Гран При Канады: Превью этапа от F1News

Материал подготовлен при спонсорской поддержке
Musa Motors - лучшего выразителя торговой марки
Land Rover по итогам 2007 года

За два дня до праздника

Канада, долгое время бывшая колонией Англии и Франции, не могла не впитать любовь двух империй к гонкам. И с конца 50-х, когда в стране лесорубов и рыболовов построили первую стационарную трассу, гонки пользуются здесь неизменной популярностью.

Нынешнему поколению канадских болельщиков так и не довелось стать свидетелями успеха своего земляка Жака Вильнева, зато именно на Монреальской трассе в первый и единственный раз поднялся на вершину подиума Жан Алези. Было это в 1995-м году, когда француз ездил на Ferrari под легендарным номером 27, и фанаты тогда не смогли усидеть на своих местах, выбежав на трассу.

А вот те, кто постарше, еще помнит блистательный монреальский успех Жиля Вильнева (который, собственно, и сделал №27 легендарным). Впрочем, были в истории Гран При Канады и не столь радостные страницы. В сезоне-87 его вообще пришлось отменить из-за того, что не на шутку сцепились между собой компании Molson и Labatt, каждая из которых считала лишь себя достойной звания генерального спонсора, а через десять лет серьезная авария и множественные переломы ног поставили крест на набиравшей обороты карьере Оливье Паниса.

Невеселой вышла и гонка 1982 года. Тот сезон вообще получился одним из самых сумбурных в истории чемпионатов мира – каждый следующий Гран При мог принести практически любому пилоту как подиум, так и тяжелые увечья. Автомобили с доведенным до абсолютизма принципом внутренней аэродинамики – широченные, с «дубовой» подвеской, где гонщик располагался в самом носу по соседству с огромными баками – были невероятно опасными даже в случае относительно легких столкновений. На североамериканской трассе, где всегда соседствовали высокие скорости и жесткие торможения, это не обещало легкой жизни.

Жиль Вильнев

Кстати, незадолго до гонки автодром получил имя Жиля Вильнева – всего за три недели до домашнего этапа канадец разбился в бельгийском Зольдере. Но если болельщики и винили в этом кого-то, то не Йохена Масса, на которого налетел пилот Ferrari в погоне за секундами, а его напарника по Скудерии Дидье Пирони – именно он нарушил в Имоле командный приказ, чем и заставил Вильнева рисковать в Зольдере сверх меры.
Быть может, сказалось именно это давление – или что-то еще, – но показавший лучшие квалификационные секунды Пирони заглох на поуле. Караван пилотов пытался протиснуться мимо алой машины по половине ширины трассы. Лидерам это удалось, а вот стартовавшим из задних рядов приходилось все сложнее. Тычки, небольшие столкновения… И в тот момент, когда уже показалось, что все обойдется лишь парой поломанных подвесок, в Ferrari на полном ходу влетела Osella молодого итальянца Риккардо Палетти.

Гонщику из Милана оставалось всего два дня до 24-летия. В юные годы он стал чемпионом своей страны по каратэ, здорово гонялся на горных лыжах – но в итоге предпочел четыре колеса. За рулем не самой быстрой машины он ни разу до канадского этапа не смог пробиться на старт, а теперь, получив сильнейшие ушибы и несколько переломов, оказался зажат в кокпите. Очень быстро рядом оказались двое – сам Пирони и доктор Ф1 Сид Уоткинс. В момент удара скорость составила около 160 км/ч, поэтому извлечь потерявшего сознание пилота из покореженной машины было сложно. Дело приняло и вовсе катастрофический оборот, когда вспыхнуло вытекающее из пробитых баков топливо…

Без малого полчаса потратили спасательные службы, чтобы переправить несчастного Палетти в ближайший госпиталь. Но помочь ему врачи оказались уже не в силах. В медицинском заключении особо отмечалось, что огонь почти не причинил вреда – причинами смерти стали тяжелые травмы, усугубившиеся отравлением парами бензина. Так трагический список жертв Формулы 1 пополнился еще одной строчкой.

В шесть вечера по местному времени был дан повторный старт гонки. На первом же круге Найджел Мэнселл столкнулся с Бруно Джакомелли и сломал запястье. Пирони на запасной машине сразу начал отставать, а пилоты Renault Рене Арну и Ален Прост выбыли из гонки после собственной ошибки и технического отказа соответственно. Так что легкую победу одержал дуэт Brabham – Нельсон Пике принес первый успех турбомоторам BMW, а Риккардо Патрезе финишировал вторым на такой же машине, но с двигателем Ford Cosworth DFV. Вместе с ними на подиум должен был подняться еще один итальянец – Андреа де Чезарис – но у него, как и еще у нескольких пилотов, закончилось топливо. Поэтому гонщик Alfa Romeo был классифицирован только шестым, пропустив McLaren Джона Уотсона, Lotus Элио де Анжелиса и Arrows Марка Зурера.

С той поры гонка на острове Нотр-Дам из года в год становится ярким зрелищем. К счастью, столь трагический оборот, как в 82-м, дела не принимали больше никогда. И хочется верить – не примут и впредь. Но Монреаля недаром ждут с нетерпением все поклонники Больших Призов. Ведь Жиль Вильнев, именем которого названо кольцо, словно бы незримо передает из года в год своим последователям частичку того безумия и отчаянной отваги, за которые его так любили поклонники.

…И еще десять гонок, оставивших след в истории

Mosport '61

1961 – На автодроме Моспорт, построенном в конце 50-х неподалеку от Торонто на холмистом берегу озера Онтарио, прошла первая в истории страны крупная автомобильная гонка. Победителем соревнований спорткаров Players 200, стал Стирлинг Мосс на Lotus 19. В честь британца была позже названа одна из частей трассы. В рамках того же уик-энда был разыгран первый Гран При Канады в том же классе машин – его выиграл местный пилот Питер Райан.

Архивный билет на первый Гран При Канады

1967 – В Моспорте прошел первый канадский этап чемпионата Ф1, по итогам которого на вершину подиума поднялся Джек Брэбэм (Brabham-Repco) После этого «англоязычная» и «франкофонская» части гоночного сообщества страны заключили соглашение, по которому гонка в дальнейшем будет поочередно проходить в Моспорте и на трассе Мон-Тремблан в провинции Квебек.

Презентация Tyrell

1970
– Дебют первого собственного автомобиля команды Кена Тиррела. Шотландец Джекки Стюарт выиграл поул и лидировал по ходу дистанции, но поломка подшипника не позволила ему добраться до финиша. Сильнейшим в итоге стал бельгиец Жаки Икс на Ferrari, а Мон-Тремблан был объявлен слишком опасным – канадская гонка окончательно переехала в Моспорт.

1973 – Начавшийся дождь превратил гонку в хаос. Впервые в истории Ф1 судьи решили выпустить на трассу машину безопасности, но из-за многочисленных пит-стопов не смогли верно определить текущего лидера гонки. В итоге после финиша им потребовалось более часа, чтобы окончательно назвать имя победителя. Им стал Питер Ревсон (McLaren-Ford).

1978 - Октябрьская гонка проходила в такую холодную погоду, что под утро лужи покрывались льдом. А принимала ее совершенно новая трасса, построенная в самом центре Монреаля. Для временного гоночного кольца был выбран остров Нотр-Дам на реке Святого Лаврентия. Скоростная петля с несколькими серьезными торможениями понравилась гонщикам и командам, и Ф1 прописалась там как минимум на три десятилетия. Первую в карьере победу одержал кумир трибун Жиль Вильнев на Ferrari.

Последняя победа Нельсона Пике

1991 – Еще за круг до клетчатого флага казалось, что победа уже в кармане у Найджела Мэнселла. Великолепный Williams-Renault мчал британца к финишу, когда тот начал приветствовать болельщиков, и так увлекся, что в медленной шпильке обороты мотора упали ниже допустимого предела – и двигатель заглох. В итоге последнюю из 23 своих побед одержал Нельсон Пике, перешедший под занавес карьеры в Benetton.

1993 – Накануне гонки было объявлено, что автомобили всех команд, за исключением лишь аутсайдеров из BMS Scuderia Italia, не соответствуют регламенту из-за наличия активной подвески и управляющей электроники. Некоторое время продолжение Гран При оставалось под вопросом, но в итоге на старт вышли 25 пилотов. Победу одержал Ален Прост на Williams-Renault, сделавший благодаря этому очередной шаг к четвертому чемпионскому званию.

1998 – Один из классических «сумасшедших» канадских Гран При. Повторный старт из-за массовой аварии, три выезда на трассу машины безопасности, самоустранение фаворитов из McLaren-Mercedes. В итоге, несмотря на штрафную остановку в боксах, победителем стал Михаэль Шумахер, который и поныне является рекордсменом – семь побед в стране Кленового листа.

1999 – «Крещение» знаменитой Стены чемпионов. В одном и том же месте – на выходе из финальной «эски» - разбили свои машины об ограждение Жак Вильнев, Михаэль Шумахер и Дэймон Хилл. Гонка была остановлена досрочно из-за серьезной аварии немца Хайнца-Харальда Френтцена – на его Jordan отказали тормоза. Первым финишировал Мика Хаккинен (McLaren).

Льюис Хэмилтон

2007 – В полной событий гонке шансы отличиться имел почти каждый. Однако лучше других распорядился своими шансами дебютант Льюис Хэмилтон из McLaren. Компанию на подиуме ему весьма неожиданно составили Ник Хайдфельд (BMW Sauber) и Александер Вурц (Williams-Toyota). В серьезнейшую аварию угодил поляк Роберт Кубица, но возведенная в религию гоночная безопасность позволила ему отделаться лишь ушибами. Незадолго до финиша Такума Сато на Super Aguri ухитрился обогнать McLaren действующего чемпиона Фернандо Алонсо.

Александр Кабановский

Читайте ещё