Марк Хьюз о причинах дисквалификации McLaren

Искры из под днища машины McLaren в Лас-Вегасе, фото пресс-службы команды

Марк Хьюз, британский эксперт, сотрудничающий с официальным сайтом чемпионата, прокомментировал вчерашнюю дисквалификацию обеих машин McLaren, исключённых из протокола Гран При Лас-Вегаса из-за несоответствия техническому регламенту.

Роковые неприятности McLaren в Лас-Вегасе потенциально могут сказаться на расстановке сил в чемпионате мира; двойная дисквалификация, из-за которой Ландо Норрис лишился 2-го места, а Оскар Пиастри – четвёртого, связана с избыточным износом контрольной планки. 

У этих планок есть четыре точки замера – две впереди и две сзади. На машине Норриса после гонки впереди справа планка оказалась на 0,12 мм тоньше 9-миллиметрового предела, а сзади справа – на 0,07 мм. Соответственно в случае с машиной Пиастри в задней части планка с правой стороны была сточена на 0,26 мм больше допустимого минимума и на 0,04 мм – впереди слева.

Причины этого связаны с тем фактом, что на тренировках команда не смогла провести длинные серии кругов, поскольку вторая сессия свободных заездов несколько раз прерывалась красными флагами, а третья проходила на мокрой трассе. 

Команды всегда пытаются добиться максимально возможной прижимной силы, которая создаётся под днищем, и чем меньше клиренс в задней части машины, тем сильнее прижим. Поскольку по сравнению с нормальными обстоятельствами на тренировках не удалось получить информацию, на которую можно было бы ориентироваться, в McLaren излишне оптимистично рассчитали, какими могут быть безопасные настройки дорожного просвета.  

После дисквалификации Андреа Стелла, руководитель команды, дал следующие объяснения: «В ходе гонки обе машины были подвержены непредвиденно интенсивной вертикальной раскачке, которая не проявлялась во время тренировок, и это стало причиной избыточно сильных контактов с трассой.

Мы анализируем причины такого поведения машины, в том числе выясняем, как на него повлияли повреждения обеих машин, которые мы выявили после гонки, что привело к увеличению амплитуды движений днища (относительно трассы)… 

Мы приносим извинения Ландо и Оскару, ведь сегодня они потеряли очки, и это случилось в критический момент, когда оба борются за победу в чемпионате…»

С таким феноменом, как вертикальная раскачка, проявления которого очень явно наблюдались в 2022-м и 2023 гг., команды в основном научились справляться, но обычно это говорит о том, что в быстрых поворотах днище машины генерирует прижимную силу недостаточно стабильно. А это в свою очередь свидетельствует, что когда на машины на высоких скоростях действует максимальная аэродинамическая нагрузка, клиренс уменьшается сильнее, чем предвидела команда. 

С самого начала гонки Уилл Джозеф, гоночный инженер Норриса, просил Ландо сбрасывать газ при прохождении 5-го, 11-го и 17-го поворотов. Хотя правый 5-й поворот довольно крутой, на входе в него на трассе есть кочка, и было видно, что машины чиркают по ней днищем. Правые 11-й и 17-й довольно скоростные по характеру, но там дорожный просвет сильно снижается под действием прижимной силы (чем выше скорость, тем сильнее прижим), поскольку подвеска машины проседает.

Когда нагрузки воздействуют на шины и подвеску с разной частотой, происходит сдвиг по фазе, и начинается вертикальная раскачка, поскольку прижимная сила под днищем быстро снижается, после чего сразу восстанавливается, и эти повторяющиеся циклы в итоге приводят к значительному износу контрольной планки. 

Хотя команды не могут измерять износ планки в режиме реального времени, машины оснащены датчиками нагрузки, и на основе данных о суммарной нагрузке можно рассчитать вероятную величину этого износа. По ходу гонки постепенно выясняется, что есть риск получить проблему, с этим связанную.

В McLaren не хотели, чтобы соперники поняли, какого рода сложностей опасается команда, поэтому по радио давали своим гонщикам указания сбрасывать газ и двигаться накатом – обычно это свидетельствует об износе шин, перегреве тормозов или избыточном расходе топлива. 

Когда на последних четырёх кругах темп Норриса заметно снизился, стало очевидно, что дело не в шинах и не в тормозах. Поэтому появилось предположение, что это из-за расхода топлива, и Уилл Джозеф даже сообщил Ландо по радио, что «с топливом теперь порядок».

Но поскольку на этих кругах Норрис явно снизил темп по сравнению с тем, как ехал раньше – сначала на 1,5, затем на две, затем на 3,6 секунды, то в FIA насторожились и после гонки решили проверить износ контрольной планки на машинах McLaren. Когда выяснилось, что её толщина меньше допустимых 9 мм, были проверены планки на оставшихся машинах из первой десятки, но с ними всё было в порядке.

Как подчеркнули в FIA, они уверены, что нарушение не было преднамеренным, однако иных санкций, кроме дисквалификации, за это не предусмотрено. 

Поскольку преимущество Норриса перед Ферстаппеном и Пиастри теперь только 24 очка, а у них равное количество очков (по 366), это лишь добавляет драматизма борьбе за чемпионский титул, тогда как до завершения сезона 2025 года остаётся всего два этапа. 

Текст: . Источник: официальный сайт чемпионата
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.