Гран-при Германии 2002 : Пятница

Пресс-конференция

Ове Андерссон ("Тойота"), Норберт Хауг ("Мерседес"),
Питер Заубер ("Заубер"), Пол Стоддарт ("Минарди"),
Отмар Сзафнауэр ("Хонда"), Френк Вильямс ("Вильямс")

Вопрос: Отмар, вы довольны работой модернизированной версии мотора "Хонда" в последних гонках?
Отмар Сзафнауэр: Этот мотор был представлен только после Канады и мы продолжаем с ним работать. Самого серьезного прогресса мы добились во Франции, в прошлый уик-энд. В Германию мы привезли много новых моторов, посмотрим, как они покажут себя. Шаг вперед был достаточно большим, остальное покажет время.

Вопрос: Вы будете использовать эти моторы по ходу уик-энда?
Отмар Сзафнауэр: Да, это первый уик-энд, на которым мы их будем использовать. Точнее, не весь уик-энд, в увидите их застра и в воскресенье, сегодня мы их не ставили.

Вопрос: Ходят слухи, что вы собираетесь ограничиться поставкой моторов лишь одной команде в следующем сезоне. Когда быдет принято такое решение и каковы причины?
Отмар Сзафнауэр: На 100% этот вопрос пока не решен. Как вы знаете, "Хонда" имеет трехлетний контракт с "БАР" и контракт на следующий сезон с "Джордан". Сейчас вопрос обсуждается с "Джордан" и в ближайшее время мы сделаем совместное заявление. Машины и моторы должны прогрессировать, так что мне было неприятно говорить о каких-то временных рамках. Сейчас точной информации нет, я и сам не знаю, но все это должно произойти довольно скоро.

Вопрос: Пол, тот же вопрос к вам. Что вы знаете о планах Asiatech, чего хотите от них услышать?
Пол Стоддарт: Почти тоже самое. Мы собираемся сделать заявление ближе к концу августа. До окончания "Гран-при Венгрии" никаких решений принимать нельзя, так что все мы подвешены в воздухе. Конечно мы ведем переговоры еще с несколькими компаниями. Посмотрим...

Вопрос: Они говорили, что собираются войти в чемпионат собственной командой. Вы включены в эти планы?
Пол Стоддарт: Честно говоря, нет, хотя мы говорили об этом. Сейчас мы не знаем об их окончательных планах, могу лишь сказать, что Asiatech поставляет нам хорошие и надежные моторы. Все остальное - в процессе обсуждения.

Вопрос: Что вы думаете по поводу Алекса Йонга? Он разочаровал вас?
Пол Стоддарт: Это был не лучший его сезон. Но, по справедливости, сегодня он был ближе к остальным. Самая серьезная проблема, которая есть у Алекса, он очень долго изучает трассу и не очень серьезно борется в квалификации. Но сегодня он не очень отстал от Марка, новая трасса уравняла шансы и Алекс выглядел намного лучше. Действительно, этот сезон не лучший для него, давайте посмотрим, как он его закончит.

Вопрос: Питер, кто-то, близкий к команде сообщил, что вы подтвердили Нику Хайдфельду контракт на будущий год. Когда спросили Ника, то выяснилось, что он не в курсе. Какова правда?
Питер Заубер: Мы воспользовались опционом и это было сообщено Нику.

Вопрос: На четвертое место в чемпионате претендуют несколько команд и "Рено" обогнала вас в этом споре. ЧТо вы думаете по поводу пятого места?
Питер Заубер: Мы продолжим борьбу за четвертое место, но вы видите, что это очень трудно. Машина по своему потенциалу очень похожа на "Рено". Если вы посмотрите на квалификацию, на результаты Ника, то мы выступаем на уровне, но пока набрали не слишком много очков.

Вопрос: Теперь это ваш приоритет?
Питер Заубер: Да.

Вопрос: Ове, ходит много слухов о гонщиках, переходящих в "Тойоту", все имеют ввиду замену для Алана Макниша. Что вы можете сказать о пилотах команды на следующий сезон?
Ове Андерсон: Я могу рассказать вам, как обстоят дела сейчас. У нас подписан контракт с Аланом до конца сезона и мы имеем опцион на Мику Сало в следующем сезоне. Как раз сейчас этот вопрос обсуждается, он находится в ведении руководства команды, в Японии, и пока решение не принято. Я думаю, что в конце августа все прояснится.

Вопрос: Решены ли проблемы с мотором, который преследовали вас в Маньи-Кур? Что произошло, здесь проблем не будет?
Ове Андерсон: Оба мотора отказали по одинаковой причине, что немного озадачило команду. Мы с начала сезона использовали эти шатуны, вероятно попался дефектный материал или что-то подобное. Что мы сделали? Разобрали все моторы, подготовленные для этой гонки и поставили новые, немного модифицированные узлы. Надеюсь проблема не повторится.

Вопрос: Эти моторы в тот момент находились на базе и были модернизированы в понедельник утром?
Ове Андерсон: Да, они были на базе и мы смогли оперативно все исправить.

Вопрос: Норберт, вернемся к желтым флагам в Маньи-Кур. Что хотела услышать команда?
Норберт Хауг: Прежде всего повторюсь, протест мы не подавали. Стюарты просто разобрались в ситуации и решили, что маневр был легальным. Конец истории.

Вопрос: Что вы почувствовали после этого решения?
Норберт Хауг: Мы его приняли, иначе - подали бы протест.

Вопрос: Вы чувствовали, что есть почва для подачи протеста?
Норберт Хауг: Я думаю, что этот вопрос не стоит сейчас обсуждать, давайте лучше поговорим о работе команды. Думаю, все прошло хорошо и мы не собирались протестовать. К сожалению Кими просто не повезло. На трассе не было флагов, предупреждающих о пролитом масле, вероятно стоит поговорить о работе маршалов, а не о слухах, якобы Рон Деннис отправил стюартам протест... Ничего подобного не было. Ситуация была абсолютно нормальной, не верите - спросите у моих коллег. Я думаю, каждый поступил бы точно также, "Феррари" в том числе, Росс Браун был бы первым.

Вопрос: Что помогло вам стать конкурентоспособнее в двух-трех последних гонках?
Норберт Хауг: Удачное сочетание шасси и резины. Мы работаем и над мотором, но это не гигантские шаги вперед. На самом деле, если удастся подобрать удачное сочетание шасси с резиной, то команда будет в хорошей форме. Это ключевой фактор и с этим надо было разобраться. Начиная с гонки в Монако мы движемся вперед и максимум пока пришелся на гонку в Маньи-Кур. Конечно, в Монако мы выиграли, но в Маньи-Кур отстали всего на 0.25 от поул-позишн и проехали лучший круг в гонке, смогли эффективно использовать характеристики резины. В "Мишлен" наверняка хорошо знают эту трассу, это очень помогло. Все нужные факторы совпали. Михаэль мог бы спокойно выиграть гонку, если бы не штраф с проездом через пит-лейн, но мы впервые после гонки в Монако, выступали на сопоставимом уровне, это очень ободряет. Не знаю, продолжится ли эта тенденция, но это именно сочетание шасси и резины.

Вопрос: Френк, я уверен, что вам понравилось наблюдать за борьбой Хуана-Пабло в квалификации. Насколько вы расстроены тем, что этот потенциал не удается реализовать в гонке?
Френк Вильямс: Результаты нескольких последних гонок действительно не впечатляют, но "Макларен" и "Мерседес" сделали очень большой шаг вперед. Думаю, что Норберт сильно скромничает по поводу мотора, теперь все ждут ответа от нас.

Вопрос: Этот ответ будет сделан в ближайшие три недели?
Френк Вильямс: Я так не думаю.

Вопрос: Почему Хуан-Пабло потерял темп в конце прошлой гонки?
Френк Вильямс: Второй и третий комплект резины быстро стерлись и у машины начались проблемы с недостаточной поворачиваемостью. Очень странно.

Вопрос: Что вы думаете по поводу того быстрого круга Хуана-Пабло в квалификации. В чем он выигрывает у Ральфа?
Френк Вильямс: Он борется гораздо ближе к пределу, чем Ральф. Он балансирует на самом краю.

Вопрос: Ове, как вы оцениваете этот сезон?
Ове Андерсон: Я думаю, что оценку должны давать журналисты, но считаю, что мы провели его неплохо. Мы хотели бороться в каждой гонке, вызвав уважение у остальных команд свои упорством. Мне кажется, что эта цель достигнута. С этой токи зрения я доволен.

Вопрос: Френк, в чем команда должна прибавить, чтобы выигрывать гонки? Дело в резине?
Френк Вильямс: Я не думаю, что проблема именно в резине, хотя иногда мы действительно не можем реализовать ее потенциал, связать резину и шасси в одно целое. Норберт сказал, что в "Макларен" научились решать эту проблему. А вот мы - нет.

Вопрос: Хочу спросить всех присутствующих. Каково ваше мнение о трех машинах от одной команды. В чем достоинства и недостатки подобного решения?
Френк Вильямс: Если три машины понадобятся, то Берни не будут интересовать достоинства и недостатки. Он просто сообщит, что у нас есть новые проблемы.Норберт Хауг: Я думаю, что это будет непростым решением. Надо посмотреть на стоимость, ведь это не просто запасная машина на трассе, все гораздо глобальнее. Нужно больше людей, запчастей, моторов, заправщиков... Такие решения нужно обсуждать перед принятием, к этому нужно готовиться. Если такая необходимость будет, то третья машина появится, но об этом необходимо знать заранее.Ове Андерсон: Я согласен с Норбертом, подобное не должно произойти внезапно. Мы новички в этой игре и потребуются серьезные усилия, чтобы реализовать подобные планы. С другой стороны, если такая ситуация возникнет, то мы должны обсудить ее и найти решение.Питер Заубер: Сегодня в чемпионате 11 команд, вопрос о трех машинах ставится преждевременно.Пол Стоддарт: Я думаю, что вопрос о трех машинах от одной команды, подразумевает выход трех команд из чемпионата. Нет никакой тайны в том, что мы можем стать одной из них. Это был бы печальный день для "Формулы-1". Ни один из нас не знает, почему этот спорт столь интересен, почему сотни миллионов людей смотрят трансляции. Думаю не стоит допускать беспорядка в "Формуле-1". Конечно, есть лидеры - "Феррари", "Вильямс", "Мерседес", но есть и небольшие команды. Я считаю, что чемпионат нужно оставить таким, какой он есть.Отмар Сзафнауэр: "Хонда" готова участвовать в любой "Формуле", именно для этого мы и пришли сюда.

Вопрос: Френк и Норберт, вы довольны, что пять конкурирующих автопроизводителей могут гарантировать финансовое благополучие автогонок?
Френк Вильямс: Думаю, что они могут себе это позволить. Я не могу говорить за них, но раз они взялись, значит способны оплатить.Норберт Хауг: Я хочу отметить, что пять автопроизводителей, это лишь начало, GPWC и создавался для того, чтобы гарантировать будущее. Речь идет не о зарабатывании денег, а о вложении капитала в будущее. Конечно есть некоторые конкретные проблемы, вроде определения цены на билет и.т.д. Мне не нравится название "Альтернативный чемпионат", уверен, найдется общее решение, тем более, что мы всегда поощряли обсуждения. Конечно Френк и другие парни, которых здесь нет, знают больше, но не думаю, что сейчас это стоит обсуждать на публике. Многие проблемы должны быть решены, но тенденция - очень положительная.

Вопрос: Хочу спросить представителей "Хонды" и "Тойоты". Мы правильно понимаем, что вы собираетесь присоединиться к GPWC?
Ове Андерсон: Могу лишь сказать, что этот вопрос сейчас обсуждается, никакого решения не принято. Наверное они будут приниматься вышестоящими людьми, но я думаю, что это в общих интересах, гарантировать будущее спорта.Отмар Сзафнауэр: Мы тоже изучаем этот вопрос. Никакого решение пока не принято, мы собираем информацию, разбираемся в ситуации.

Вопрос: Как вы считаете, что произойдет в 2008 году? Это будет "Формула-1", или другая структура, вроде GPWC?
Френк Вильямс: Дам уклончивый ответ, я, как обычно, старался избегать ваших вопросов. Если в 2008 году я все еще буду здесь, то думаю, что Норберт прав, это должна быть хорошо финансируемая, хорошо организованная "Формула-1".Норберт Хауг: Конечно это будет "Формула-1", она будет называться "Формулой-1". Мне так кажется.Ове Андерсон: Надеюсь мы тоже будем выступать в "Формуле-1".Питер Заубер: О чем вы думаете? В 2002-м году мы говорим о том, что будет в 2008-м? У нас есть Соглашение Конкорда и сейчас нет необходимости что-либо менять. Может быть мы можем измениться, но необходимости в этом нет.Пол Стоддарт: Я думаю, что это все еще будет "Формула-1", вряд ли действующее Соглашение Конкорда доживет до 2008 года. Надеюсь автопроизводители и владельцы SLEC соберутся и мы получим единый чемпионат, потому что разделение не принесет пользы спорту. Должно быть или одно, или другое.Отмар Сзафнауэр: Как сказал Питер, очень трудно предсказать то, что случиться в 2008-м. Мы должны участвовать в гонках, надеюсь это будет "Формула-1" или что-то подобное.

Вопрос: Ове, команда вроде "Джордан" и "Стюарт" всегда хорошо проводили дебютный сезон, а на следующий год проваливались. Что делает "Тойота", чтобы избежать этого и какие цели вы ставите перед собой на следующий сезон?
Ове Андерсон: Разумеется я понимаю, что второй год будет сложнее, это видно уже сейчас. Будет давление, нужно работать с новой машиной, это очень тяжело. Надеюсь мы сможем прибавить, именно такова наша цель, время покажет. Я думаю, что в этом сезоне ковался характер команды.

Вопрос: Есть ли доля правды в слухах о том, что с 2004 года команда "Джордан" будет использовать моторы "Тойота"?
Ове Андерсон: Нет, никакого договора между нами нет, как и нет планов снабжать моторами другие команды. Мы пытаемся разобраться в собственных проблемах.

Вопрос: Но Эдди Джордан подходил к вам?
Ове Андерсон: Да.

Вопрос: Отмар, какой стратегии вы придерживаетесь по поводу Такумы Сато?
Отмар Сзафнауэр: Контракт с Сато подписывал Эдди Джордан и Jordan Grand Prix, мы не посвящены в детали, но знаем, что у него контракт с командой на следующий сезон. Мы хотели бы видеть Такуму в "Формуле-1", его прогресс, но "Хонда" не имеет никакой стратегии по отношению к нему.

Вопрос: Ове, на некоторых трассах вы были быстры, не некоторых - нет. Этой разницы достаточно, чтобы укрепить ваши сильные стороны в машине для следующего сезона?
Ове Андерсон: Проблемы нам понятны и мы работаем над их устранением. Надеюсь они будут учтены при разработке новой машины.

Вопрос: Так в чем сильные и слабые стороны вашей машины?
Ове Андерсон: Наша сильная сторона - мотор, поэтому быстрые трассы с минимумом поворотов нам подходят.

Вопрос: Теперь, после свободных заездов вы можете рассказать нам о первых впечатлениях от новой трассы в Хоккенхайме?
Ове Андерсон: Мне очень жаль, мы выступаем здесь впервые, так что сравнивать мне нечего.Норберт Хауг: Мне понравилось, я думаю гонка будет очень интересной, особенно для зрителей, мне кажется, что именно таким должен быть спорт. Конечно, старая трасса была совсем другой, появились новые повороты, новые возможности для обгона. Сегодня мы видели несколько вылетов, но я думаю все наладится, как только трасса покроется каучуком. Скорость по прежнему высока, около 320 км/ч перед шпилькой, комбинация из быстрого правого и медленного левого поворота перед трибуной Mercedes требует аккуратности со стороны гонщиков. Отличное зрелище, мне нравится, кроме того трасса выглядит достаточно безопасной. Машина при развороте не получает повреждений, старый стадион остался на месте, людям понравится. Раньше они видели 44 круга, а теперь их 67, на 50% больше, они будут чаще видеть машины, тем более, что с новой трибуны открывается отличный вид. Это шаг вперед для Хоккенхайма. Думаю, что могу говорить от лица всей команды и хочу поздравить организаторов гонки. Работы начались в январе и закончились прямо перед гонкой, отличная работа была проделана всего за шесть с половиной месяцев. Впечатляет.Френк Вильямс: Выглядит так, как будто Норберт - акционер или директор нового Хоккенхайма. На самом деле я с ними согласен. Трасса построена под влиянием Берни. Если вы бывали на новой трассе в Поль Рикар, то она тоже очень широкая и ровная, мне нравится, что гонщик может далеко вылетать с трассы, не сильно проигрывая в позиции и не повреждая машину так же, как в Индианаполисе и некоторых других трассах.Отмар Сзафнауэр: Я согласен с тем, что сказали до меня, если хорошо болельщикам, то хорошо и всем нам. Я говорил с гонщиками после свободных заездов, им тоже понравилась новая трасса.Пол Стоддарт: Я думаю, что нужно выразить благодарность организаторам. Большая работа была проделана за короткий период времени, но я боюсь, что мои гонщики предпочли бы старую трассу.Питер Заубер: Я согласен с Норбертом. Думаю стало лучше не только зрителям, но и гонщикам. Гораздо легче подобрать оптимальные настройки, потому что разница между быстрой и медленной частью не так велика, как прежде.

Вопрос: Пол, в этом году вы боролись, чтобы получить деньги, долю несуществующей ныне Prost Grand Prix. Вы удовлетворены принятым решением?
Пол Стоддарт: Этот вопрос обсуждался слишком долго, но сейчас, когда все решено, да.

Читайте ещё