Бельгия’02: Бойня у Мальмеди

Гонка #694: 9 сентября 2002 года. Гран При Бельгии, Спа
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:43,726 (241,664 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:47,176 (233,884 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:21:20,634 (225,983 км/ч)

Автодром Спа-Франкоршам, или просто Спа, изначально появился в 1921 году как временная 15-километровая трасса по обычным дорогам, расположенным между городками Франкоршам, Мальмеди и Ставло. Даже в те времена она находилась достаточно далеко от Спа, но этот бельгийский город был самым известным в провинции Льеж – именно ему и местным минеральным водам обязан своим происхождением термин spa («лечебный курорт»), поэтому и трасса получила такое название.

Сегодня Франкоршам входит в состав Ставло, и современная, 7-километровая версия трассы, фактически, находится между ним и Мальмеди. При этом Мальмеди тоже оставил свой след в истории, хотя и гораздо более печальным образом – здесь во время Второй мировой войны, 17 декабря 1944 года, произошла так называемая «Бойня у Мальмеди» (Malmedy massacre), когда группа немецких солдат расстреляла пленных американцев.

Об этом эпизоде войны у нас знают мало, но в США и европейских странах он широко известен. Поэтому слово «бойня» (massacre), которое нередко применяется в спортивной журналистике как характеристика тотального преимущества одного спортсмена (или команды) над другим, по отношению к Гран При Бельгии стараются не использовать. Однако то, что произошло в Спа в 2002 году, трудно назвать как-то иначе.

Как мы рассказывали, в первой половине и середине чемпионата 2002 года преимущество Ferrari было не так уж велико, но соперники постоянно допускали ошибки и теряли очки, так что титул Михаэль Шумахер гарантировал себе уже в июле. Но после этого ситуация разворачивалась удивительным образом.

Во-первых, к концу сезона отрыв Ferrari от конкурентов не сократился, а вырос, так что в последних гонках бороться с алыми машинами было просто некому. Во-вторых, Шумахер, чувствовавший вину за произошедшее на Гран При Австрии (хотя как раз Михаэль не был в этом виноват), начал дарить напарнику одну победу за другой. В концовке сезона Шумахер попросту отдал Баррикелло победы на Нюрбургринге, в Венгрии, Италии и США. Исключением стал Гран При Бельгии – трасса в Спа всегда была для Михаэля на особом счету, и здесь подарков он никому делать не собирался.

Самое удивительное, что в Бельгии пилоты на шинах Michelin получили, наконец, очевидное преимущество над клиентами Bridgestone. В числе 11 лучших в квалификации было девять машин на французских шинах. Но даже это не помешало Михаэлю Шумахеру занять первую строчку, с весьма солидным отрывом от показавшего второе время Кими Райкконена на McLaren – более 0,4 секунды.

Баррикелло был не так быстр, но всё же достаточно для того, чтобы оказаться третьим. Он на какое-то мгновение опередил Williams Ральфа Шумахера. Монтойя заметно уступил напарнику, но на стартовой решётке оказался рядом с ним, пятым. Все остальные, начиная с Дэвида Култхарда, проиграли Шумахеру-старшему более секунды.

Так как на дистанции F2002 была традиционно сильна, соперникам Ferrari оставалось надеяться лишь на неудачный старт пилотов Скудерии. Однако они начали гонку блестяще – Шумахер зашёл в La Source намного раньше остальных, а Баррикелло сумел оттеснить Райкконена на третье место. Пелотон опять возглавили две алые машины.

Обычно гонки в Спа проходят достаточно интересно, но, к разочарованию собравшихся на трибунах зрителей, это был не тот случай. Едва ли не единственный обгон произошёл на втором круге, когда Райкконен неожиданно потерял скорость перед Stavelot – и его опередил Монтойя. После этого, событий в гонке почти не происходило. Шумахер мгновенно умчался от всех, включая напарника, а тот, в свою очередь, быстро оторвался от Хуана-Пабло.

Михаэль поехал в боксы достаточно рано, на 17-м круге, но к этому моменту опережал Монтойю настолько, что и выехал впереди него, пропустив только Баррикелло. Спустя круг Рубенс и Хуан-Пабло тоже отправились в боксы, затем Култхард – и позиции остались прежними, за исключением того момента, что из-за заминки на пит-стопе Кими оказался позади напарника. Впрочем, на конечный результат это не повлияло – незадолго до финиша на McLaren финна сгорел мотор.

Сгоревшие двигатели стали едва ли не главным развлечением для зрителей на трибунах. Трасса в Спа очень требовательна к силовым установкам, даже в большей степени, чем Монца. Не выдержали этих нагрузок, помимо Mercedes Райкконена, мотор Ferrari на Sauber Фелипе Массы, Honda на Jordan Джанкарло Физикеллы и BAR Оливье Паниса, а также Renault на обеих машинах заводской команды. Причём, за исключением Renault Дженсона Баттона, все остальные поломки моторов произошли между 35 и 39 кругами.

Кроме того, сломалась коробка на Minardi Марка Уэббера, вылетел с трассы его напарник Энтони Дэвидсон, а на Jaguar Педро де ла Росы на полной скорости разрушилась задняя правая подвеска – испанцу повезло ни в кого не врезаться. Из остальных событий на трассе можно вспомнить разве что разворот Ральфа Шумахера, после которого он потерял много времени, нажав не на ту кнопку и пропустив Renault Трулли, но так как Ярно всё равно сошёл, на итоговый расклад это не оказало никакого влияния.

Шумахер выиграл Гран При Бельгии – это была рекордная (на тот момент), 10-я победа в течение одного сезона. Это была его рекордная шестая победа в Спа – даже без учёта 1994 года, где он финишировал первым, но позже был дисквалифицирован. Кроме того, его круг в квалификации так и остался абсолютно лучшим в истории трассы – в 2003-м Формула 1 в Бельгию не приезжала, а в 2004-м конфигурация немного изменилась, став чуть медленнее.

На финише Михаэль опередил Баррикелло всего на 2 секунды, но лишь потому, что в конце гонки ехал откровенно медленно – в этот день он, в общем-то, мог позволить себе пилотировать с любой скоростью, без особой угрозы для итогового результата. Несмотря на то, что спешить Михаэлю было решительно некуда, его лучший круг в гонке оказался на секунду быстрее, чем у Рубенса, и более чем на две секунды – чем у всех остальных.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.