Италия'00: Праздник со слезами на глазах

Мика Хаккинен, Михаэль Шумахер и Ральф Шумахер на пресс-конференции после финиша Гран При Италии 2000 года
Гонка #660: 10 сентября 2000 года. Гран При Италии, Монца
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:23,770 (248,953 км/ч)
Лучший круг Мика Хаккинен (McLaren) – 1:25,595 (243,645 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:27:31,638 (210,468 км/ч)

После Гран При Канады, где победил Михаэль Шумахер, ход чемпионата 2000 года неожиданным образом изменился. На протяжении пяти этапов подряд лидер Ferrari не мог победить – трижды он сошёл, ещё два раза финишировал вторым, позади Мики Хаккинена. В результате финн, ещё недавно безнадёжно отстававший от Михаэля в личном зачёте, смог захватить лидерство в гонке за титул.

Этапов до конца сезона оставалось всё меньше, Хаккинен опережал Шумахера уже на шесть очков, McLaren оторвалась от Ferrari в Кубке конструкторов на восемь очков, но в Скудерии твёрдо рассчитывали на домашнем Гран При Италии повернуть ход борьбы в свою пользу. Даже несмотря на то, что в последние годы машины Ferrari выглядели в Монце неважно.

Первые же тренировки показали, что времена изменились – в пятницу лучшие результаты в обеих сессиях остались за Рубенсом Баррикелло, в субботу – за Михаэлем Шумахером. В квалификации борьба была острой, но верх взяли гонщики Скудерии – Шумахер завоевал поул, Баррикелло начинал гонку с соседней позиции. Хаккинен уступил им немного, менее 0,2 секунды, но особых надежд на более высокий результат у него и не было. Четвёртое время неожиданно показал Жак Вильнёв – мотор Honda на его BAR работал отлично. Култхард оказался только пятым, хотя проиграл Шумахеру лишь полсекунды.

Перед гонкой 2000 года конфигурацию автодрома в Монце немного изменили. Прежде после стартовой прямой следовали две шиканы (левый-правый-левый-правый), носившие общее название Variante Goodyear. В 2000-м их заменила хорошо знакомая нам сегодня шикана Variante del Rettifilo, гораздо более крутая, глубокая и узкая, причём теперь сначала следовал правый поворот, а потом левый. Немного изменилась и другая шикана – Seconda Variante, тоже став более крутой.

Пилоты преодолевают первую шикану на Гран При Италии 2000 года

Мнения гонщиков относительно перемен разделились. Так, Жан Алези отмечал, что теперь пилоту, на машине которого возникли какие-то проблемы в первом повороте, будет проще покинуть трассу, Михаэль Шумахер полагал, что новая шикана снизит нагрузку на подвеску. А вот Дэвид Култхард раскритиковал обновлённую конфигурацию – по его мнению, она могла спровоцировать завал в первом повороте, так как требовала гораздо более жёсткого торможения.

В правоте Култхарда все убедились уже в воскресенье – при непосредственном участии шотландца. Уже в первом повороте столкнулись Сало, Диниц и Ирвайн – пилоты Sauber, в полном соответствии с прогнозом Алези, после контакта проехали по прямой, повредив машины, но продолжив движение, а для Эдди гонка на этом закончилась.

Но куда более серьёзная авария произошла во второй шикане. В конце прямой Трулли пытался атаковать Баррикелло, позади них ехал Френтцен. Что произошло дальше – точно неизвестно. Френтцен утверждал, что Рубенс слишком рано затормозил, бразилец же считал, что Хайнц-Харальд сам грубо ошибся. Так или иначе, Френтцен врезался в Ferrari, затем задел машину напарника, а тот, потеряв управление, буквально снёс McLaren Култхарда. После контакта от Jordan Трулли отлетело заднее левое колесо, перелетело через ограждение и попало в грудь и голову волонтёра-пожарного Паоло Джислимберти.

На помощь упавшему пожарному бросился один из маршалов, вскоре подоспели врачи Формулы 1 Сид Уоткинс и Гэри Хартстейн. Пострадавшего на какое-то время вроде бы удалось реанимировать, его отправили в местный госпиталь, но там констатировали его смерть. Это была первая гибель человека на гонках Формулы 1 с Гран При Сан-Марино 1994 года, когда погиб Айртон Сенна – по нелепому стечению обстоятельств она вновь произошла в Италии.

Авария во второй шикане в Монце

Гонка, тем не менее, продолжалась своим чередом – организаторы лишь выпустили автомобиль безопасности. После первого круга пелотон не досчитался шести машин – помимо Култхарда, Баррикелло, Ирвайна и двух Jordan сошёл ещё и Педро де ла Роса, также попавший в завал во второй шикане. Джонни Херберт смог добраться до боксов, но его Jaguar оказался повреждён так сильно, что о продолжении гонки не могло быть и речи.

Рестарт был дан на 12-м круге – изрядно поредевший пелотон вновь отправился в бой. Лидировал Михаэль Шумахер, за ним следовали Хаккинен, Вильнёв, Ральф Шумахер и Физикелла. Шестым перед рестартом был Баттон, но он пострадал в необычном инциденте. Отпуская автомобиль безопасности подальше, Шумахер замедлился на задней прямой, за ним притормозили и остальные пилоты, но Дженсон этого не заметил и, чтобы не врезаться в Ральфа, вынужден был на высокой скорости свернуть на траву, где задел отбойник. Молодому британцу удалось вернуться на трассу, но машина получила повреждения, и Баттон вылетел с трассы в Параболике.

После схода Баттона на шестое место поднялся Вурц, но ненадолго – уже на следующем круге его опередил Ферстаппен. Йос и Рикардо Зонта были самыми активными пилотами в этой части гонки – они прорывались наверх, сумели опередить Benetton Физикеллы, Williams Ральфа Шумахера и начали активную борьбу между собой за третью позицию. Сражение шло с переменным успехом, и завершилось на 24-м круге, когда бразилец поехал в боксы. Как выяснилось, он планировал на один пит-стоп больше, чем его соперники.

Ральф Шумахер сумел вернуть утерянную третью позицию благодаря более позднему, чем у Ферстаппена, пит-стопу. Это же пытался сделать и Хаккинен по отношению к Михаэлю, но трёх кругов с пустыми баками ему не хватило, чтобы отыграть пятисекундное отставание, и Ferrari осталась во главе пелотона. На пит-стопе механики внесли в настройки McLaren некоторые изменения, которые позволили финну прибавить и показать лучший круг, но и этого оказалось недостаточно. На финише Михаэль опередил Мику менее чем на четыре секунды.

Мика Хаккинен и Михаэль Шумахер на подиуме Гран При Италии 2000 года

Третье место завоевал Ральф Шумахер – на подиуме вновь оказались два брата. Йос Ферстаппен за свой блестящий пилотаж вознаградил себя и свою команду Arrows очками за четвёртую позицию – это была всего лишь вторая результативная гонка для голландца в сезоне. Вурц финишировал пятым, Зонта шестым.

Шумахер прервал трёхмесячную «засуху» в своих результатах – это была его первая победа за шесть гонок. И одержана она была на самой важной для его команды трассе – в Монце. Кроме того, это была его 41-я победа в Формуле 1 – по этому показателю он сравнялся с Сенной. Когда на послегоночной пресс-конференции Михаэля спросили, что он чувствует по этому поводу, он неожиданно разрыдался – к великому удивлению Хаккинена, своего брата и всех присутствующих.

«Мне не хватит слов, чтобы выразить свои чувства, и могу лишь сказать что счастлив и опустошён, – сказал чуть позже Михаэль. – Эта 41-я победа очень много для меня значит, и бывают моменты, когда я не могу отвечать на ваши вопросы. Это очень эмоциональная победа, даже в большей степени, чем в 1998 году. Мы находимся в Италии, после серии непростых гонок, и как мы доказали в этот уик-энд, смогли вернуться на правильный путь. Я всё ещё отстаю в чемпионате, но эта победа принесла огромное облегчение. В команде работают 500 человек, все они внесли свой вклад в этот успех».

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё