Канада'00: Проклятье поула

Михаэль Шумахер на Гран При Канады 2000 года
Гонка #654: 18 июня 2000 года. Гран При Канады, Монреаль
Поул Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:18,439 (202,904 км/ч)
Лучший круг Мика Хаккинен (McLaren) – 1:19,049 (201,338 км/ч)
Победитель Михаэль Шумахер (Ferrari) – 1:41:12,313 (180,850 км/ч)

Принято считать, что в 2000-м титул достался Михаэлю Шумахеру достаточно легко – ведь именно с этого года началась беспрецедентная пятилетняя серия побед пилота Ferrari в чемпионатах мира. В действительности в том сезоне машина McLaren по меньшей мере не уступала в скорости Ferrari F1-2000, и доказательством тому – три поула Мики Хаккинена в трёх первых гонках сезона, причём, в двух случаях со второй позиции стартовал другой пилот McLaren, Дэвид Култхард.

Команду из Уокинга вновь преследовали проблемы с надёжностью, да и на дистанции Скудерия оказывалась более конкурентоспособной, чем в квалификации, и все эти три гонки выиграл Шумахер. К европейской части сезона Ferrari удалось прибавить и на одном круге, причём первым выиграл квалификацию Рубенс Баррикелло, но теперь уже пилотов итальянской команды преследовало «проклятье поула».

Ни первая стартовая позиция в Барселоне, ни аналогичный успех в Монако не позволили Шумахеру одержать победы в этих гонках – равно как Баррикелло в Сильверстоуне и Култхарду на Нюрбургринге. В общем, по итогам семи первых гонок обладателю поула ни разу не удалось финишировать первым. А с учётом предыдущего сезона, эта удивительная серия продолжалась уже 12 Гран При подряд.

Восьмой этап проходил в Канаде, на автодроме имени Жиля Вильнёва. Несмотря на ряд неудач, Шумахер сохранял уверенное лидерство в чемпионате, так как Хаккинен и Култхард делили успехи между собой (впрочем, даже в сумме они выиграли меньше гонок, чем Михаэль) – Дэвид уступал немцу 12 очков, Мика – 17. На счету Баррикелло пока побед не было, он проигрывал лидеру своей команды уже 24 очка.

Новый напарник потребовался Михаэлю после того, как предыдущий, Эдди Ирвайн, решил уйти в новую команду Ford, названную из маркетинговых соображений Jaguar Racing – в конце 1999 года американская корпорация выкупила Stewart Grand Prix у Джеки Стюарта. Ferrari и Jaguar фактически поменялись пилотами – до 2000 года Баррикелло выступал именно в Stewart. Интересно, что объявлено о переходе было в тот момент, когда Ирвайн лидировал в чемпионате – но завоевать титул ему в итоге не удалось.

Пилоты Williams, Ральф Шумахер и Дженсон Баттон, на Гран При Канады 2000 года

Предыдущая гонка в Монако прошла неудачно не только для Михаэля Шумахера, но и для его брата Ральфа. Старший из братьев сошёл по техническим причинам, а младший разбил машину в первом повороте трассы на середине дистанции, серьёзно повредив ногу. В Канаду он полетел без особой уверенности в том, что сможет участвовать в гонке. Вместе с ним в Монреаль полетел и тест-пилот Williams Бруно Жункейра. Всего за несколько дней до начала уик-энда Ральф признавался, что по-прежнему чувствует сильную боль при ходьбе, так что решение о том, будет ли он участвовать в заездах, планировалось принять после проверки FIA и первой сессии свободных заездов.

Сессия показала, что с Ральфом всё в порядке – особых проблем при пилотаже он не испытывал, и команда официально подтвердила, что он проведёт весь уик-энд. Лидировали тем временем попеременно то пилоты McLaren, то Ferrari. Поул в очень острой борьбе достался Михаэлю Шумахеру – он опередил Дэвида Култхарда всего на 0,098 секунды! На втором ряду тоже расположились машины Ferrari и McLaren, в том же порядке. «Лучшим из остальных» стал гонщик Jordan Хайнц-Харальд Френтцен. Шестое время, к радости местных болельщиков, показал Жак Вильнёв.

«Сессия получилась захватывающей – сначала я был самым быстрым, затем меня опередили, потом я снова вернулся на первую строчку, – рассказывал Михаэль Шумахер. – В конце сессии мне сказали по радио, что у Култхарда лучшее время, так что нужно продолжать атаковать. Я в этот момент находился в 10-м повороте – не лучший момент для разговоров! Но я не знал, сколько мне нужно отыграть, так что просто продолжил свою попытку. Значимым фактором стал ветер. Сегодня он оказался боковым, и это влияло на прижимную силу, было трудно предсказать её эффективность. Я рад, что Рубенс стартует третьим – думаю, мы хорошо подготовились к гонке».

Старт Гран При Канады 2000 года

Ещё лучше ситуация для Ferrari складывалась в воскресенье. Шумахер показал лучшее время на warm-up, а уже на прогревочном круге не смог тронуться с места Култхард. Механики McLaren бросились к машине Дэвида и быстро реанимировали его мотор – ещё даже до того, как мимо проехали все соперники, так что шотландец смог занять свою стартовую позицию.

Шумахер отлично стартовал, а вот Баррикелло и Хаккинен начали гонку не лучшим образом – их обоих опередил Вильнёв! Култхард сохранил вторую позицию и был единственным, кому удавалось поддерживать темп Михаэля – но лишь до 14-го круга, когда ему пришлось заехать в боксы для отбытия 10-секундного Stop&Go. Стюарды не оставили без внимания эпизод на прогревочном круге, ведь работа с машиной после 15-секундного сигнала запрещена…

Штраф отбросил Култхарда на 10-е место и сделал Шумахера безоговорочным фаворитом гонки. Михаэль стремительно отрывался от Вильнёва, а Баррикелло и Хаккинен никак не могли опередить канадца. К 9-му кругу Шумахер выигрывал у этой троицы 12 секунд, к 20-му – 20 секунд. Ещё немного – и Шумахер даже мог бы позволить себе лишний пит-стоп, не потеряв лидерства.

Однако на 23-м круге гонки начался дождь, подаривший соперникам Михаэля надежду. Поначалу он лишь немного моросил, но с каждым кругом становился сильнее, так что пилоты начали ошибаться. На 24-м круге столкнулись Ферстаппен и Култхард – оба смогли вернуться на трассу, потеряв несколько позиций. На 25-м круге Баррикелло, наконец, смог обогнать Вильнёва и бросился в погоню за напарником.

Дэвид Култхард на Гран При Канады 2000 года

Оказавшись на свободной трассе, Рубенс резко прибавил. Пилоты Ferrari обменивались лучшими кругами, но вдруг скорость Михаэля немного упала. На 34-м круге команда позвала его в боксы – несколько раньше, чем изначально рассчитывали, чтобы осмотреть машину. Тем не менее, пит-стоп получился достаточно быстрым, и вернувшись на трассу, немец пропустил только своего напарника. Тот пролидировал восемь кругов, пока сам не свернул на пит-лейн.

Хотя воды на трассе становилось всё больше, дождь всё же был не настолько сильным, чтобы переходить на дождевую резину. Пилоты оставались на трассе, но пилотировать становилось сложнее. Кроме того, в сложной ситуации оказались и стратеги команды. На 44-м круге на свой второй пит-стоп заехал Вильнёв. Именно в этот момент дождь пошёл с новой силой, и в BAR возникло что-то вроде паники – механики не знали, какие шины ставить. В итоге выбор всё же был сделан в пользу шин для сухого асфальта – и уже спустя круг стало ясно, что это ошибка. Вильнёву пришлось заезжать в боксы во второй раз, что отбросило его далеко за пределы шестёрки лучших.

Заехавший в боксы на следующем круге Шумахер получил дождевую резину. Одновременно пришлось заехать и Баррикелло. Рубенс потерял какое-то время позади Михаэля, и в результате оказался позади Benetton Джанкарло Физикеллы. Итальянец проводил гонку лишь с одним пит-стопом и сменил шины в очень удачный момент, сразу получив дождевую резину. Благодаря этому он поднялся на второе место, но уже на следующем круге ошибся, прогулялся за пределы трассы и пропустил Баррикелло.

Ошибался не только Физикелла – в первом повороте развернуло даже Михаэля Шумахера. Немец сохранил лидерство, но его отрыв от напарника резко сократился. Вылетали за пределы трассы Вильнёв, Вурц и Ферстаппен. На 65-м круге Вильнёв врезался в Ральфа Шумахера – и для обоих гонка на этом закончилась. Спустя пару кругов их «подвиг» едва не повторили Култхард и Вурц – но касание всё же было более лёгким, и оба пилота продолжили движение.

Михаэль Шумахер на Гран При Канады 2000 года

Вплоть до финиша Баррикелло вплотную преследовал Шумахера, ситуация оставалась достаточно напряжённой. Тем не менее, Михаэль смог благополучно добраться до финиша и выиграть гонку – сняв, таким образом, «проклятие поула». Второе место Баррикелло принесло Ferrari второй командный дубль в сезоне, после Австралии. Для Физикеллы его подиум оказался уже третьим в сезоне и вторым подряд – дела итальянца складывались неплохо. Тогда было трудно предположить, что это последние очки Джанкарло в сезоне.

После финиша Култхард весьма раздражённо отзывался о наложенном на него штрафе. По мнению шотландца, решение стюардов стоило ему победы. «Есть смешное правило, по которому механики должны отойти от машины за 30 секунд до старта, – сказал он. – Вероятно, это делается из соображений безопасности, но в результате зрители не увидели плотной борьбы за победу в этой гонке. Я вполне мог её выиграть – я комфортно чувствовал себя позади Михаэля и ждал своего часа».

Михаэль комментировал свой успех с осторожностью. Хотя его преимущество в чемпионате над Дэвидом выросло до 22 очков, он напомнил, что впереди ещё половина чемпионата, а борьба далеко не окончена. «Сейчас я не думаю о титуле, – сказал он. – Есть золотое правило – ты можешь считать себя чемпионом только тогда, когда тебя уже математически никто не может опередить. Я выступаю в Формуле 1 уже 10 лет и видел многое». Ближайшее будущее показало, что чемпион совершенно прав.

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости