Гран При Канады: Пресс-конференция в субботу

Субботняя пресс-конференция в Монреале

Участники: Себастьян Феттель (Red Bull), Льюис Хэмилтон (McLaren), Фернандо Алонсо (Ferrari).

Телевизионная часть

Вопрос: Себастьян, в этом году поул обычно выигрывается с разницей в несколько сотых секунды, а сегодня вы победили с разницей почти в четверть секунды. Что изменилось?
Себастьян Феттель: Ну, трудно сказать. Если честно, пока уик-энд складывается здорово. Вчера все прошло очень гладко, с машиной не было никаких проблем. Думаю, нам пошли впрок некоторые уроки, прежде всего, полученные в двух последних гонках, когда мы были быстры в воскресенье, но не смогли выжать максимум из машины в субботу в квалификации. Мы верили в свою машину, смогли учесть изменение состояния трассы, постарались учесть погодные условия, так что я доволен квалификацией – причем, в каждой из трех сессий мне удавалось ехать все быстрее.

Если честно, поначалу задача выглядела довольно сложной – я понимал, что борьба будет идти за десятые доли секунды. Но потом оказалось, что мы можем добиться более заметного отрыва от соперников, и это хорошо. Тем не менее, все наше преимущество над Льюисом – это восемь метров на стартовом поле. Но мы показали хорошую скорость в квалификации, у нас отличная машина, и я готовлюсь к завтрашней гонке. Полагаю, она будет интересной.

Вопрос: Льюис, переходим к вам. Вчера вы были очень быстры весь день, но насколько сегодня сказалось на балансе машины изменение погодных условий?
Льюис Хэмилтон: Сегодня всё складывалось несколько сложнее. Возникли серьёзные проблемы в работе с шинами во время третьей тренировки и в квалификации: было сложно добиться их прогрева до нужной температуры. К счастью, у меня оставался один комплект Supersoft для финальной сессии. Я доволен результатом и очень удивлён, что мы пробились в первый ряд. Безусловно, завтра, стартуя с этой позиции, я постараюсь сделать всё, что в моих силах.

Вопрос: Фернандо, вы получили несколько серьезных технических новинок, и, похоже, они вам помогли?
Фернандо Алонсо: Да, вчера, когда мы их испытывали, машина вела себя довольно хорошо, улучшился баланс и сцепление с трассой, и у меня и у Фелипе. Это большой шаг вперед. Конечно, на этом нельзя останавливаться, ведь соперники тоже не стоят на месте, но пока мы очень довольны работой, проделанной на базе команды, и благодарны нашим парням за это.

Вопрос: Себастьян, недавно днище вашей машины было объявлено нелегальным, в этот уикенд запретили использовать колеса, разработанные Red Bull, но вы все равно на поуле. Как вам это удается?
Себастьян Феттель: Думаю, дело ведь не только в отверстиях в днище. Впрочем, если вы читаете газеты, у вас может сложиться такое впечатление. Конечно, жаль, что ситуация изменилась, и то, что считалось легальным, было объявлено нелегальным, но мы никогда не боялись, что все это сильно скажется на результатах. Сегодняшняя квалификация прошла удачно, и я получил удовольствие…

Думаю, машина – это единая система, и дело тут не в отверстиях в днище, это комбинация всех ее частей, вместе взятых. Мы не опасались, что это заметно повлияет на скорость. Эта трасса очень специфична. Как уже сказал Льюис, очень сложно добиться эффективной работы шин, здесь не так много поворотов, и, поскольку шины не «долгоиграющие», прогревать их будет непросто. Но, как я уже сказал, очень важно, что мы усвоили опыт предыдущих гонок, особенно двух последних Гран При. Сегодня было весело, и я получил удовольствие, хотя этих отверстий на машине уже нет.

Пресс-конференция

Вопрос: Себастьян, добавила ли вам уверенности победа вашей команды в Монако? Чувствуете ли вы, что сделан шаг вперед?
Себастьян Феттель: Мы изменили машину, нам пришлось закрыть эти отверстия, но, похоже, все отлично работает и без них. График был жесткий, и у нас было не так много времени, чтобы отреагировать (на требования FIA).

Мы видели, что другие команды сделали заметный шаг вперед, например, Ferrari. Но мы не привезли существенных новинок. В Red Bull всегда напряженно трудятся, чтобы улучшить машину, но, думаю, важно, что в пятницу наша подготовка прошла гладко. Важно, что мы сосредоточились только на решении своих задач. В квалификации старались добиться максимального результата в каждой попытке, и, похоже, постепенно добивались улучшений, все больше отрываясь от соперников, что нас несколько удивило. Готовясь к квалификации, я думал, что результаты будут очень плотными. На этой трассе сложно добиться заметного преимущества, так что я очень доволен.

Вопрос: Завтра первые девять машин будут стартовать на Supersoft. И лишь прошлогодний победитель – на Soft. Насколько важно начинать гонку на Supersoft, как вы считаете?
Себастьян Феттель: Думаю, в Монако мы убедились, что эти шины работают довольно хорошо. Полагаю, мы могли это наблюдать и вчера. Не знаю, на какой позиции оказался Дженсон... десятый, значит, возможны варианты. Это может сработать, но все будет зависеть от многих факторов – как пойдет гонка, где будут соперники, от их тактики, когда они будут проводить пит-стопы, и т.д.

Два года назад мы здесь стартовали с очень хорошей позиции на более жестких шинах, и это не сработало. Все может сложиться как в твою пользу, так и против тебя. В квалификации ты стараешься завоевать поул, сегодня мы этого добились, и я доволен. Что касается завтрашней гонки, думаю, она обещает быть интересной. Но на этой трассе сложно будет беречь шины. Мы в этом убедились, и хотя в прошлом году такой проблемы не было, но два года назад с этим пришлось столкнуться. В общем, нас ждет хорошая гонка, и я готов к старту.

Вопрос: Завтра вы стартуете с поула: нет ощущения, что на этой трассе вам пока не удавалось довести дело до конца?
Себастьян Феттель: Вообще-то нет. Я понимаю, что вы вспоминаете прошлогоднюю гонку, ее последний круг. Конечно, тогда мне было немного обидно, ведь победа была так близка. Но в конце такой трудной гонки легко ошибиться. Команда не допустила ошибок, в отличие от меня: это произошло за полкруга до финиша, и стоило нам победы. Но сейчас 2012-й год, да и 2011-й мы провели неплохо, так что все в порядке. Конечно, было бы хорошо победить. Это славная трасса, здесь замечательная атмосфера, всегда много зрителей. Приятно было бы выиграть гонку.

Вопрос: Льюис, вы на этой трассе всегда показываете потрясающие результаты, и вот вы снова в первом ряду. Интересно, что гонщики McLaren выбрали разные шины, два разных варианта тактики. Также мы видели, что вы выехали в первой квалификационной сессии на Supersoft, что бывает нечасто. У вас остаются вопросы, связанные с износом резины в завтрашней гонке?
Льюис Хэмилтон: Нет, дело не в разной тактике, а в том, что в ходе квалификации у нас были сложности. Вчера мы показали отличную скорость в более прохладных условиях, а сегодня потеплело, и мы намучились с шинами. Был момент, когда я уже не надеялся показать столь хороший результат. А у Дженсона уже просто не осталось шин на третью сессию. Мне же повезло: я смог проехать хороший круг во второй сессии, а это означало, что у меня оставался еще один комплект Supersoft. В противном случае, я, вероятно, был бы далеко позади.

Вопрос: Учитывая сегодняшние проблемы с шинами, как вы собираетесь выстраивать гонку?
Льюис Хэмилтон: Не знаю. Мне повезло, я стартую с хорошей позиции, а вчера, когда мы проводили длинные серии кругов, все было в порядке. Но сегодня потеплело, многое изменилось, так что нам придется сложнее. Но мы должны сделать все, что в наших силах и постараться добиться максимального результата. У нас есть шансы провести хорошую гонку и набрать много очков, и я собираюсь это сделать.

Вопрос: Вы один из тех, кто еще не побеждал в этом сезоне, и, тем не менее, вы собираетесь просто заработать очки?
Льюис Хэмилтон: Да, пока планы такие. Конечно, хочется выиграть гонку, но эти ребята феноменально быстры, и я не уверен, хватит ли нам скорости. Но подождем до завтра и посмотрим.

Вопрос: Фернандо, вы повторили свой лучший квалификационный результат этого сезона, показанный в Испании, и на вашей машине появилось немало новинок. Вы выглядели очень хорошо, но не улучшили время в последней попытке, что произошло?
Фернандо Алонсо: Ничего особенного. Здесь непросто улучшить результат. На этой трассе всего пять или шесть поворотов, в каждом из которых можно отыграть или потерять пару миллисекунд. Я проехал круги примерно с одинаковым временем, на втором немного отыграл на первом секторе, потом немного потерял на последнем. Но в целом наш предел был в районе 14,1. Так что я доволен машиной, уикенд складывается хорошо. Все новые детали работают так, как мы и рассчитывали.

Мы с Фелипе сразу почувствовали положительный эффект, машина хорошо держит трассу. Как вы и сказали, пока это мой лучший результат в квалификации. Мы повторили то, чего добились в Барселоне, где заработали очень важный подиум. В Монако, на совершенно другой трассе, у нас снова была конкурентоспособная машина, и мы вновь поднялись на подиум. Здесь трасса совсем другая, с длинными прямыми и шиканами, но мы вновь конкурентоспособны, и это хороший знак. Команда работает слаженно, и все технические новинки действительно оказались эффективными.

Вопрос: Словом, можно рассчитывать на победу?
Фернандо Алонсо: Никогда не знаешь наперед. В этом году очень сложно предсказывать итог гонки. То, что мы планируем в субботу, обычно не имеет ничего общего с тем, что происходит в воскресенье. В общем, посмотрим. Соглашусь с Льюисом – здесь приятно побеждать, эта трасса исторически связана с Ferrari, здесь очень много наших болельщиков. К тому же, годовщина Жиля Вильнева, его не стало 30 лет назад. Поэтому было бы неплохо добиться хорошего результата. Но мы знаем, что есть, по крайней мере, два гонщика, которые оказались быстрее нас, и чтобы победить, завтра придется как следует поработать.

Вопросы с мест

Вопрос (Паоло Яньери – La Gazzetta dello Sport): Себастьян, вы говорите, что теперь лучше понимаете машину, что все складывается удачно, и вы удивлены столь явным преимуществом. Значит ли это, что теперь вы чувствуете себя более уверенно, что выходите на прошлогодний уровень, или ситуация остается непредсказуемой?
Себастьян Феттель: Нельзя сказать, что мы внесли какие-то серьезные изменения или полностью поменяли подход. Думаю, мы смогли извлечь уроки из прошлых ошибок, допущенных в двух предыдущих гонках. Мы тогда не очень хорошо выступили в квалификациях, и, глядя на все стартовое поле, мы видим, что в этом году оно очень изменилось. Допустив совсем небольшую ошибку, например, не добившись максимально эффективной работы шин, ты оказываешься далеко позади. Это происходит, во-первых, потому, что ты сам теряешь много времени, а во-вторых, потому, что теряешь не одну позицию, как раньше, а десять... Например, если ты не смог стать третьим, то становишься не четвертым, а тринадцатым, и гонка складывается для тебя уже совсем по-другому. Думаю, причина в этом.

Вопрос (Адриан Хубер – Agencia EFE): Фернандо, довольны ли вы шестым местом Фелипе Массы? И второй вопрос: поскольку вы трое занимаете по итогам квалификации три первых места, значит ли это, что чемпионат входит в привычное русло?

Фернандо Алонсо: Конечно, я очень рад за Фелипе. Команда и я, мы все его поддерживаем, начало года сложилось для него не очень хорошо, машина была не самой легкой в управлении, часто ему не везло, но теперь, начиная с Барселоны, он отлично работает. И в Монако, и здесь он был быстр в течение всего уикенда, я считаю, что он восстановил нормальную форму, и так будет до конца чемпионата. Первые четыре гонки были странными, ненормальными. Посмотрим.

Как мы уже говорили в четверг, чемпионат выглядит немного странным и непредсказуемым, в каждой гонке новый победитель и разные машины показывают разную скорость от гонки к гонке. Но взгляните на турнирную таблицу: в группе лидеров Red Bull, McLaren, Ferrari и Lotus. Одно дело – отдельно взятая гонка, но по итогам шести гонок расстановка сил не сильно отличается от того, что мы видели в предыдущие два-три года.

Вопрос (Джефф Паппоне – The Globe and Mail): Льюис уже говорил, что как только становится теплее, у него начинаются проблемы. Завтра ожидается теплый день, и, очевидно, вы многому научились в пятницу и сегодня, но что из этого не пригодится, а что следует учесть при выборе тактики гонки? И что вам придется изменить в машине, чтобы сохранить скорость?
Себастьян Феттель: Как я уже говорил, будет трудно беречь шины, чтобы продержаться определенное количество кругов, но, судя по итогам пятницы и субботы, нам уже проще этого добиться, это шаг вперед. Завтра будет немного теплее... судя по началу сезона, в прохладную погоду у нас больше проблем, а чем теплее, тем для нас лучше. Надеюсь, если завтра будет тепло, эта тенденция продолжится. В воскресенье может случиться, что угодно, поэтому мы должны быть готовы ко всему: в этом и состоит наша тактика. Конечно, можно составить некий план... но в этом году мы уже много раз видели, ситуация может быстро измениться, поэтому реагировать надо на ходу.

Вопрос (Ливио Ориккио – O Estado de Sao Paulo): Себастьян, вы стартуете с поула, и вы сказали, что немного удивлены своим преимуществом. Насколько я помню, вчера вы проехали на Supersoft 18 кругов, когда трасса была еще грязной и “необрезиненной”. Мне кажется, вы находитесь в выгодном положении: старт с поула на быстрой машине, которая отлично ведет себя на этих шинах.
Себастьян Феттель: Посмотрим. Очевидно, очень важно хорошо стартовать. Думаю, когда едешь впереди, это сильно облегчает тебе жизнь, так что главное – защитить свою позицию, а там будет видно. Как я уже говорил, гонка длинная, и сначала асфальт еще не будет покрыт слоем отработанной резины. Здесь всегда сложно на первых кругах. Это безумная трасса, и в прошлом здесь проходили безумные гонки, высока вероятность появления сейфти-кара, и т.д. Все это надо учитывать при выборе тактики. Иногда это помогает, иногда работает против тебя. Никогда не знаешь наперед. Как я сказал, мы должны сосредоточиться на собственных задачах и постараться сделать все, что в наших силах, чисто провести пит-стопы и проехать гонку настолько быстро, насколько возможно.

Вопрос (Рэнди Филлипс – Montreal Gazette): Льюис, в 2010-м вы победили здесь, используя тактику двух пит-стопов. Учитывая все условия, шины, и прочие факторы, как вы считаете, сколько пит-стопов будет в завтрашней гонке: три-четыре?
Льюис Хэмилтон: Безусловно, пит-стопов будет больше, чем в прошлом году, возможно два или три. Впрочем, вчера мы видели довольно длинные серии кругов, так что возможна и тактика одного пит-стопа. Возможно, учитывая высокую вероятность появления автомобиля безопасности, кто-то захочет один раз менять резину, а кто-то два, трудно сказать. К тому же, многое зависит от температуры и от того, сколько продержатся шины. Вчера их хватало надолго, но сегодня ситуация может быть иной, а завтра – тем более. Надеюсь, мы избежим проблем, но подождем и посмотрим, как все будет складываться.

Вопрос (Минеоки Ионея – La Vie Creative): Вопрос всем троим – скажите пару слов о своих шлемах, как вы выбирали цветовую схему, и что это для вас означает?
Себастьян Феттель: Я много раз менял дизайн шлема. Рассказ займет столько времени, а через 15 минут начинается футбольный матч, играет Германия. Если я подробно начну отвечать на ваш вопрос, мы здесь просидим до ночи. У меня было очень много разных шлемов, я люблю менять дизайн. Тот, что у меня сейчас, мне нравится, поэтому я его и ношу.

Льюис Хэмилтон: По-моему, сегодня это его самый лучший и самый короткий ответ! Я скажу то же самое. Я много раз рассказывал о своем шлеме, давайте не будем повторяться. Я считаю, что он отражает мою суть.

Фернандо Алонсо: Думаю, раз Себ так торопится, я тоже не буду занимать вас долгими рассказами, начиная с тех времен, когда я занимался картингом... Я меняю шлем каждый год, вношу небольшие изменения, но одно остается неизменным – голубой цвет моей родной области, Астурии. Обязательно где-нибудь присутствует испанский флаг. А остальные детали мы пропустим ради того, кто завоевал поул.

Вопрос (Кейт Уокер – Girl Racer): Себастьян, вы очень ярко продемонстрировали: что бы ни говорила FIA о технических параметрах вашей машины, это не влияет на скорость. Но если говорить о психологической стороне: все это только мотивирует вас доказывать FIA, что скорость не зависит от их решений, или, все же, это вас расстраивает?
Себастьян Феттель: Прежде всего, нужно понимать, что мы использовали это отверстие, потому что считали, что оно давало эффект в сочетании с всеми остальными элементами машины. Потом отверстие было запрещено, потом снова разрешено, теперь снова запрещено, а, возможно, на следующей неделе снова будет разрешено. У нас в гараже есть запчасти на все случаи! Никакой дополнительной мотивации в этом нет. Мы в любом случае пытаемся выжать из машины максимум. В этом году очень плотные результаты, и только от нас самих зависит, можем ли мы добиться максимально эффективной работы машины. Иногда этого достаточно для старта с первого ряда, как сегодня, иногда недостаточно, но мы все равно должны стараться, чтобы не отстать.

Вопрос (Андреа Кремонези – La Gazzetta dello Sport): Фернандо, вы с механиками уже обмениваетесь какими-нибудь шутками по поводу завтрашнего матча? (Чемпионат Европы, матч Испания – Италия)

Фернандо Алонсо: Еще нет, но если Испания выиграет, боюсь, на пит-стопе их не дождешься!

Читайте ещё