FIA запретила внешний прогрев компонентов подвески

Боксы Force India на Гран При Монако

Разработчики машин Формулы 1 всегда пытались максимально эффективно использовать серые области технического регламента, чтобы добиться преимущества над соперниками, и в последнее время их ухищрения становятся всё более сложными.

Перед Гран При Азербайджана FIA запретила подвергать гидравлические актюаторы подвески предварительному прогреву: оказалось, что пять команд, включая Mercedes, используют весьма остроумный способ, позволяющий поддерживать оптимальный клиренс. Эксперты немецкого издания Auto Motor und Sport попытались проанализировать ситуацию.

Системы, которыми оснащены современные машины Формулы 1, не только становятся всё более сложными, но всё чаще бывает, что даже стюардам и специалистам FIA не сразу удаётся в них разобраться. Например, в этом сезоне некоторые команды подвергают отдельные компоненты подвески предварительному прогреву, что позволяет менять её рабочие характеристики.

Это довольно свежая идея, но её уже воплотили пять команд. Суть в том, что в качестве демпфирующих элементов задней подвески используются не традиционные амортизаторы, а гидравлические актюаторы, которые гасят как вертикальные колебания машины, так и контролируют её поперечную устойчивость.

В основном эти актюаторы скрыты под корпусом, внутри которого находится трансмиссия, поэтому их просто не видно. Предположительно, что по такому пути пошли в Mercedes, Force India, Red Bull Racing, Toro Rosso и McLaren.

На основе проверок, а также сигналов, поступавших от соперников, в FIA выяснили, что все или почти все перечисленные команды перед началом работы на трассе прогревают масло в этих гидравлических актюаторах. Причём делают это в боксах днём в воскресенье, хотя продолжает действовать режим закрытого парка. Благодаря такому прогреву характеристики масла несколько меняются, что позволяет оптимизировать работу подвески в ходе гонки, а на старте поддерживать клиренс на нужном уровне.

Force India – одна из команд, практикующих такой подход, и там для прогрева компонентов подвески используется горячий воздух. Технический директор Энди Грин этого не отрицает: «Для нас важно, чтобы температура масла была на определённом уровне, это позволяет поддерживать постоянный дорожный просвет. Когда масло холодное, клиренс ниже, чем когда оно прогрето. Поскольку в процессе работы подвески температура масла повышается, нужно заранее всё точно рассчитать, чтобы добиться требуемого уровня клиренса».

В Баку FIA проинформировала команды, что прогрев компонентов подвески при помощи внешних источников тепла отныне запрещён. Имеются в виду системы, непосредственно не связанные с машиной. Их применение будет трактоваться как преднамеренное изменение настроек в условиях закрытого парка, и это приравнивается к замене амортизаторов или стабилизаторов.

После Гран При Азербайджана в FIA ещё раз предупредили технических директоров команд, что применение метода предварительного прогрева недопустимо. Энди Грину это не понравилось: «Если не применять предварительный прогрев, значит, гонщику по пути на стартовое поле придётся пилотировать более агрессивно, чтобы температура масла быстрее достигла нужного уровня. Только после этого он сможет почувствовать реальный баланс машины».

Ошибается тот, кто думает, что теперь подобным ухищрениям положен конец. Есть и другие способы, на которые запреты не распространяются. В Mercedes, похоже, разместили гидравлические актюаторы подвески внутри корпуса, в котором находится трансмиссия, и есть предположение, что эти компоненты прогреваются за счёт температуры трансмиссионной жидкости. Возможно, трубопроводы системы трансмиссии расположены вплотную к актюаторам или даже проходят сквозь них. Горячая трансмиссионная жидкость отдаёт своё тепло, и вязкость масла в актюаторах меняется.

Таким образом, прогревать компоненты подвески можно без особых сложностей и в обход запретов FIA, ведь команды имеют право запускать двигатели и «гонять» их на холостом ходу, ведь при этом прогреваются все внутренние системы машины.

Как подтвердил неназванный представитель FIA, запретить подобную практику невозможно: «Мы не можем ничего предпринять, если компоненты подвески встроены в другие системы. Теоретически для их прогрева можно применять и тепло выхлопной системы. Мы можем вмешаться только в том случае, когда прогрев происходит противоестественным образом».

По сути, есть только один способ положить этому конец: запретить применение систем подвески подобной конструкции. Чтобы это произошло уже в 2018 году, необходимо, чтобы команды единогласно поддержали введение такого запрета, а это маловероятно. Но такой вопрос уже включён в повестку дня на 2019 год.

Текст: . Источник: Auto Motor und Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё