Венгрия'02: Без борьбы

Финиш Рубенса Баррикелло и Михаэля Шумахера на Гран При Венгрии 2002 года
Гонка #693: 18 августа 2002 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг
Поул Рубенс Баррикелло (Ferrari F1-2002) - 1:13,333 (195,137 км/ч)
Лучший круг Михаэль Шумахер (Ferrari F1-2002) - 1:16,207 (187,778 км/ч)
Победитель Рубенс Баррикелло (Ferrari F1-2002) - 1:41:49,001 (180,364 км/ч)

В силу особенностей конфигурации гонка в Венгрии редко получалась особенно зрелищной – за исключением, разве что, пары случаев, когда по ходу Гран При начинался дождь. А сезон 2002 года и сам по себе был не слишком интересным – из-за тотального доминирования Ferrari и Михаэля Шумахера. И так как дождь на Хунгароринге на этот раз не пошёл, у зрителей не было особых оснований надеяться на яркое зрелище, но то, что они увидели, и вовсе оказалось мало похожим на гонку Формулы 1.

Корни произошедшего в Венгрии в середине августа следует искать в гораздо более ранних событиях, случившихся в мае, на печально знаменитом Гран При Австрии. Тогда лидировавший Рубенс Баррикелло, после длительных уговоров руководителя команды Ferrari Жана Тодта, перед самым финишем пропустил Михаэля Шумахера, следствием чего стал грандиозный скандал и принятый вскоре запрет на командную тактику. На подиуме бразилец тогда едва сдерживал слёзы и затем ещё не раз возвращался к тем событиям, открыто заявляя, что у него отобрали заслуженную победу.

Подиум Гран При Австрии 2002 года

Естественно, несмотря на это, ставить под угрозу свои позиции в борьбе за чемпионат Шумахер не собирался. Но доминирование Михаэля в том сезоне оказалось настолько явным, что титул он гарантировал себе ещё в июле, после Гран При Франции, за шесть этапов до окончания сезона. Далее следовала гонка в Германии, и Шумахер, конечно же, порадовал зрителей домашней победой. А затем команды приехали в Венгрию.

В квалификации пилоты Ferrari разыграли поул между собой – гонщики BMW Williams, Ральф Шумахер и Хуан-Пабло Монтойя, на этой трассе не могли составить им конкуренцию. Поул достался Баррикелло – и Михаэль, похоже, не имел ничего против. Третью и четвёртую позиции на старте завоевали Шумахер-младший и Монтойя. Пятым оказался Джанкарло Физикелла на Jordan.

Как выяснится позже, все пилоты, участвовавшие в гонке (а венгерский Гран При стал первым в сезоне, в котором не выступала команда Arrows – она прекратила своё существование из-за финансовых проблем), выбрали тактику двух пит-стопов. Обгонять на Хунгароринге непросто, так что число смен позиций по ходу гонки оказалось минимальным. Какая-то борьба велась только на старте и первом круге.

Первый поворот гонки в Венгрии 2002 года

Баррикелло захватил лидерство, Ральф Шумахер пытался атаковать брата, но отступил. Обороняясь в первом повороте, Монтойя потерял несколько мест, как и Трулли с Хайдфельдом. Физикелла, Масса, Баттон и Райкконен, напротив, смогли прибавить. Оливье Панис откатился в хвост пелотона. В дальнейшем никаких смен позиций не было вплоть до первой волны пит-стопов. Так как Ральф Шумахер заехал в боксы на круг позже Баррикелло, он ненадолго вышел в лидеры гонки – но после своей остановки вновь откатился на третью позицию.

В том же духе проходила гонка и после первого пит-стопа, и на финальном отрезке – пилоты просто следовали друг за другом, не предпринимая особых попыток провести обгон. Даже число сходов оказалось минимальным – Жак Вильнёв и Эдди Ирвайн прекратили борьбу по техническим причинам, Дженсон Баттон и Энтони Дэвидсон – после вылетов в гравий. Монтойя в какой-то момент повредил шасси, откатился назад и так и не смог пробиться наверх.

Что касается лидеров, то Михаэль и не думал каким-то образом оказывать давление на Баррикелло. У него была отличная возможность переиграть напарника за счёт тактики, как он делал прежде не раз, но в Венгрии Шумахер каждый раз останавливался на круг раньше бразильца.

Единственное, что позволил себе сделать лидер Ferrari – это под самый занавес гонки отобрать у Баррикелло лучший круг, почти на 0,7 секунды превзойдя достижение напарника. Его круг так и остался рекордным для Хунгароринга – уже в следующем сезоне длина трассы увеличилась на 400 метров.

Михаэль Шумахер на Гран При Венгрии 2002 года

Баррикелло выиграл гонку, Шумахер финишировал прямо вслед за ним, уступив всего 0,434 секунды. Третьим клетчатый флаг увидел Ральф Шумахер, опередивший двух пилотов McLaren, Кими Райкконена и Дэвида Култхарда. Этот дубль позволил Ferrari досрочно гарантировать себе победу в Кубке конструкторов.

Хотя Шумахер и не признавался, что отдал напарнику гонку намеренно, трудно было скрыть очевидное. Неизвестно, чья это была инициатива – Ferrari или Шумахера, – но большинство специалистов соглашались, что при желании Михаэль мог легко выиграть эту гонку, увеличив личный счёт побед. Однако предпочёл этого не делать.

Позже известный британский журналист Джо Савар писал: «Рубенс лидировал от начала и до конца, и Шумахер ни разу не попытался угрожать его позициям. Если бы Михаэль всерьёз атаковал, мы бы, вероятно, увидели какую-то другую гонку, но он просто ехал позади Баррикелло.

Может быть, мы бы и поверили в то, что всё было нормально, если бы в какой-то момент не взыграло чемпионское эго – немец не удержался и продемонстрировал свою силу. На заключительном отрезке его времена на круге были такими: 1:19,564, 1:19,801, 1:20,275, 1:16,207, 1:20,884, 1:19,679. Этот единственный круг Михаэля показал, на что он был бы способен, если бы действительно сражался».


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё