Она похожа на трассу для картинга, не правда ли? Это очень весело, атаковать поребрики, когда машина настроена на низкую прижимную силу и сцепление с трассой преимущественно механическое, совсем как на карте. Погода, город, болельщики – все здесь совершенно невероятное, таких мест совсем немного в календаре чемпионата. Я всегда говорил, что Монако – это совершенно уникальная гонка, ведь там всегда так много публики. Возможно, Канада значит для меня даже больше. Конечно, отдельно надо упомянуть Сильверстоун, мой домашний Гран При. Сегодня было столько флагов Великобритании и Гренады, столько людей было в наших кепках и футболках – поддержка была просто феноменальной, и я хочу посвятить победу всем болельщикам.

Вопрос (Жюльен Фебро – L’Equipe): Роман, как вы считаете, как долго ждать вашей первой победы, и сильно ли вы отстаете от лидеров?
Роман Грожан: Не так уж сильно. Нам надо лучше проводить квалификации, сейчас это не самая сильная наша сторона, но мы работаем над этим. В пятницу и в субботу было довольно сложно, но мы намного лучше разобрались в машине, и полученный опыт пригодится в будущих гонках. Никогда не знаешь наперед. Возможно, в конце гонки Льюис немного сбавил темп, а мы нет, но при этом старались не допускать ошибок.

Честно говоря, когда я ехал 5-м или 4-м, я думал, что это неплохой результат, учитывая старт с 7-й позиции. Но у Фернандо были проблемы, и я смог его опередить, а потом даже попробовал догнать Льюиса, но ведь никогда не знаешь, что может случиться. Гонка была непростой, машина и резина работали с предельными нагрузками. Когда ты проводишь пит-стоп через 20 с чем-то кругов после старта, а в гонке 70 кругов, то оставшуюся часть дистанции надо проехать на одном комплекте резины, и никогда не знаешь, когда шины начнут терять скорость, поэтому приходится быть осторожным.

Вопрос (Рэнди Филлипс – Montreal Gazzette): Льюис, когда вы обгоняли Алонсо в зоне DRS, было похоже, что перед этим вы отыграли пару десятых. Можете сказать, насколько сильно, по-вашему, на тот момент были изношены его шины?
Льюис Хэмилтон: Было похоже, что Фернандо и Себастьян боролись с избыточной поворачиваемостью, и у них были серьезные проблемы. Моя же машина на свежей резине настолько лучше держала трассу при разгонах, что я ехал почти на две секунды быстрее. Должно быть, Алонсо стер шины почти до предела.

Вопрос (Паоло Яньери –La Gazzetta dello Sport): Льюис, вчера после квалификации вы были рады второму результату, и, глядя на Себастьяна и Фернандо, не были уверены, что сможете добиться успеха. Что изменилось со вчерашнего дня? Кстати, на этой трассе McLaren всегда выступали хорошо, одержав пять побед в семи последних гонках.
Льюис Хэмилтон: Да, вчера я был очень осторожен в прогнозах. Понимаете, мы не привезли никаких новинок, а в Red Bull и Ferrari постоянно модернизируют свои машины. В квалификации они были так же быстры, как и мы, но, возможно, в ходе гонки им удается беречь шины лучше, чем нам. Возможно, дело в этом. Очевидно, они могли позволить себе один пит-стоп.

Если бы я провел лишь один пит-стоп, то наверняка откатился бы еще дальше назад, чем они, и здесь нам еще есть над чем поработать. Наверняка, сезон и дальше будет развиваться по такому же сценарию, и еще не раз придется выбирать тактики одного или двух пит-стопов. Если нам удастся подтянуться в этом вопросе, это даст заметное преимущество. Повторюсь, когда я понял, что могу ехать в темпе Себастьяна и сохранять отрыв от Фернандо, я подумал: отлично, мы можем побороться, ведь у нас есть шанс выиграть гонку.

Вопрос (Ванесса Руис – ESPN Radio): Льюис, вчера на пресс-конференции вы были вместе с Алонсо и Феттелем, и вас спрашивали о нормальности ситуации в Формуле 1, потому что перед нами сидели представители McLaren, Ferrari и Red Bull. Но сегодня мы видим на подиуме гонщиков Lotus и Sauber. Вопрос ко всем троим. Наступит ли в этом сезоне момент, когда Формула 1 вернется в так называемую «нормальную колею»? И что, собственно, можно считать нормальным для Формулы 1 образца 2012 года?
Льюис Хэмилтон: Думаю, вся эта чехарда – это нормально. В 2012-м году она будет нормой. У меня такое ощущение, но у вас может быть свое мнение. Мы все еще пытаемся разобраться с этими шинами. Иногда они перегреваются, иногда наоборот, мы недостаточно их прогреваем. Мы не понимаем, почему иногда Lotus или Mercedes едут быстрее нас, а в следующей гонке мы быстрее их. Но, думаю, что это здорово для Формулы 1, здорово для зрителей. Сегодня было много обгонов, ситуация постоянно менялась, в итоге у нас уже семь разных победителей в семи гонках – не припомню другого такого случая. Надеюсь, восьмого победителя не будет…

Серхио Перес:
А я надеюсь, что будет.

Льюис Хэмилтон: А я, что нет! Надеюсь, мы остановимся на цифре семь!

Роман Грожан: Думаю, это всем интересно. Кто станет возражать, если за победы будут бороться разные гонщики на разных машинах?

Вопрос (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo): Льюис, ситуация в чемпионате обострилась. Вас и Марка Уэббера, который занимает четвертую позицию, разделяют всего семь очков. Значит ли это, что вы планируете и дальше бороться за победы, чтобы оставаться впереди? Или вы считаете, что лучше не рисковать, а стабильно собирать вторые-третьи места? Будете ли вы менять свой подход к гонкам из-за того, что лидируете в чемпионате?
Льюис Хэмилтон: Я не собираюсь менять свой подход к гонкам и считаю, что до сих пор он себя оправдывал. Возможно, чтобы сегодня догнать двух соперников, меня опережавших, пришлось больше ехать на пределе, вероятно, немного больше рисковать, но в этом сезоне важнее всего добиться стабильности. Результаты невероятно плотные. Мы победили, получили 25 очков, и я лишь на два очка опережаю ближайшего преследователя: отрывы минимальные, и, по-моему, так будет в течение всего года. Это лишний раз подтверждает, насколько важна стабильность.

Другие новости