Гран При Австрии: Превью этапа

Трассу в Сильверстоуне, где на прошлой неделе прошёл великолепный Гран При, многие команды называют домашней. Но это скорее не дом, а муравейник, куда приходят гости одновременно ко всем. По-настоящему эксклюзивный домашний этап есть только у Ferrari в Монце и у Red Bull в Шпильберге.

Эти команды – два противоположных полюса. Ferrari заработала репутацию выпуском великолепных спортивных и гоночных машин, доступных только сильным мира сего, а к Red Bull поначалу относились с усмешкой, называя «лишь производителем газировки», который всё решает деньгами. Но в спорте главное – результат, и за годы отношение изменилось.

Red Bull Racing дебютировала в 2005-м, на сегодняшний день провела 335 Гран При, выиграла 82 гонки и пять чемпионских титулов. За этот же период Ferrari выиграла 59 гонок и два титула.

В 2022-м две эти команды после десятилетнего перерыва – в 2012-м их разделили 60 очков – второй раз в истории ведут борьбу за титул и Кубок конструкторов, в которой больше никто не участвует. И после десяти прошедших Гран При у Red Bull почти такое же преимущество, как десять лет назад по итогам всего сезона.

В этот уик-энд в Шпильберге всё будет посвящено Red Bull. Развлекательная программа, выступление лётчиков и других экстремалов, которых финансирует австрийская компания. Трибуны будут заполнены и окрашены в оранжевые цвета болельщиков Макса Ферстаппена, который приедет на этап лидером чемпионата и безусловным фаворитом – в прошлом году Макс выиграл обе гонки в Шпильберге, да и в этом году одержал уже шесть побед – против двух у Леклера и одной у Переса и Сайнса.

Ferrari в гостях придётся непросто. Команда часто ошибается, даже имея преимущество, а когда находится позади и нужно рисковать, у стратегов дрожат руки. В Red Bull же не только умеют работать под прессингом, но и способны его создавать.

Когда говорят, что правила безопасности в автоспорте написаны кровью, это воспринимается как привычный шаблон. Ведь в гонках давно никто не погибал.

Необходимость системы защиты головы в «открытых колёсах» стала очевидной после гибели несчастного Генри Сертиза в 2009-м. 18-летний гонщик Формулы 2, сын чемпиона мира 1964 года Джона Сертиза, на этапе в Брэндс-Хэтч в субботу поднялся на подиум в новой для себя серии, а в воскресенье погиб на глазах у друзей и родителей.

После вылета Джека Кларка заднее левое колесо оторвалось от машины и словно в замедленной съёмке не спеша прыгало по асфальту к противоположной стороне трассы. Пелотон проезжал мимо, казалось, всем удастся миновать место аварии, когда колесо сверху ударило в голову Генри Сертиза. Он потерял сознание, неуправляемая машина врезалась в барьер и замерла на обочине. Подоспевшие врачи эвакуировали Генри, но их усилия оказались тщетны.

Схожий инцидент в 2015-м стоил жизни гонщику Indycar Джастину Уилсону, когда фрагмент носового обтекателя другой машины ударил ему в шлем. На следующий день он скончался, не приходя в сознание.

Многие противились идее защищать кокпит сверху, мотивируя это тем, что это противоречит самому духу формульных гонок. Против был и Берни Экклстоун. До этого так же непросто проходило внедрение системы защиты головы и шеи HANS, которая сейчас стала для всех привычной.

Вместе с инженерами команд FIA разработали несколько вариантов систем защиты головы. В Mercedes предложили концепцию Halo, которая после доработки сейчас используется в формульных сериях FIA, а в Red Bull Racing разработали защиту Aeroscreen – она сейчас используется в Indycar.

С тех пор Halo несколько раз спасала гонщиков. Прочный титановый обруч над головой стал надёжным элементом системы безопасности – и на прошлой неделе в Сильверстоуне спас двоих.

Когда во время воскресной гонки Формулы 2 машина Денниса Хаугера ударила сверху по машине Роя Ниссани, Halo приняла удар на себя.

Через несколько часов в гонке Формулы 1 Гуаньюй Чжоу двести метров скользил на прочной Halo по асфальту и гравию – задний обруч безопасности разрушился при ударе, а потом, уже за не сыгравшим свою роль защитным барьером титановый обруч защитил его голову, когда машина рухнула, отразившись от сетки, отделявшей 800-килограммовую неуправляемую технику от начавших разбегаться зрителей.

И хотя к внешнему виду Halo остаются вопросы, это простое и эффективное решение можно считать безусловно лучшим дополнением системы безопасности машин формульных серий последних лет. А безопасность всегда должна быть на первом месте, нравится нам это или нет.

Гран При Австрии завершает первую половину сезона. Это одиннадцатый этап за семнадцать недель. После гонки в Шпильберге останется ещё одиннадцать за девятнадцать недель, но в их числе и четыре недели обязательного летнего перерыва, думать о котором сейчас так приятно. Вторая половина сезона будет ещё более плотной и должна получиться интересной, хотя судьба титула наверняка решится досрочно.

В условиях ограниченного бюджета в большинстве команд рано переключатся на машину следующего года, и хотя формально регламент почти не изменится, расстановка сил в 2023-м будет совсем другой. Как и календарь, созданный по региональному принципу.

Но до конца сезона ещё далеко, а на этой неделе нас ждёт любопытный Гран При Австрии – впервые в формате с субботним спринтом.

Читайте ещё