Марк Хьюз о недостатках шасси Ferrari SF-23

Карлось Сайнс за рулём Ferrari SF-23 на трассе в Монако, фото XPB

Перед началом минувшего сезона у Ferrari были большие надежды, основанные на результатах 2022 года, однако уже на зимних тестах стало понятно, что этим надеждам не суждено сбыться, потому как Red Bull Racing продвинулась вперёд намного дальше.

По сравнению с Red Bull RB19 новая машина SF23, построенная в Маранелло, была явно менее эффективной. Хотя по субботам она позволяла Шарлю Леклеру и Карлосу Сайнсу бороться за поулы, и гонщики Скудерии семь раз выигрывали квалификации, а испанцу даже удалось одержать победу в Сингапуре, по своим возможностям SF23 сильно уступала технике соперников.

По мнению Марка Хьюза, эксперта издания The Race, в Ferrari, как и в других командах чемпионата, вовремя не осознали потенциала шасси Red Bull, которое на общем фоне оказалось близким к идеалу благодаря отлично проработанной аэродинамической платформе в сочетании с оригинальной подвеской.

В Маранелло продолжали развивать концепцию, в основе которой боковые понтоны с достаточно массивной передней частью, ведь эта концепция неплохо себя показала в первой половине 2022 года. Но затем в Ferrari вынуждены были понизить мощность своих силовых установок из-за проблемы с гибридной частью, точнее, с мотор-генератором MGU-H, которую невозможно было решить по ходу сезона.

Судя по всему, тогда в Скудерии решили, что достаточно вновь в полной мере использовать мощность силовой установки и немного модернизировать шасси, и уже это позволит в 2023 году выйти на тот уровень, на котором команда была до этапа в Баку, где Шарль Леклер в очередной раз выиграл квалификацию, но ни одна из машин Ferrari не добралась до финиша.

При этом в итальянской команде явно недооценили возможности Red Bull по развитию идей, заложенных в их машину, и за эту недальновидность пришлось потом расплачиваться весь минувший сезон.

Концепция, заложенная в основу шасси Ferrari, была основана на том, что элементы аэродинамики в передней и средней части машины активно отклоняют в сторону турбулентные потоки, образующиеся позади передних колёс, но оказалось, что при этом недостаточно воздуха направляется к днищу машины и его краям, а именно эти элементы отвечают за создание граунд-эффекта.

Из-за этого на высоких скоростях машина могла вести себя непредсказуемо, поведение её задней части было излишне нервным, что проявлялось в быстрых поворотах. Особенно в условиях боковых ветров.

«Это было связано с особенностями работы аэродинамического обвеса, – приводит The Race слова Энрико Кардиле, технического директора Ferrari. – В принципе, когда машина меняет направление движения, в любом случае происходит снижение прижимной силы, это связано с влиянием зоны турбулентности, которую создают шины.

Проблема в том, сколь велики будут такие потери? При воздействии ветра они становятся больше. Всё это влияет на уровень уверенности гонщиков, который зависит от того, насколько нервно ведёт себя машина…

Шасси 2022 года создавалось в соответствии с определённой концепцией, и форма корпуса машины была просто следствием того, чего мы стремились добиться. Машина 2023 года была модернизированной версией предшественницы, в которой мы постарались ликвидировать некоторые слабые места предыдущей машины.

Мы достигли цели в том смысле, что машина вела себя на трассе именно так, как мы задумывали и как обещали расчёты. Однако вскоре, уже во время первых предсезонных тестов, мы осознали, что выбранное нами направление не самое перспективное».

Благодаря усовершенствованному аэродинамическому обвесу повысилась эффективность шасси в среднескоростных поворотах, и машина стала быстрее на прямых. Но этого было явно недостаточно, чтобы на равных соперничать с Red Bull в 2023 году.

«Основная разница между нашей машиной и машинами в стиле Red Bull заключается в форме той области боковых понтонов, что находится под воздухозаборниками радиаторов, – продолжил Кардиле. – Конструкция понтонов у нас другая. У нас они толще, и мы используем эту область корпуса машины, чтобы повысить давление воздуха перед боковыми понтонами – это позволяет лучше контролировать влияние турбулентности, создаваемой передними шинами…

При этом добиться повышения эффективности мы старались за счёт формы поверхности передней части понтонов…»

Первый значительный комплекс обновлений машина SF-23 получила в Барселоне. Боковые понтоны стали более узкими и длинными, поскольку в Ferrari пытались добиться, чтобы та часть воздушного потока, которая отклонялась в стороны, меньше влияла на снижение эффективности аэродинамического обвеса в целом.

Однако машина продолжала себя вести довольно непредсказуемо. Даже Леклер, хотя он предпочитает такой баланс, при котором проявляется некоторая склонность к избыточной поворачиваемости, почувствовал, что не может проходить быстрые повороты так, как ему хочется.

В Маранелло продолжали дорабатывать машину, однако её поведение зависело от особенностей конфигурации той или иной трассы. В квалификациях SF-23 была довольно быстрой, однако в гонках часто проигрывала даже Mercedes, поскольку на машине Ferrari резина работала менее эффективно.

В Скудерии продолжали изучать особенности шасси и экспериментировать и  постепенно ликвидировали какие-то слабые места машины, в том числе Сайнс попросил внести определённые коррективы в настройки своей SF-23, что сделало её поведение менее непредсказуемым. В том числе благодаря этому ему удалось выиграть квалификации в Монце и Сингапуре и довести гонку на сложной городской трассе до победы.

К этапу в Сузуке в Ferrari подготовили последний комплекс обновлений – на машине появилось новое, более эффективное днище, которое позволило отчасти купировать недостатки машины. Леклер почувствовал былую уверенность за рулём и в итоге даже претендовал на победу в Лас-Вегасе, но финишировал там вторым.

Скудерия до последних кругов финала сезона боролась с Mercedes за 2-е место в Кубке конструкторов, но всё-таки упустила его. По ходу сезона итальянская команда по-прежнему допускала ошибки в работе, но они были не столь существенными, как в предыдущие годы. Впрочем, основным фактором, влиявшим на результаты Ferrari в 2023 году, всё равно были недостатки шасси.

Но Кардиле пообещал, что в 2024-м будет по-другому.

«В следующем году мы перевернём эту страницу», – заявил он.

Текст: . Источник: The Race
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё