Гран При Канады: Пресс-конференция в пятницу

Участники: Эндрю Грин (Force India), Антонио Кукерелла (HRT), Грэм Лоудон (Marussia), Джонатан Нил (McLaren), Марк Гиллан (Williams).

Вопрос: Антонио, сегодня на пит-лейн произошел инцидент между одним из ваших механиков и Педро де ла Росой. Просто чтобы не было никаких недоразумений и кривотолков, расскажите о состоянии механика?
Антонио Кукерелла: К счастью, с ним все в порядке. У него лишь пара синяков и опухшее колено. Со стороны это выглядело хуже, но, к счастью, сегодня вечером он уже вернется из больницы. Его осмотрели и не обнаружили ничего серьезного. Нога немного поболит и перестанет, он вернется к работе.

Вопрос: Кости не сломаны?
Антонио Кукерелла: Нет-нет.

Вопрос: Эндрю, ваши гонщики ждут технических новинок, по крайней мере, так нам вчера сказал Пол ди Реста. Как обстоят дела с этим? Вы сможете обеспечить их разработку?
Эндрю Грин: Мы собираемся придерживаться того же плана, что и в прошлом году, то есть поставлять новинки на каждую гонку сезона, как и большинство команд. Да, мы сделаем все, что в наших силах. Что-то мы привезли сюда, будут новинки в Валенсии, еще больше их будет в Сильверстоуне. Таков план, мы не собираемся расслабляться. Результаты настолько плотные, что доли секунды могут означать несколько мест на стартовом поле. Сейчас сложно, как никогда. И на базе команды идет более интенсивная работа, чем раньше.

Вопрос: Гонщики Force India неплохо выступили в Монако, хорошо смотрелись и сегодня. Насколько эффективно они взаимодействуют друг с другом, и хорошо ли, когда в команде два конкурентоспособных пилота, которые подстегивают друг друга?
Эндрю Грин: Это очень важно. Важно, что они являются командными игроками. Пол ди Реста и Нико Хюлкенберг понимают, что должны вести команду вперед, и они не просто отдельные личности: они работают вместе как одна команда. Это у них хорошо получается, и здорово, что, конкурируя, гонщики мотивируют друг друга. Это очень талантливые профессионалы, и им нравится их работа.

Вопрос: Антонио, команда HRT уже больше месяца назад переехала на новую базу: вы уже почувствовали плюсы?
Антонио Кукерелла: Конечно. Теперь мы все работаем вместе под одной крышей, и это для нас серьезный шаг вперед. Завод обустроен намного лучше: здесь мы намного эффективнее трудимся и лучше общаемся. Разработка, производство и сборка шасси, маркетинг, финансы – все отделы находятся вместе. Такой подход был привычным для всех кроме HRT, так что это прогресс.

Вопрос: Думаю, вряд ли всё уже полностью отлажено: как бы вы оценили в процентах, в какой мере вы близки к тому, на что рассчитывали?
Антонио Кукерелла: Пока не укомплектован штат двух больших отделов, вы наверняка видели многочисленные объявления о том, что нам нужны специалисты. Так что я бы говорил о 60%. Надеюсь, к концу года цифра вырастет до 90%.

Вопрос: Грэм, вы ведь тоже переехали. Ощущаете разницу?
Грэм Лоудон: Разница большая. За три года в Формуле 1 команда второй раз поменяла место расположения базы. Думаю, главное, что это дает, и это уже было сказано – упрощение общения, что действительно идет на пользу делу. Поэтому мы довольны.

Вопрос: В понедельник вы собираетесь на форум болельщиков в Нью-Йорк. Что вы думаете об этом?
Грэм Лоудон: Думаю, что выражу мнение всех команд. Являясь гоночными командами, мы при этом еще и занимаемся производством, мы участники глобального рынка и не можем игнорировать Северную Америку. Никакая компания с глобальными запросами не может игнорировать такой большой рынок. Формула 1 уже несколько лет назад покинула Северную Америку, хотя это очень важный рынок. Но мы знаем, как велика здесь поддержка болельщиков. Они хотят быть ближе к командам, лучше понимать, что происходит, и хорошо, что мы можем предоставить им возможность пообщаться с нашими гонщиками, и таким образом настроить обратную связь. Как я уже сказал, это очень важный рынок со своей историей и традициями, и мы также изучаем возможность организации производства здесь, в Северной Америке, поэтому постараемся устроить для болельщиков настоящее шоу.

Вопрос: Джонатан, сегодня Дженсон провел очень много времени в боксах. Что случилось?
Джонатан Нил: Сегодня был сложный день. Утром на машине Дженсона была выявлена утечка масла, оно протекало на сцепление, и мы решили, что сможем это исправить. Утечка была в коробке передач. Механики отлично поработали, перебрав коробку, но как только машину завели, возникла новая проблема.

К сожалению, пришлось заменить коробку передач, а вместе с ней и всю заднюю часть машины. Поэтому мы не смогли проехать запланированное количество кругов. Но я хотел бы снять шляпу перед механиками, перед всеми, кто помогал... Даже механики Льюиса, выпустив его машину на трассу, пришли на помощь, и это просто здорово. С другой стороны, для Льюиса день сложился удачно. Мы знаем, что машина быстра, и сегодня отработала отлично, но сегодня – это сегодня, и, видя, что происходит вокруг, не всегда можно быть уверенным в том, что нам приготовит завтрашний день.

Но мы здесь для того, чтобы бороться, поэтому очень важно было выпустить Дженсона на трассу. Вы видели, что с каждым сектором он ехал все быстрее. На этой трассе очень важна уверенность в своих силах и в машине. Сегодня нескольким гонщикам не удалось избежать контактов с отбойниками, ведь здесь, чтобы быть быстрым, надо пилотировать на грани.

Вопрос: Насколько вас беспокоит, что гонщики не показывают привычных результатов: у Льюиса много побед, но в этом году он не одержал ни одной, а несколько последних гонок Дженсона... не знаю, возможно, вы назовете это стечением обстоятельств или вроде того. Как вы собираетесь вернуться к прежнему уровню результатов?
Джонатан Нил: Думаю, постепенно мы сможем добиться роста результов. Вы правы, в последних гонках команда выступала нестабильно, было несколько сбоев в работе, которые, я надеюсь, уже остались в прошлом. У нас два сильных гонщика. В Испании Льюис завоевал поул, опередив остальных больше чем на полсекунды, хотя это очень сложная трасса, коллеги могут подтвердить. Мы знаем, что у нас быстрая машина, но в этом сезоне очень высока конкуренция. После шести гонок у нас шесть разных победителей из пяти разных команд. Как я уже говорил на днях, это здорово для болельщиков, но команды работают крайне напряженно, потому что стараются добиться стабильности. Стабильность – это самое главное.

Вопрос: Марк, после победы в Испании, как вы считаете, чего Williams могла, или должна была добиться в Монако?
Марк Гиллан: Конечно, после победы в Барселоне мы были настроены на высокие места. Приехав в Монако, мы ожидали большего, и машина позволяла бороться за 4-е или 5-е место. Конечно, мы были расстроены – по разным причинам тот уикенд для нас не сложился, и, я считаю, что команда могла бы сработать лучше. Постараемся исправиться сейчас.

Вопрос: Как повлияло на Williams возвращение к моторам Renault?
Марк Гиллан: Эффект огромный. Эта компания производит отличные моторы, и мы быстро наладили сотрудничество. Партнерство развивается очень эффективно, и все складывается удачно.

Вопросы с мест

Вопрос (Себастьян Темплиер – La Presse): Марк Гиллан, сегодня вы испытывали новое заднее антикрыло. Чем оно отличается от прежнего? Машина стала лучше?
Марк Гиллан: Мы привезли в Монреаль новое заднее антикрыло. Сегодня утром испытали его на машине Пастора Мальдонадо, а после обеда на обеих машинах, и все прошло хорошо.

Вопрос (Бен Эдвардс – BBC Sport): Ко всем вопрос о шинах. В этом сезоне очень много разговоров о шинах, а как много информации вы смогли получить о них в первых шести гонках? И, располагая этими данными, насколько лучше вы представляете, как работать с этой резиной в различных условиях? Полагаю, что кроме людей, которые интуитивно пытаются подобрать нужные настройки, над этим также трудятся и мощные компьютеры?
Джонатан Нил: Достаточно ли данных мы собрали? Да, можете представить себе, какие это объемы. Если же говорить о выводах, которые мы сделали, то это вопрос непростой. Взаимодействие таких факторов, как температура трассы, динамика машины, стиль пилотирования, возможности машины...

Вы видите, что на разных трассах одним гонщикам удавалось быстро прогревать шины, другим требовалось на это больше времени. Мы все здесь гонимся за одним и тем же: каждая команда стремится стать первой, кто сможет добиться стабильной и эффективной работы резины. В некоторых случаях мы могли наблюдать – в особенности на примере Дженсона – что в пятницу машина вела себя идеально, но в субботу ситуация менялась, поскольку мы упускали какие-то неуловимые моменты. Эти шины требуют более тонкой настройки, чем те, с которыми мы работали раньше. Я не готов сказать, что мы полностью разобрались в их особенностях. Но мы напряженно трудимся, и, думаю, уже многое понимаем, но это непростое дело.

Марк Гиллан: Соглашусь с Джонатаном. Это очень сложная проблема и она взаимосвязана с динамикой всей машины, с ее аэродинамикой, индивидуальным стилем пилотирования. Безусловно, гонщик – важнейший фактор, от которого зависит работа резины. Найти оптимальный подход к шинам – ключевой момент сезона, и речь идет не только о длинных сериях кругов, но и о квалификациях, потому что добиться хорошей стартовой позиции тоже стало труднее.

В этом году крайне важно наладить работу с шинами в ходе всего уикенда, наладить взаимосвязь между гонщиком, машиной, и пониманием всех нюансов, связанных с резиной. Поэтому все команды прилагают максимум усилий, чтобы этого добиться.

Эндрю Грин: Согласен с коллегами. Добавлю только, что как только тебе кажется, что ты разобрался с шинами, они тут же ведут себя совершенно иначе.

Антонио Кукерелла: Думаю, кроме технической стороны дела, это хорошо для шоу – в одних условиях какие-то команды могут угадать с шинами и добиться успеха, а в других условиях могут угадать другие, и это добавляет зрелищности. Конечно, мы все хотим одинаково хорошо разбираться во всех нюансах, но опыт показывает, что это невозможно.

Грэм Лоудон: Шины действительно создают нам много проблем, но в этом очарование Формулы 1. Это командная игра. Гонщики – главные действующие лица, но команда состоит не только из них. Кроме накопленных данных необходимы технические знания, и, как уже говорилось, интуиция. Вы можете тонуть в море информации, но все равно не понимать, что происходит. У всех команд одна и та же проблема, но таков наш спорт: тот, кто с ней справится при помощи имеющихся ресурсов, в воскресенье добьется успеха.

Вопрос (Джефф Паппоне – The Globe and Mail): Продолжая шинную тему: верно ли я понимаю, что когда-нибудь посреди сезона наступит такой момент, когда вы, наконец, разберетесь с шинами, и все снова встанет на свои места как раньше, или наоборот, это будет продолжаться весь год?
Грэм Лоудон: План именно такой. Конечно, любой из нас – Марк, Грэм, остальные – каждый из нас хотел бы первым во всем разобраться и получить преимущество над остальными. Не думаю, что все решится само собой, все-таки в Формуле 1 побеждает сильнейший. Все победы этого сезона полностью заслужены. Ребята из Williams отлично поработали и добились победы, остальные команды тоже. Но я не думаю, что однажды вдруг все прояснится и станет легко и понятно, ведь по сути проблема, которую мы пытаемся решить, связана не только с шинами: на самом деле это вопрос взаимовлияния резины, машины, аэродинамики, трассы, температуры и гонщика. По-моему, это и делает гонки интересными, и думаю, что так будет продолжаться весь год. Как бы ни хотелось разобраться во всем уже завтра, вряд ли это получится.

Марк Гиллан: Я бы хотел добавить, что проблема невероятно сложна. Шины отличаются нелинейными характеристиками, и когда мы приезжаем на очередную трассу и даже используем такие же составы, важно ничего заранее не предполагать, а просто аккуратно собирать всю возможную информацию, поэтому тренировки в пятницу становятся очень важным этапом анализа данных.

Эндрю Грин: Думаю, мы все пытаемся решить одну и ту же проблему, и, возможно, все придем к одному и тому же решению.

Вопрос (Ян Паркс – Association Press): Джонатан, вы рассказывали о проблемах с машиной Дженсона. Однако Гэри Андерсон, технический эксперт BBC, сказал, что не дело для чемпионской команды тратить четыре часа на починку коробки передач. Что бы вы ему ответили?
Джонатан Нил: Ну, у него есть право на собственное мнение. По-моему, чтобы судить о проблеме, неплохо бы иметь больше информации. И все-таки он прав. Подобные вещи не должны происходить, но машины Формулы 1 изначально создаются для того, чтобы работать на пределе. Мы выжимаем из них максимум, именно поэтому результаты такие плотные. Иногда случаются технические неполадки. В данном случае проблема была непростой, и я не думаю, что, ликвидируя утечку масла, мы что-то упустили, и из-за этого затем нам пришлось решать еще одну проблему. Но у Андерсена есть право на свою точку зрения.

Читайте ещё