Гран При Франции: Превью этапа от F1News

Ирландский связной

Хотя организаторы городской гонки в По и пытаются оспорить этот факт, именно Гран При французского автоклуба стал первым в мировой истории соревнованием, носящим это звучное имя – Большой Приз. Впервые он был разыгран в 1906 году на 100-километровом «треугольнике», образованном обычными дорогами в окрестностях Ле-Мана, и с тех пор эта гонка проходит регулярно, переезжая с одной трассы на другую и делая паузы лишь по случаю мировых войн и иных серьезных трагедий.

С начала 90-х национальный этап прописался в Маньи-Кур. Эту трассу строили, пытаясь взять все лучшее, накопленное в области гоночной архитектуры. Говоря проще – собрали вместе самые интересные виражи с автодромов всего мира и попробовали создать из них «кольцо мечты». Нельзя сказать, что идея провалилась, но результат получился весьма заурядным, хотя и не без пары интересных участков. Кроме того, гонки здесь традиционно проходили в середине лета, и сухая погода вовсе не способствовала повышению зрелищности.

Маньи-Кур'99

Но в 1999-м все было иначе. Дождь лил весь уик-энд почти без пауз, и уже стартовая решетка обещала немало интересного: поул завоевал Рубенс Баррикелло из Stewart-Ford, следом расположились кумиры трибун: Жан Алези (Sauber-Ford) и Оливье Панис (Prost-Peugeot). Зато многие, включая и действующего чемпиона Мику Хаккинена, не уложились в 107% и были допущены на старт лишь специальным судейским решением.

Впрочем, старт был дан «по сухому», и финн, равно как и его напарник Дэвид Култхард, сразу же начали реализовывать потенциал великолепных McLaren-Mercedes. Мика совершал по обгону почти на каждом круге (благо, шпилька Adelaide тому способствовала), а шотландец всерьез насел на лидировавшего Баррикелло и вскоре прошел того. Хаккинен развил успех команды из Уокинга, одолев в принципиальном споре Михаэля Шумахера, но почти тут же Рона Денниса ждал удар – на машине ДиСи отказала электросистема. В лидеры вернулся Баррикелло.

А вскоре сильный ветер пригнал свинцовые тучи, и на трассу закапали дождевые капли. Пилоты один за другим покатили в боксы, но лишь в одной команде рискнули не только установить дождевые шины, но и заправить баки под завязку. Впереди было еще две трети дистанции, но риск – благородное дело. Отважился на него ирландец Эдди Джордан. За год до этого его команда открыла счет победам в Ф1, что позволило найти на сезон-99 неплохой бюджет. Часть его пошла на оплату моторов Mugen-Honda, другая – на гонорар Хайнца-Харальда Френтцена.

Немец в Маньи-Куре держался чуть позади группы лидеров, но тактическая хитрость сулила ему серьезные перспективы. Тем более что на помощь Jordan пришли судьи. Дождь усилился, улетел Алези, расставшись с надеждами на подиум, следом в гравии оказались и еще несколько гонщиков. По этой причине на трассу выехала и долго там оставалась машина безопасности, которая позволила Френццену существенно сэкономить топливо, которого теперь должно было хватить до самого финиша.

Мика Хаккинен сразу же по возобновлении заезда бросился в атаку на лидировавшего Рубенса – и вроде бы даже вышел вперед, но тут же закрутился на мокром асфальте и откатился за пределы очковой шестерки. В лидеры вновь вернулся Баррикелло. Затем бразильца долго проверял на прочность Шумахер – и смог в итоге одолеть. Но Ferrari немца постигла одна из редких технических неполадок – потребовалась замена руля и перезагрузка бортовой электроники. В лидеры – что начало уже забавлять – опять вышел Баррикелло.

Но гонщика Stewart, равно как и нагонявшего его Хаккинена, еще ждал финальный пит-стоп. Еще до остановки финн успел провести обгон и вновь сместил бразильца с первой строчки. А когда оба вернулись на трассу после планового визита в боксы, оказалось, что гонку возглавляет Френтцен. А скоро всем стал ясен и дьявольский план Эдди Джордана – который блестяще сработал, принеся ирландцу красивую победу. И для команды, и для самого Хайнца-Харальда она стала всего второй в Ф1.

Подиум Гран При Франции'99

Хаккинен и Баррикелло дополнили подиум, а остальные очки получили Ральф Шумахер из Williams-Supertec, опередивший незадолго до финиша собственного старшего брата, а также пилоты Скудерии: Михаэль и Эдди Ирвайн. Примечательно, что в Ferrari по обыкновению четко разыграли командную карту: североирландец четко «прикрыл тылы» лидеру команды. Ведь тогда еще никто не знал, что спустя всего две недели случится авария в Stowe, и именно Эдди станет новым лидером команды, а очки, отданные без борьбы напарнику, окажутся на вес золота…

…И еще десять гонок, оставивших след в истории

1906 – День рождения гонок Гран При. Двухдневные соревнования общей протяженностью более 1200 километров выиграл венгерский пилот Ференц Шиш на Renault AK 90CV, опередивший FIAT Феличе Наццаро лишь на несколько десятков метров. Примечательно, что на старт гонки, которую сегодня назвали бы сверх-марафоном, вышли 32 участника, 12 из которых добрались до клетчатого флага.

1932 – Единственный на настоящий момент Гран При Франции, в котором участвовал российский спортсмен. Офицер-эмигрант Борис Ивановский ехал на Mercedes Benz SSK в паре с французом Арни Стоффелем, но уже на 12-м круге дуэт сошел из-за поломки дифференциала. Победа на трассе Монлери близ Парижа досталась итальянцу Акиле Варци и монегаску Луи Широну, выступавшим на Bugatti T51.

1934 – одна из редких гонок середины 30-х, в которой грозные германские Mercedes и Auto Union были биты наголову. Ни одна из шести серебристых машин вовсе не добралась до финиша, и на вершину подиума поднялся гонщик Скудерии Феррари Луи Широн, выступавший на Alfa Romeo Tipo B. Немцы сделали верные выводы – и в дальнейшем на протяжении нескольких лет добивались успеха практически во всех престижных гонках Старого света.

1953 – 24-летний Майк Хоторн принес Великобритании первую победу в Гран При Формулы 1. В редкой по накалу борьбы гонке пилот Ferrari всего на полкорпуса опередил на финише лидера Maserati Хуана Мануэля Фанхио, который окончательно оправился от тяжелой травмы шеи и после неудачного старта сезона наконец-то поднялся на подиум.

1954 – Впервые после войны вышла на старт соревнований команда Mercedes, ведомая знаменитым Альфредом Нойбауэром. За рулем «серебряных стрел» W196 Хуан-Мануэль Фанхио и Кард Клинг разгромили соперников на трассе в Реймсе, проложенной по загородным дорогам.

1961 – Абсолютный дебютант Больших Призов – 26-летний миланец Джанкарло Багетти – сделал то, что не удалось даже самым великим пилотам ни до, ни после него. Итальянский пилот Ferrari выиграл первый же этап Ф1, в котором принял участие. К большому сожалению, эта победа так и осталась единственной в его послужном списке, а карьера после нее резко пошла на спад.

1979 – Жан-Пьер Жабуй одержал первую в истории победу на автомобиле с турбомотором. Гонка на 3,8-километровом кольце в Дижоне запомнилась не только триумфом Renault RS10, который стал предвестником грядущей турбоэры, но и отчаянной схваткой за второе место, в которой сорви-голова Жиль Вильнев обошел Рене Арну.

1992 – Победителя остановленной из-за сильнейшего ливня и возобновленной позже гонки определяли по сумме времен, показанных на каждом из отрезков. Очередной дубль гонщиков Williams-Renault приблизил Найджела Мэнселла к чемпионскому титулу, а его «верный оруженосец» Риккардо Патрезе набрал важные очки в противостоянии за «серебро» с Айртоном Сенной и Михаэлем Шумахером, которые столкнулись между собой. Бразильский чемпион после этого сказал «пару ласковых» восходящей немецкой звезде.

2002 – Казалось, что ничто не сможет помешать финну Кими Райкконену открыть счет выигранным Гран При. Но всего за пять кругов до финиша гонки в Маньи-Куре (на автодроме в центральной Франции, метко прозванном «трассой посреди ничего») пилот McLaren-Mercedes поскользнулся на масляном пятне и утратил лидерство. В итоге восьмую победу в сезоне одержал Шумахер, который благодаря этому уже к середине июля обеспечил себе пятое чемпионское звание.

2004 – Безумная на первый взгляд тактика гонки с четырьмя (!) остановками в боксах позволила Михаэлю Шумахеру опередить на финише набирающую ход Renault испанского гонщика Фернандо Алонсо. Гений Росса Брауна вновь оказался важным слагаемым победы, которая стала для немецкого пилота уже седьмой в Гран При Франции. А через два года случилась и восьмая – так часто в одном Гран При не выигрывал никто и никогда.

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё