Гран При Китая : Пресс-конференция в четверг

Фернандо Алонсо (McLaren Mercedes), Роберт Кубица (BMW Sauber),
Кими Райкконен (Ferrari), Себастьян Феттель (Toro Rosso), Марк Уэббер (Red Bull)

Вопрос: Марк, Себастьян и Фернандо, расскажите о проблемах, возникающих при следовании за тем, кто контролирует гонку в режиме машины безопасности...
Марк Уэббер: Когда на трассе находится машина безопасности, все просто, вы едете за серебристым Mercedes, все видите, нужно лишь придерживаться разумного ритма. Когда машина безопасности выехала во второй раз, никакой разумностью там и не пахло.

Я не мог войти в нужный ритм - когда огни Safety Car гаснут, мы готовимся к рестарту, и, думаю, из-за этого несколько раз возникали ситуации, когда Ник сдерживал Дженсона. Думаю, иногда Дженсон почти обходил Ника, а я обходил Дженсона, потому что скорость движения постоянно менялась.

Мы знаем, какую скорость развивает машина безопасности, и я допускаю, что ехать за ней может быть скучновато, ведь мы тащились за ней достаточно долго. Вину за столкновение я полностью возлагаю на Себастьяна - он делал не то, что от него ожидали, это точно.

Вопрос: Вы поднимете эту тему на брифинге пилотов?
Марк Уэббер: Да, мы поговорим об этом, выпустим пар и двинемся дальше.

Себастьян Феттель: Как и сказал Марк, двигаться без определенного ритма непросто. Водитель машины безопасности едет так быстро, как может, но для нас эта скорость не самая высокая. Всю первую часть гонки мы провели за машиной безопасности, пару кругов ехали плотной группой, и я помню, что несколько раз был вынужден обойти Марка, а Марк был за Дженсоном, и так далее. Когда машина безопасности появилась во второй раз, я ехал третьим, в поле зрения были всего два соперника - вы можете сказать, что ситуация упростилась, я же могу лишь повторить сказанное после гонки: на выходе из 13 поворота я внезапно увидел… как Льюис слишком резко ушел вправо и сбросил скорость.

Мне было интересно, что с ним случилось, казалось возникли проблемы и он покидает гонку, но посмотрев вперед я понял, что уже врезался в машину Марка - еще раз приношу извинения. Я вовсе не планировал испортить гонку нам обоим.

Фернандо Алонсо: Мне нечего добавить, я согласен с этими версиями.

Вопрос: Но вы не считаете, что ехали в неестественном ритме?
Фернандо Алонсо: Трудно догадаться, как должен вести себя гонщик, едущий впереди, я не видел гонку по ТВ, но слышал их комментарии - похоже, несколько раз они обгоняли соперников и совершали ненужные маневры, чтобы обойти и избежать едущих впереди машин. Я тоже два-три раза обогнал Льюиса, и соглашусь, что проблема была.

Вопрос: Себастьян, до этого инцидента вы прекрасно проводили гонку, что изменилось?
Себастьян Феттель: Не знаю. В субботу утром мы были лишены свободных заездов из-за тумана, это была моя первая дождевая гонка, я не знал, чего ожидать, но уже в первой квалификационной сессии все наладилось. Я легко пробился во вторую сессию, а затем, заняв 10 место - в третью, настоящая удача для команды.

В гонке после рестарта мне удалось прорваться на третье место, скорость была хорошей, и, думаю, самым положительным моментом уик-энда было именно это третье место - не потому, что нам повезло, остальные сошли или еще что-то. Дело в том, что мы были быстры, и очень досадно закончить гонку таким образом.

Вопрос: Роберт, ближе к финишу у вас завязалась интересная борьба с Фелипе...
Роберт Кубица: Фелипе следовал за мной, к сожалению, за два круга до финиша впереди возник Сато, проигрывавший к тому времени, полагаю, уже три круга - он меня не замечал, и я потерял за ним массу времени. Фелипе подобрался вплотную, моя машина аквапланировала, и в шестом повороте он меня обошел.

На выходе я обошел его, в десятый поворот он зашел слишком широко, мы дважды соприкоснулись, а затем мне пришлось выскочить на траву. Я вернулся на трассу, а он выехал на траву, обогнал меня, и так продолжалось до последнего поворота. Борьба была нелегкой, на грани разумной безопасности - думаю, три-четыре раза мы были на грани вылета. Полагаю, после гонки Фелипе был расстроен, как и я, поэтому мы просто забыли о том что произошло в этих пяти поворотах.

Вопрос: Это ваш первый полный сезон, что вы о нем думаете?
Роберт Кубица: Я разочарован. С машиной все в порядке, но по ходу сезона нам не удалось полностью раскрыть ее потенциал, во многих случаях я выступал хуже, чем мог бы.

Вопрос: Марк, команда рассчитывает обогнать Williams в Кубке Конструкторов, вы считаете, что шанс есть? В трех Гран При Китая вы добирались до финиша...
Марк Уэббер: Да, действительно. Думаю, на сухом асфальте команде будет нелегко отыграть пять очков. Посмотрим. Если Нико будет помогать - а то перед прошлой гонкой его оштрафовали - остаются две гонки, пять очков. Постараемся догнать.

Вопрос: Кими, в прошлые годы вы занимали здесь и третье и второе место, что вы думаете об китайской трассе?
Кими Райкконен: Мне она нравится. Посмотрим, как пойдут дела в этом году, результаты прошлых гонок ни на что не влияют.

Вопрос: А что вы думаете по поводу личного зачета?
Кими Райкконен: Моя ситуация не из лучших, мы будем бороться за победу в Гран При, посмотрим, как все сложится. От нас уже ничего не зависит - мы вряд ли завоюем титул, даже если победим в обеих гонках, но все, что мы можем сделать - это стараться побеждать и смотреть, что из этого выйдет.

Вопрос: Какова вероятность очередного дождя в это воскресенье?
Кими Райкконен: Все команды и гонщики в равных условиях, я об этом особенно не задумываюсь. Последняя дождевая гонка получилась интересной, посмотрим.

Вопрос: Фернандо, в пресс-релизе вы назвали второе место, занятое здесь в прошлом году разочаровывающим, но вам доводилось и побеждать на этой трассе, что вы о ней думаете?
Фернандо Алонсо: Прежде всего, в прошлом году оно не было разочаровывающим. Мне нравится трасса, один раз я здесь победил, в прошлом году занял второе место - хорошие воспоминания. Однако отставание в 12 очков за две гонки - не лучшая ситуация, как сказал Кими. Шанс есть, но не все от нас зависит. Для победы требуется некоторая комбинация результатов, поэтому мы просто сконцентрируемся на победах здесь и в Бразилии, постараемся сделать все возможное.

Вопрос: Именно это и означает клетчатая повязка на вашем запястье - вы увидите клетчатый флаг первым?
Фернандо Алонсо: Возможно. Я финиширую первым в своем мире, в собственной гонке.

Вопрос: Вы будете носить ее по ходу уик-энда?
Фернандо Алонсо: Не в машине.

Вопрос: После Гран При Японии было много разговоров о вашем будущем и о предложении, которое вам сделал Флавио Бриаторе. В его команде вы добились немалых успехов, вы будете иметь это в виду?
Фернандо Алонсо: Сейчас не время обсуждать следующий сезон. Я постараюсь выиграть две оставшиеся гонки, а после окончания чемпионата посмотрим.

Вопросы с мест

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Кими, как вы объясните ошибки Ferrari в последней гонке?
Кими Райкконен: Не думаю, что мы сделали много ошибок, возникло некоторое недопонимание со стюардами или с FIA, называйте, как хотите - это дорого нам обошлось.

Вопрос (Анна Джунтини - L'Equipe): Марк и Себастьян, не касаясь политики, расцениваете ли вы маневры Хэмилтона в предыдущей гонке как несправедливые или не вписывающиеся в имеющиеся соглашения?
Себастьян Феттель: В конце концов, это я виноват в том, что врезался в Марка, и не собираюсь обвинять никого другого, но очевидно, не соблюдался нужный ритм. Шел дождь, мы долго ехали за машиной безопасности, поддерживать нужную температуру тормозов и избежать их переохлаждения было нелегко. Можно сказать, что в тот момент я просто растерялся. Я посмотрел направо и был уверен, что он (Хэмилтон) сходит с трассы, а посмотрев вперед, я увидел, что уже врезался в Марка… Я никого не обвиняю, но ритм не соблюдался.

Марк Уэббер: Думаю, в режиме машины безопасности он вел себя, как дурак, вот и все. На брифинге пилотов Льюис говорил, что проблем не будет, а поступил наоборот. Будем иметь в виду, это не проблема.

Вопрос (Джейми Родригес - El Mundo): Фернандо, после столь напряженного сезона вы планируете остаться в McLaren?
Фернандо Алонсо: Как я уже сказал, сейчас не время рассуждать о следующем сезоне. Да, в этом году пришлось непросто, но конкуренция в Формуле 1 высока, всегда бывают приятные и неприятные моменты. В этом году мне выпало больше неприятностей, чем я ожидал, но для нашего спорта это нормально.

Вопрос (Джейми Родригес - El Mundo): Вы верите в чудеса?
Фернандо Алонсо: Да. Случиться может все, что угодно, такова Формула 1. Не нужно думать, что гонки скучны потому, что победы все время достаются одним и тем же машинам, и от уик-энда нечего ждать - Формула 1 непредсказуема, и мы много раз в этом убеждались, особенно под дождем. В это воскресенье снова может пойти дождь, смешав все карты. Пока есть математические шансы на титул, сдаваться нельзя.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Марк и Себастьян, в прошлое воскресенье вы говорили о разочаровании японской гонкой, а сегодня вновь должны вернуться к работе с инженерами. Как вы справляетесь?
Марк Уэббер: Как только что заметил Фернандо, таков наш спорт. Это не игра в шары, это Формула 1. Мы должны находить мотивацию после неудачных уик-эндов. Тот инцидент стал одним из худших в моей карьере, ведь я мог бороться за победу. Это случилось не просто в гонке, а еще и в режиме машины безопасности, с этим смириться труднее всего. Но все позади, не будем к этому возвращаться.

Себастьян Феттель: Согласен. Жизнь продолжается, все мы достаточно амбициозны, и этот инцидент не повлияет на мотивацию. Конечно, Марк сильно разочарован. Я вовсе не планировал портить гонку ни ему, ни себе. В эти выходные у нас будет еще один шанс, возможно, снова пойдет дождь, всякое может случиться. Я еще молод и надеюсь, что все впереди.

Вопрос: Кими, я из Китая, можете вы сказать, что самое важное для гонщика Ф1?
Кими Райкконен: Добиваться высоких результатов в хорошей команде. Для нас в порядке вещей постоянно испытывать себя на прочность, я точно не знаю, что самое важное, но, думаю, это хорошая команда и доброжелательная атмосфера.

Вопрос (Люк Доменжо - Le Matin): Фернандо, в Японии Льюис опередил вас в квалификации. По-вашему, команда относится к вам справедливо? Или они работают на Льюиса, внося небольшие изменения в вашу машину, например, меняя давление шин или настройки крыльев?
Фернандо Алонсо: Трудный вопрос… Я не буду отвечать.

Вопрос (Хейкки Култа - Turun Sanomat): Фернандо, вам было бы проще, если бы Кими остался в McLaren?
Фернандо Алонсо: Я никогда об этом не думал, но, полагаю, ничего бы не изменилось. В конце концов, мы должны хорошо работать и выигрывать гонки. В этом году я одержал четыре победы и, возможно, этого недостаточно для титула. Не так важно, кто у вас напарник.

Вопрос (Алан Болдуин - Reuters): Фернандо, Льюис говорит, что разговаривал с вами сегодня утром, о чем вы говорили?
Фернандо Алонсо: Ни о чем особенном. Вчера вечером я получил от него сообщение - в Японии мой телефон не работал, а вчера, когда я его включил, мне пришло 30-40 смс, в том числе одно от него. Я подошел к нему и поблагодарил за сообщение. Он все три дня провел в Шанхае, я же был в Токио и спросил его, какие покупки он сделал - нормальный разговор.

Вопрос (Виктор Сеара - Telecinco): Вопрос всем гонщикам. 20 кругов за машиной безопасности - думали ли вы, какое зрелище это представляло для болельщиков?
Фернандо Алонсо: Это не так уж много.

Роберт Кубица: Условия были ужасными, нормальная видимость только у первых трех машин, остальные не видели трассу. Следуя за машиной безопасности, я дважды обогнал Себастьяна на главной прямой - просто не видел его. Он ушел вправо, а я этого не заметил. Условия были кошмарными, будь моя воля, я придержал бы машину безопасности еще на несколько кругов.

Марк Уэббер: Было нелегко. Глядя в окно, трудно представить, что в такой дождь чувствует гонщик в машине. Видимость была почти нулевой. Я серьезно беспокоился, что на рестарте кто-нибудь может потерять управление на прямой, и тогда не избежать большой аварии.

На протяжении первых кругов условия были приемлемыми, но когда машины едут так близко друг от друга, ситуация усложняется. Но, думаю, у машины безопасности заканчивалось топливо и ей в любом случае пришлось уйти с трассы.

Себастьян Феттель: Думаю, это был правильный выбор, если честно, даже следуя за машиной безопасности, на прямой я ничего не видел, приходилось гадать о том, где находятся соперники. На выходе из последнего поворота я увидел другие машины, и вдруг все заслонили водяные брызги.

Как сказал Роберт, дважды я замечал его рядом с собой, у меня аж дыхание перехватывало - что он там делает! Я думал, что после рестарта не будет никаких проблем с тем, чтобы проходить прямую в полный газ, но какой там - ничего не было видно. Я смотрел вправо, видел стену с рекламой, а когда она заканчивалась, смотрел влево и ждал указателей - 200, 150, 100 - потом где-то там начал тормозить, а когда струи воды опали, увидел инцидент в первом повороте с участием Дженсона, Ника и Марка.

Они боролись между собой, а я, наверное, находился на лучшей траектории и смог проскочить сразу на третье место. Стартовать за машиной безопасности было верным решением. В машинах-то сидим мы, а не зрители.

Вопрос (Марк Зурер - Premiere): Роберт, вы получили штраф за то, что задели Хэмилтона при попытке обгона. Это справедливо?
Роберт Кубица: Нет, я задел его не специально. Мы видели множество контактов между гонщиками, и никого не наказывали за это. Я был оштрафован, мы потеряли меньше шести секунд, и я не отыграл ни одного места. К сожалению, это испортило мне гонку.

У нас не было времени на протест. Обычно в случае такого инцидента решение принимается после гонки, как было, к примеру, с Ником и Ральфом на Нюрбургринге. Думаю, в последний раз гонщик получал штраф в виде проезда по пит-лейн за то, что задел соперника, много лет назад.

Вопрос (Питер Уиндзор - F1 Racing): Фернандо, а почему у вас нет телефона Vodafone, работающего в Японии на 3G GSM?
Фернандо Алонсо: У меня есть Vodafone, но с японским номером, его никто его не знал и не мог со мной связаться.

Вопрос (Питер Уиндзор - F1 Racing): Вопрос Марку. В прошлое воскресенье утром и по ходу гонки вы чувствовали себя неважно. Что вы ели в субботу вечером и откуда эта еда взялась?
Марк Уэббер: Сим-карту Фернандо! Думаю, все дело в тунце, я отравился и в воскресенье чувствовал себя ужасно. Гонка прошла нелегко, а в понедельник утром все было в порядке - такая досада, болел всего сутки, но тяжело.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): Вопрос Марку и Феттелю. Раз уж Себастьян в этой гонке будет оштрафован на 10 позиций, не стоит ли FIA повнимательнее присмотреться к действиям Хэмилтона и, возможно, назначить за его поведение некоторые санкции?
Себастьян Феттель: Не знаю. У нас есть специалисты - стюарды, это они принимают решение. После гонки они вызвали нас, и я получил штраф - потеря 10 мест на старте этой гонки. Гонщик всегда не согласен с наказанием, но тут ничего не поделаешь, нужно постараться на этот раз выступить удачнее.

Марк Уэббер: Если мы имеем дело с нормальным Гран При, проходящим при сухой погоде, у них есть на что смотреть, но в этот раз на трассе все время что-то происходило, они могли и растеряться. Управлять такой гонкой непросто, как и выступать в ней. Сейчас, когда все уже успокоилось, можно обернуться назад и сказать - да, они не очень хорошо справились с работой, но им пришлось нелегко.

Вопрос (Паоло Яньери - La Gazzetta dello Sport): И еще вопрос Кими. В Японии вы стартовали на промежуточных шинах - решение принимали вы или команда?
Кими Райкконен: Неважно, кто его принимал, мы сделали это всей командой. Мы беседовали с представителями Bridgestone и не рассчитывали на такой сильный дождь, поэтому поставили промежуточные шины - как оказалось, это было запрещено, но мы об этом не знали. Предвосхищаю ваш вопрос - почему мы так часто останавливались, имело ли это значение, когда мы шли на последнем и предпоследнем местах за машиной безопасности. Нам залили больше топлива, и при этом мы не потеряли мест - никаких ошибок, все было в порядке, ведь мы ничего не теряли.

Вопрос (Альберто Антонини - Autosprint): Марк, вы, как глава GPDA, после аварии Дэвида Култхарда в Мельбурне просили поднять боковые стенки кокпита для увеличения безопасности. Не ухудшит ли это видимость при тумане и дожде?
Марк Уэббер: Недавно мы провели тесты усовершенствованных кокпитов, и с видимостью все было в порядке. Мы сможем бороться колесо в колесо и выступать под дождем.

Вопрос (Марко Эванджелисти - Corriere dello Sport): Кими, вы покинули McLaren, а они сейчас борются за чемпионство. Не жалеете?
Кими Райкконен: Нет.

Вопрос (Карлос Мигель - Diario AS): Вопрос Роберту. Как вы думаете, если бы вы задели другого гонщика, вас бы оштрафовали?
Роберт Кубица: Трудный вопрос, предпочту не отвечать на него. По ходу сезона мы видели множество контактов, и ничего не происходило. Два гонщика, сидящих рядом со мной, тоже сталкивались друг с другом, и ничего не случилось - вот мой ответ.

Вопрос (Дэн Натсон - National Speed Sport News): Фернандо, вы сказали, что этот сезон был для вас очень тяжелым. Как сильно вы ждете понедельника после Бразилии?
Фернандо Алонсо: С большим нетерпением!

Читайте ещё