В 2014-м завершить сезон Marussia F1 Team не удалось – команда пережила банкротство и продажу имущества с аукциона, но произошло чудо – в последний момент нашелся инвестор, подаривший проекту ещё один год и шанс на лучшее будущее.
Manor / Marussia F1 Team | Гран При | Место | Очки | Лучший старт | Лучший финиш |
Роберто Мери | 13 | 19 | 0 | 14 | 12 |
Александер Росси | 5 | 20 | 0 | 16 | 12 |
Уилл Стивенс | 17 | 21 | 0 | 13 | 13 |
2015 | 19 | 10 | 0 | 12 | 12 |
2014 | 16 | 9 | 2 | 12 | 9 |
2013 | 19 | 10 | 0 | 15 | 13 |
2012 | 20 | 11 | 0 | 18 | 12 |
2011 | 19 | 12 | 0 | 19 | 14 |
Этим инвестором стал руководитель британской Ovo Energy, 37-летний Стивен Фитцпатрик, вложивший личные средства и отчасти решивший вопросы с кредиторами. Если бы команда не вышла на старт, то и не получила бы призовых за девятое место в Кубке конструкторов в 2014-м, заработанное благодаря двум очкам Жюля Бьянки в Монако. Расчёт Фитцпатрика был в том, чтобы вложиться, получить призовые, а потом продать команду, компенсировав затраты.
19 февраля Manor Marussia вышла из-под внешнего управления, но менее чем за месяц до начала сезона у команды не было ни новых машин, ни базы, где с этими машинами можно было работать (её перекупила Haas F1), ни моторов, ни гонщиков. Руководитель команды Джон Бут и её президент Грэм Лоудон, сохранившие свои посты, приступили к решению кризисной ситуации.
Стратегическая рабочая группа не разрешила команде использовать машины 2014 года без приведения их в соответствие с новым регламентом (идею заблокировал представитель Force India), но правила почти не изменились, так что на прошлогодних машинах просто изменили некоторые внешние элементы, с которыми удалось пройти краш-тесты FIA. О поставке моторов команда договорилась с Ferrari, получив не только силовые установки 2014 года, но и техническую помощь, в том числе на самом высоком уровне – от технического директора Скудерии Джеймса Эллисона. В начале сезона многие согласились помочь Manor, предоставив оборудование – и эта помощь имела важное значение для команды.
В Manor подписали контракты с Уиллом Стивенсом и Роберто Мери, команда пропустила зимние тесты, но приехала на первый этап в Мельбурне, где машины прошли техническую инспекцию FIA, но выехать из боксов по ходу уик-энда не смогли из-за проблем с программным обеспечением.
Когда зимой в команде действовало внешнее управление, а её имущество постепенно распродавалось, информация с серверов Marussia была удалена – чтобы её восстановить, получив возможность работать с машинами, понадобилось время.
В Мельбурне стюарды даже потребовали письменных объяснений, но не стали наказывать команду, а в Малайзии Роберто Мери, в отличие от напарника, не только смог стартовать, но и добрался до финиша 15-м, сняв вопросы о готовности команды к участию в чемпионате.
Рассчитывать на большее, чем финиш на последних позициях, в Manor Marussia (Marussia в названии пришлось сохранить, чтобы получить прошлогодние призовые) не могли, так что гонщики команды боролись лишь друг с другом, а осенью, после договорённости Фитцпатрика с потенциальными американскими инвесторами, в команде появился третий пилот. Александер Росси заменил в нескольких гонках Роберто Мери, который, в отличие от Уилла Стивенса, не имел финансовой поддержки.
Любопытно, но в итоге именно Стивенс занял последнее место в личном зачёте по итогам сезона, хотя провёл больше гонок, чем его напарники.
Лучшей в сезоне для Manor Marussia стала гонка в Сочи, где Мери финишировал 13-м, а Стивенс – 14-м. Надежность машин оказалась впечатляющей – в 14-ти Гран При оба гонщика Manor были классифицированы, но прогресса по ходу сезона добиться не удалось, да это и не представлялось возможным с прошлогодней машиной. Результаты Manor чаще сравнивали с машинами GP2, хотя в 107% в квалификации они попадали регулярно.
Осенью появилась информация о том, что команду покинут те, кому все эти годы удавалось поддерживать её на плаву – Джон Бут и Грэм Лоудон, так что в 2016-м это будет другая команда – с новыми инвесторами, новым руководством, но с прежней задачей – покинуть ряды записных аутсайдеров. В отличие от многих менеджеров, бравшихся за спасение команд Формулы 1, Фитцпатрик на первом отрезке выполнил поставленную задачу, но критическую роль чаще играет второй сезон.
В 2016-м команда будет использовать новое шасси, подписан контракт на поставку силовых установок Mercedes и коробок передач Williams, её гоночным директором стал опытный Дэйв Райан. Потенциальное увеличение конкурентоспособности привело и к увеличению стоимости контрактов пилотов – настолько, что в Mercedes даже сомневаются по поводу идеи посадить за руль Паскаля Верляйна. В итоге, на момент написания этого материала только в Manor не подтвердили ни одного пилота на 2016-й.
Команде Джона Бута удалось почти невозможное – она осталась единственной из дебютантов 2010 года, продолжившей существование, но 2016-й начнёт уже без него, а Бута мы наверняка увидим в каком-нибудь другом проекте – такие специалисты на вес золота.