Гран При Франции: Обзор гонки

Подиум Гран При Франции

Все только начинается...

Автодром Маньи-Кур, где преобладают скоростные повороты и умеренные торможения, как нельзя лучше подходит технике Скудерии Феррари. А когда еще до старта обоих пилотов McLaren переставили назад по решетке – стало ясно, что догнать алые машины в этот раз не сможет никто.

Конечно, оставалась еще возможность схода фаворитов, но в пилотскую ошибку оправившегося после весенних неудач Фелипе Массы, уж тем более Кими Райкконена, верилось с трудом. А надежность машин из Маранелло уже давно заслужила все возможные знаки качества. Поэтому спор за «бронзу» обещал стать едва ли не более интересным, чем за победу в Гран При.

Старт Гран При Франции

Действительность же превзошла все ожидания. Стартовав с первой линии, финн и бразилец стали наращивать отрыв такими темпами, что уже трех-четырех кругов оказалось достаточно, чтобы отпали последние сомнения – без «Фрателли д’Италия» церемония награждения не обойдется.

Позади же пилоты и команды словно играли в поддавки. Не только McLaren, но и Renault и даже Williams с Red Bull в силу разных причин – от пилотских ошибок до судейских вердиктов – упорно отказывались от призового кубка. А если добавить, что в BMW Sauber, не иначе, очень бурно отмечали монреальский успех, поскольку на этот раз бело-синие машины смотрелись непривычно медленно – то успешное выступление Toyota не будет казаться неожиданностью.

Ярно Трулли еще в квалификации показал серьезность своих намерений, заняв четвертое место. Отличный старт принес итальянскому пилоту третью позицию, которую гонщик уверенно удержал до финиша – благо, уж защищаться-то он умеет отменно. На первом отрезке идущие следом Фернандо Алонсо и Роберт Кубица не слишком досаждали Трулли, на втором соперником Ярно стал триумфатор предыдущего этапа, но все усилия поляка оказались тщетны.

Труднее всего соискателю подиума пришлось на финальном сегменте – предельно затянув пит-стоп, на позицию атаки вышел Хейкки Ковалайнен. Штраф в пять позиций за создание помех в квалификации здорово испортил финну жизнь. Со старта он надолго застрял позади неожиданно шустрого в Маньи-Кур Нельсиньо Пике и лишь за десять кругов до финиша сумел нагнать Трулли. Но и McLaren не стал серьезным козырем, и впервые за два с лишним года призовое шампанское досталось японской команде.

Калиф на час
Фернандо АлонсоЖелание команды Renault обеспечить Фернандо Алонсо высокую стартовую позицию на Гран При Испании было вполне объяснимо. Цели удалось достичь благодаря малому количеству топлива в баках. Но отказ мотора не позволил узнать, во что бы то второе место превратилось на финише.

В Маньи-Кур французы решили повторить тот же ход – уже для своих болельщиков. На этот раз идея провалилась с треском. Два коротких отрезка на более жестких шинах и длинный на мягких отбросили двукратного чемпиона далеко назад. Две позиции испанец уступил уже на старте, и хотя еще до конца круга Алонсо обошел Роберта Кубицу, возможности идти в своем темпе у него уже не было. Первый ранний пит-стоп привел к потере одного места, второй – еще двух. Ну а на последних кругах, запутавшись в круговых, Фернандо и вовсе пропустил Нельсиньо Пике.

Ковалайнен и Кубица финишировали сразу следом за красно-белой машиной. «Мы знали, что здесь будет крайне важен старт, весь уик-энд нас донимали проблемы, и в итоге нам не удалось набрать того количества очков, на которое мы рассчитывали», - сказал после финиша гонщик BMW Sauber. Полминуты отставания от победителя Гран При и всего две секунды от нижней ступеньки подиума – еще 12 месяцев назад Роберт скорее всего был бы доволен такому исходу. Но не сейчас.

Тимо Глок и Марк Уэббер тоже могли вмешаться в спор за более высокие позиции – поначалу оба держались в восьмерке. Но немец ощутимо потерял в скорости после первого же пит-стопа из-за зернения шин и в очки на финише не попал. А вот австралиец, хоть и едва не разбил машину, забрав слишком глубоко на бордюр с полными баками и потеряв управление, уверенно финишировал шестым.

Нельсиньо Пике

Остальные очки достались команде Renault – при этом удивительно, что в кои-то веки Пике-младший смотрелся увереннее Алонсо и заслуженно опередил напарника. Причем открыть счет заработанным очкам бразильцу не помешала даже ошибка на выезде с пит-лейн. Гонщик замешкался с отключением лимитатора скорости, и мимо тут же пронесся Хейкки Ковалайнен, который в противном случае едва ли финишировал бы так высоко.

Ну а что же Льюис Хэмилтон? Худшая в карьере стартовая позиция вновь показала то, что уже было неплохо известно. Британец горячится, порой выходя за рамки разумного риска, если ситуация выходит из-под его контроля. Вот и на этот раз не самый удачный старт потребовал активных действий в плотной группе, Себастьен Феттель просто так уступать не пожелал, и пилоту McLaren пришлось срезать «эску» Nurburgring по обочине. За выигранную при этом позицию судьи наказали Льюиса штрафным проездом по пит-лейн. Это отбросило гонщика на последнюю строчку, и отыграться он так и не сумел, хоть и обошел затем Нико Росберга, Фернандо Алонсо и Тимо Глока.

Тактика пит-стопов: Не сработало
Нико РосбергТактика гонки с единственным пит-стопом давно стала привычной для тех, кто стартует из задних рядов. Но во Франции лишние килограммы топлива имеют куда более пагубное влияние на время круга, чем на других этапах – и потому на этот раз даже такие известные «одностопщики», как ДиСи и Себастьян Феттель, дважды наведывались в боксы. И лишь наказанный за несоблюдение дистанции на монреальском пит-лейн Нико Росберг попробовал добраться до финиша с единственной остановкой. Идея не сработала: немецкий гонщик Williams не мог на тяжелой машине опережать соперников в шпильке и потому прочно застрял в задних рядах. К середине гонки он смог подняться лишь до 14-го места, а финишировал и вовсе 16-м. «Я выкладывался по полной, как и в Канаде, но на этот раз машина не позволила мне почти ничего», - сокрушался юный немец после финиша.

Еще один гонщик, про которого стоит упомянуть – Дженсон Баттон. Уже на первом круге после контакта с Toro Rosso Себастьена Бурде Honda британца получила повреждение носового обтекателя, вскоре он отлетел и нанес машине такие повреждения, что продолжать заезд не имело смысла. Этот сход так и остался единственным в Гран При Франции. Пожалуй, присоединиться к Дженсону был бы на этот раз не против Ник Хайдфельд – у ветерана в Маньи-Куре буквально все валилось из рук, и финишировал он на знаковом 13-м месте, позади даже юного земляка Себастьяна Феттеля, который вновь смотрелся очень здорово.

И еще один пилот вполне мог в этот день не добраться до финиша. Казалось, действующий чемпион мира и прошлогодний триумфатор Маньи-Кур держит ситуацию под полным контролем. Но на середине гонки скорость Кими Райкконена неудержимо начала падать.

Фрагмент выхлопной системы на Ferrari Кими Райкконена

«Я надеялся выиграть, - по обыкновению просто сказал финн после финиша. – Но правая выхлопная труба лопнула, после чего двигатель ощутимо потерял в мощности, особенно на прямых после медленных поворотов. Через несколько кругов ситуация чуть стабилизировалась, но под конец гонки был серьезный риск, что машина остановится».

Послушаешь – и кажется, ничего серьезного вовсе не произошло. Но достаточно одного взгляда на огромную дыру в капоте двигателя, чтобы осознать, сколь близок Кими был от схода. Кстати, в 2000-м году похожая неисправность лишила другого пилота Скудерии, Михаэля Шумахера, победы в Монако. Так что поклонники Кими с замиранием сердца следили, как от его машины на полном ходу отваливаются все новые детали выхлопной системы.

Быстрее, выше, сильнее
Кими РайкконенКими Райкконен идет на рекорд. Хотя в пяти последних Гран При он лишь раз победил и всего дважды стартовал первым, пилот Ferrari неизменно записывает себе в актив лучший круг гонки. Благодаря французскому успеху, ставшему уже 30-м в его карьере, финн вышел по этому немаловажному статистическому показателю на второе место за всю историю Формулы 1. Такая же серия из пяти рекордных кругов была в сезоне-2004 у Михаэля Шумахера, правда, Красный Барон смог к тому же еще и одержать в своих гонках четыре победы. Ну а итальянский мастер Альберто Аскари, выступая на непобедимой Ferrari 500 Формулы 2, и вовсе показывал наилучшую скорость на круге семь раз кряду. Эта серия 1952-53 годов прервалась лишь потому, что тогда в календарь чемпионата мира входили 500 миль Индианаполиса, куда европейцы не ездили – и потому отличиться там не могли по определению.

Но верная машина все же довезла своего пилота до финиша. Правда, Фелипе Массу Райкконену все же пришлось пропустить, но более никто догнать финна не смог – столь хороши были Ferrari на этом этапе. Что до самого Массы, то начав с двух «баранок» на старте сезона, он смог одержать уже третью победу и возглавить чемпионскую гонку. К слову, после четырех последних этапов в чемпионате пилотов поочередно лидировали четыре гонщика из трех разных команд! Это ли не лучшая характеристика сезона-2008. Сезона, который наверняка преподнесет нам немало неожиданностей.

Текст: Александр Кабановский

Читайте ещё