Почему Райкконен уступает в квалификациях?

Кими Райкконен

Британский эксперт Джеймс Аллен проанализировал причины отставания Кими Райкконена от Себастьяна Феттеля в квалификациях и сравнил результаты с прежними выступлениями финна.

Руководитель команды Ferrari Маурицио Арривабене в последние месяцы не раз говорил, что Райкконену нужно прибавить в квалификациях, чтобы добиваться большего в гонках и гарантировать себе место в команде. Мы проанализировали выступления финна в квалификациях после возвращения в Формулу 1 в сезоне 2012 года и сделали выводы.

В этом году Кими уступает Феттелю в квалификациях со счётом 0:6. Средняя стартовая позиция Феттеля – 2.8, а Райкконена – 6.5. Финн ехал позади напарника на 89% дистанции прошедших Гран При сезона и остаётся единственным гонщиком, кому пока ни разу не удалось опередить напарника в квалификации.

«Проблема Кими – квалификация. - считает Арривабене - В определённые моменты гонки он не уступает Феттелю в скорости, так что если прибавит в субботу, то у него не будет проблем и в воскресенье».

Очевидно, что не добиваясь максимально возможного результата в субботу, он здорово осложняет себе жизнь в воскресенье в условиях плотной борьбы.

После возвращения в Формулу 1 Кими ещё ни разу не стартовал с поула. Вместе с напарниками по команде у них было четыре старта с первого ряда: Грожан в Венгрии’12 и Райкконен в Китае’13 (в Lotus) и Феттель в Малайзии и Бахрейне в 2015-м (в Ferrari). Одна из проблем в том, что за эти годы он ни разу не выступал на машине, позволяющей выигрывать квалификации.

Кроме того, почти всегда в последние годы поул доставался либо гонщикам Mercedes (18 подряд) либо машинам с моторами Mercedes (25 подряд).

В чём причина?

Результат квалификации зависит от множества факторов, но главное – собрать три лучших своих сектора на одном быстром круге. Это только кажется простым, на самом деле очень немногие способны добиваться этого стабильно. Для этого необходимо пилотировать на верхнем пределе возможностей машины на всём быстром круге, а сильная сторона Райкконена в умении стабильно ехать на длинной дистанции гонки чуть ниже этого предела, сохраняя ресурс шин.

Мы считаем, что одна из причин неудач финна в квалификации – изменившаяся в этом году конструкция задних шин. Подобные перемены всегда меняют расстановку сил в квалификациях.

У Кими консервативный стиль пилотирования, позволяющий эффективно работать с резиной в гонках, но в квалификациях нужен обратный подход, позволяющий максимально реализовать весь потенциал даже жестких или холодных шин на одном круге. У Хэмилтона как раз такой подход – он очень активно работает с тормозами, что позволяет быстро прогреть резину.

Райкконену всегда была нужна отличная управляемость передних колёс – он много работал над этим с инженерами Ferrari и в этом году ситуация улучшилась, но изменение конструкции задних шин помогло Феттелю, для которого крайне важна стабильность задней части.

Общая картина ясна.

Сезон за сезоном

В Lotus борьба была почти равной. В 2012-м счёт в квалификациях 10:9 в пользу Грожана, сначала Кими отставал, затем смог прибавить и в конце стабильно опережать напарника – шесть раз в шести последних Гран При.

В 2013-м Райкконен выиграл эту дуэль у Грожана со счётом 11:6, стартуя в среднем на 0.6 позиции выше.

В 2014-м, уже за рулём Ferrari, Райкконен уступил Алонсо со счётом 3:16 – испанец в среднем стартовал на три позиции выше. Кими явно не подходила машина, так что и в гонках он отыгрывался не так здорово, как в прошлые годы, финишируя в среднем лишь на 0.25 позиции выше стартовой.

В 2015-м в Ferrari добились серьёзной прибавки в скорости, средняя стартовая позиция Феттеля на 3.5 выше средней стартовой позиции Алонсо в 2014-м, но и на 3.7 выше средней стартовой позиции Кими в этом сезоне.

Неудивительно, что Арривабене этим недоволен. В Монако поговаривали, что в Скудерии всё же оставят Кими в следующем году, сделав ставку на борьбу за титул с Феттелем, но Райкконен должен будет зарабатывать важные для команды очки в Кубке конструкторов, а на сезон 2017 года они рассматривают кандидатуру Боттаса и другие варианты.

2012 (19 гонок) Райкконен Грожан
Средняя стартовая позиция 7.55 7.74
Средняя разница в секундах +0.007 -0.007
Счёт в квалификациях 9 10
Средняя позиция на финише 5.45 6.55
Очки 207 96
2013 (17 гонок) Райкконен Грожан
Средняя стартовая позиция 7.50 8.11
Средняя разница в секундах +0.031 -0.031
Счёт в квалификациях 11 6
Средняя позиция на финише 4.67 5.79
Очки 183 144
2014 (19 гонок) Райкконен Алонсо
Средняя стартовая позиция 9.42 6.53
Средняя разница в секундах +0.285 -0.285
Счёт в квалификациях 3 16
Средняя позиция на финише 9.17 5.12
Очки 54 159
2015 (6 гонок) Райкконен Феттель
Средняя стартовая позиция 6.50 2.83
Средняя разница в секундах +0.431 -0.431
Счёт в квалификациях 0 6
Средняя позиция на финише 4.20 2.43
Очки 60 98
Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё