Гэри Андерсон о том, за счёт чего прибавила AlphaTauri

Машины AlphaTauri на трассе в Сузуке

Гэри Андерсон, бывший конструктор гоночных машин, а ныне технический эксперт издания The Race, проанализировал инженерные решения, позволившие AlphaTauri добиться прогресса на этой стадии сезона.

AlphaTauri занимает последнее, 10-е место в Кубке конструкторов, и на её счету всего пять очков – это не то, чего в 2023 году ожидали от команды, родственной Red Bull Racing, которая доминирует в чемпионате, разве что в Сингапуре у неё были некоторые сложности.

Однако в нескольких последних гонках итальянская команда прибавила, её гонщики уже добираются до финала квалификации и претендуют на места в призовой десятке.  

В этом году машинам AplhaTauri в целом не хватало аэродинамической эффективности, и команде не удавалось добиться, чтобы шасси AT04 стабильно генерировало прижимную силу на всём диапазоне величин дорожного просвета. Также были явные проблемы с поведением машины в медленных и среднескоростных поворотах – на поздней стадии входа в них терялась стабильность.

Ряд технических новинок позволил решить эти проблемы, прежде всего за счёт увеличения прижимной силы без потерь общей эффективности шасси.

В Сингапуре команда представила довольно обширный комплекс небольших усовершенствований, и все вместе они позволили сделать AT04 более конкурентоспособной.

Несколько изменилась геометрия той части днища, что расположена перед задними колёсами. Вы не можете просто заставить воздушный поток устремиться туда, куда вам захочется – для этого надо создать области низкого давления там, куда вы собираетесь его направить. Если вы правильно это сделаете, то вам удастся нужным образом организовать, как часто говорят специалисты, «аэродинамическую структуру потока», обтекающего машину.

Направляющие перегородки, или сплиттеры, расположенные в районе переднего края днища, отклоняют поток в стороны, после чего его затягивает в область низкого давления, которая создаётся благодаря скосам в нижней части боковых понтонов. При этом образуются вихри и набирают энергию по мере движения вдоль внешнего края днища.

Усилению таких вихрей способствует особая форма этой области днища. На предыдущей версии аэродинамического обвеса AT04 она была шире, поэтому плохо справлялась с задачей направить поток в узкое пространство между корпусом машины и задней шиной. Кроме того, стал длиннее маленький туннель, который находится как бы внутри края днища – он теперь намного больше вытянут вперёд – за счёт него создаётся местная область низкого давления, позволяющая удержать вихрь, что в свою очередь помогает аэродинамически «запечатать» края днища.

Также изменилась форма верхней поверхности боковых понтонов, а в Сузуку команда привезла ещё и модернизированное заднее крыло. В Зандфорте я обратил внимание на решение, предложенное McLaren: на MCL60 несколько изменилась форма внешних краёв подвижной плоскости заднего крыла. Я тогда сказал, что будет интересно проследить, когда другие команды последуют этому примеру.

На всех трассах, кроме Монако, вы всегда пытаетесь повысить эффективность каждого элемента машины, и это был именно такой случай. При этом возможны незначительные потери прижимной силы, но внешний край подвижной плоскости крыла меньше всего участвует в её создании.

До того, как в McLaren предложили свою интерпретацию этой области машины, там образовывался вихрь, который машина фактически «тащила» за собой. Небольшой вихрь у края подвижной плоскости крыла образуется и при таком решении, но он больше смещён под эту плоскость, а не к внутренней поверхности торцевой пластины, как было раньше.

Это небольшое усовершенствование, внесённое AlphaTauri между Сингапуром и Сузукой, позволило несколько увеличить эффективность аэродинамики AT04 в соответствии с характеристиками японской трассы.

В результате всех этих мер машина AlphaTauri прибавила и на Марине-Бей, и в Сузуке, хотя это две совершенно разные трассы. Следовательно, можно ожидать, что гонщики команды из Фаэнцы будут претендовать на очки и на всех оставшихся этапах сезона.

Вопрос лишь в том, будет ли этого достаточно, чтобы команда поднялась с последней строчки Кубка конструкторов хотя бы немного выше и смогла реально стать ещё одним претендентом, который борется за 7-ю строчку командного зачёта, ведь Williams от AlphaTauri отделяют всего 16 очков.

Текст: . Источник: The Race
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё