Гонщики Aston Martin Фернандо Алонсо и Лэнс Стролл завершили подгонку сидений в рамках подготовки к сезону 2023 года. Пресс-служба британской команды подробно описала процесс подгонки, который можно разделить на семь последовательных этапов.
Для гонщика Формулы 1 идеальная посадка в машине имеет первостепенное значение, поскольку обеспечивает безопасность и комфорт. Если гонщик чувствует себя единым целым с машиной, то может полностью сосредоточиться на работе и достижении максимума на трассе.
Точно так же, как не бывает двух одинаковых гонщиков Формулы 1, не бывает и двух одинаковых гоночных сидений, поэтому каждое сиденье изготавливается индивидуально под гонщика, и сам процесс подгонки состоит из семи шагов.
Шаг первый: Присаживайтесь
Надев гоночный комбинезон и ботинки, гонщик залезает в макет кокпита или в реальный кокпит, после чего садится на мешок, наполненный специальной расширяющейся пеной. Пена принимает форму, повторяя контуры тела и внутреннюю форму кокпита.
Шаг второй: Найдите комфортное положение
Гонщик неоднократно повторяет движения, которые обычно делает в кокпите. Например, поворачивает руль, чтобы после формирования слепка сиденья из пены рукам и локтям было комфортно. Затвердевшую форму из пеноматериала можно обрезать, чтобы ничего не мешало гонщику.
Некоторые гонщики хотят получить такое сиденье, в котором они словно застревают в кокпите. Они хотят, чтобы голова, шея и плечи во время пилотирования были зафиксированы и оставались практически неподвижными. Но есть и гонщики, предпочитающие большую свободу в кокпите.
Шаг третий: Цифровая модель
Застывшая форма сканируется и заносится в программу CAD для создания 3D-модели. Эта модель используется для изготовления формы, на которую затем слой за слоем наносят углеволокно, после чего запекают в автоклаве. В сиденье прорезаны отверстия для таких элементов безопасности, как ремни и система HANS.
Шаг четвёртый: Присаживайтесь вновь
После того, как готовое кресло установлено в кокпит, гонщик в него садится и даёт комментарии по поводу того, насколько ему удобно или нет, что можно улучшить и исправить. Карбоновую оболочку можно доработать под требования гонщика.
Шаг пятый: Проверка на соответствие регламенту
Гонщик должен легко доставать до педалей и без препятствий поворачивать руль до упора в обе стороны. Из соображений безопасности посадка гонщика не должна быть слишком высокой – это сделано для минимизации риска травм при перевороте машины или в результате бокового удара.
Когда гонщик удобно устроился в кокпите, команда тщательно его измеряет, чтобы убедиться, что посадка соответствует требованиям, прописанным в техническом регламенте.
Шаг шестой: Оценка комфорта посадки
Для увеличения комфорта гонщика можно использовать набивку сиденья, но при этом помнить, что она увеличивает общий вес. На обратную сторону сиденья можно нанести слой золотой фольги для отражения инфракрасного излучения и защиты гонщика от тепла, исходящего от силовой установки.
Шаг седьмой: Финальная оценка
Понять, насколько комфортным и подходящим получилось сиденье, гонщик может только выехав на трассу. Если выяснится, что посадка неидеальная, то вносятся дополнительные небольшие корректировки. Если гонщику совсем некомфортно и необходимы существенные изменения, весь процесс придётся повторить заново, чтобы добиться идеального результата.