Гран При Великобритании: Пресс-конференция в четверг

Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Льюис Хэмилтон (Mercedes) и Шарль Леклер (Sauber)

Участники: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing), Льюис Хэмилтон (Mercedes) и Шарль Леклер (Sauber)

Вопрос: Шарль, вы блестяще проводите дебютный сезон, заработав очки в пяти из шести последних Гран При! И во всех этих шести Гран При вы неизменно пробивались во вторую часть квалификации. Похоже, вам удаётся идеально выбирать настройки – насколько уверенно вы чувствуете себя в преддверии очередного уик-энда?
Шарль Леклер: Как я говорил ранее, уверенности у меня не так уж много, после каждого этапа я анализирую неудачные моменты, а их по-прежнему немало. Я допускал ошибки и в Поль-Рикаре, и в Австрии, но нам удавалось стабильно зарабатывать очки, это здорово, хоть и неожиданно, как и выход во вторую часть квалификации в шести Гран При подряд. Правда, предстоящий уик-энд, как мне кажется, будет сложнее, в Сильверстоуне много скоростных поворотов, но мы постараемся сработать по максимуму. Надеюсь, мы снова выступим хорошо.

Вопрос: Вы говорили о неудачных моментах, но давайте поговорим о позитивном. Вам явно удается сработаться с машиной – вас самого удивляет, насколько быстро вы добиваетесь хорошей скорости?
Шарль Леклер: Честно говоря, первые три уик-энда были для меня очень непростыми, но в Баку удалось добиться прогресса, особенно в работе над настройками. В первых трех гонках я требовал от инженеров совсем не то, что было необходимо, но потом ситуация изменилась к лучшему. Сейчас всё складывается замечательно, нужно продолжать в том же духе.

Вопрос: Нелегко выступать за команду, переживающую период реструктуризации, однако вы неплохо справляетесь. Насколько вам нравится быть частью этого процесса, и что вы для себя почерпнули?
Шарль Леклер: Приятно наблюдать работу команды и то, как наши усилия приводят к результатам на трассе. У нас нет революционных изменений и каких-то прорывных модификаций, но каждый раз, когда мы ставим на машину очередную новинку, это позволяет сделать шаг в правильном направлении. В Формуле 1 это вовсе не гарантировано, бывает и так, что на трассе новинка ведёт себя иначе, чем предполагалось, но наша команда в этом плане действует блестяще. Парни дают мне очень послушную машину, это правда здорово!

Вопрос: Макс, расскажите о вашей недавней победе в Австрии перед многочисленными голландскими болельщиками...
Макс Ферстаппен: Победа была неожиданной, но очень приятной – особенно если учесть, что в пятницу и субботу мы не блистали скоростью. Но в гонке я быстро понял, что баланс машины весьма неплох – и смог агрессивнее атаковать в скоростных поворотах, где ранее мы уступали соперникам. Потом Валттери Боттас выбыл из-за проблем с машиной, наша команда здорово сработала во время режима виртуального автомобиля безопасности и оперативно провела пит-стоп. Да, ближе к финишу парни из Ferrari смогли подобраться, но мы контролировали ситуацию и были очень рады своему успеху!

Вопрос: Для вас это одна из лучших побед?
Макс Ферстаппен: Да, я часто это повторяю. Всегда приятно финишировать первым, но в этот раз победа была неожиданной и потому чуть более особенной.

Вопрос: В трех предыдущих гонках вы неизменно финишировали на подиуме, как оцениваете конкурентоспособность Red Bull Racing на фоне Mercedes и Ferrari?
Макс Ферстаппен: Многое зависит от конкретной трассы. Если на автодроме есть длинные прямые, мы оказываемся лишь третьими по скорости, но если прямых мало, с нашим, как мне кажется, лучшим шасси, мы очень конкурентоспособны. Приятно было победить в Австрии: мы думали, что вновь уступим соперникам, однако вышло наоборот, это хорошо! Посмотрим, что получится в Сильверстоуне.

Макс Ферстаппен

Вопрос: Обсудим подробнее. В Сильверстоуне длинные прямые, но есть и скоростные повороты. Какой, по-вашему, будет расстановка сил в этот уик-энд?
Макс Ферстаппен: Проблема в том, что некоторые повороты сейчас проходятся с педалью газа в пол, словно мчишься по прямой, и для нас это не лучший вариант – я говорю, к примеру, о Copse. Я не рассчитываю на невероятную конкурентоспособность, но мы будем достаточно быстры. Посмотрим, как пойдут дела в гонке.

Вопрос: Льюис, вы наверняка постараетесь в рекордный шестой раз победить в Сильверстоуне. В этот уик-энд на вашей стороне поддержка местных болельщиков, что вы чувствуете в преддверии домашней гонки?
Льюис Хэмилтон: Ощущения те же, что и каждый год. Для меня Гран При Великобритании – самый особенный этап сезона, участвовать в нем – большая честь. Я просматривал записи предыдущих лет, когда видишь здесь множество британских флагов, эмоции потрясающие. Местные болельщики великолепны, погода – лучше, чем где-либо. Я сражаюсь за чемпионский титул, сезон складывается очень интересно!

Вопрос: Почему эта гонка воспринимается вами несколько иначе?
Льюис Хэмилтон: Из-за болельщиков.

Вопрос: Расскажите о гонке в Австрии, какие меры были приняты командой? По каким причинам вы там сошли с дистанции? Вы уверены, что здесь обойдется без проблем?
Льюис Хэмилтон: Для команды это был трудный уик-энд, и нам, конечно же, не хотелось, чтобы всё получилось так, как получилось. Всё, что тебя не убивает, делает тебя сильнее. Боевой дух команды силен, как никогда: подобный опыт сплотил нас больше, чем любой из предыдущих сезонов. Что касается той технической проблемы, решение нашли тем же вечером и начали его тестировать. Команда бросила на это все силы, и я абсолютно уверен – мы сделали всё возможное, чтобы предотвратить повторение подобных неприятностей.

Вопросы с мест

Вопрос: (Ханс Штраус) Макс, что скажете о трех гонках за три недели? Это привычное дело, или столь плотный график требует напряжения?
Макс Ферстаппен: График, конечно, более напряженный, но гонщики не чувствуют особых сложностей. Гораздо сложнее приходится механикам и их семьям.

Шарль Леклер на пресс-конференции в четверг

Вопрос: (Беатрис Цамунер) Шарль, если учесть, что Sauber постепенно прогрессирует, хотели бы вы выступать за эту команду в следующем сезоне?
Шарль Леклер: Я не раз говорил, что мне интересно участвовать в этом проекте. Мы прогрессируем от гонки к гонке, команда готовит доработки и постепенно подтягивается к соперникам. Но что касается следующего сезона – посмотрим, какие варианты у меня будут.

Сейчас я полностью сосредоточен на текущих задачах и стараюсь помочь команде доработать машину. Своими результатами наш коллектив явно превосходит ожидания, мы сами не предполагали, что будем прогрессировать настолько успешно. Это здорово, а что будет дальше – посмотрим.

Вопрос: (Ливио Орихио) Льюис, рассчитываете ли вы, что обновленная спецификация шасси, дебютировавшая в Австрии, в Сильверстоуне лучше себя проявит? Эта трасса больше соответствует понятию «классическая», чем автодром в Шпильберге?
Льюис Хэмилтон: По скорости в поворотах австрийская и британская трассы очень похожи, особенно если мы говорим о втором и третьем секторах Red Bull Ring. Но автодром в Сильверстоуне более требовательный из-за местных погодных условий.

Первый поворот и вираж Copse мы наверняка будем проезжать с педалью газа в пол – для шин предстоящая гонка будет одной из труднейших. Если говорить о конкурентоспособности машины, в Сильверстоуне мы, определенно, сможем выжать из шасси и мотора больше скорости, но это же можно сказать о соперниках. С нынешними машинами мчаться на сумасшедших скоростях не так уж и сложно, ведь у нас есть большие антикрылья и широкие шины. Думаю, мы поедем здесь быстрее, чем когда-либо – уверен, будет весело!

Вопрос: (Дэн Натсон) Шарль, вы сказали, что команда постоянно дорабатывает машину, но насколько лично вы стали быстрее? Насколько лучше вам удается выжимать из машины максимум скорости?
Шарль Леклер: Как я уже говорил ранее, в первых трёх гонках мои требования к настройкам были ошибочными, из-за чего получалась цепная реакция: машина плохо слушалась руля, я атаковал агрессивнее, допускал больше ошибок и т.д. К этапу в Баку я понял, какой баланс мне необходим, на городской трассе смог добиться большей стабильности и продолжил в том же духе в последующих гонках.

Это сработало в мою пользу, мне стало проще понять предел возможностей машины и выжать из неё максимум. Далее команда поработала над балансом, машиной стало еще проще управлять, что позволило нам сделать гигантский шаг вперед.

Вопрос: (Эндрю Бенсон) Льюис, для вас сезон складывается неровно, за удачными уик-эндами следуют непростые. Как вы сами оцениваете ситуацию, нет ли ощущения, что вам, как и год назад, удастся после всех трудностей впечатляюще провести вторую половину сезона?
Льюис Хэмилтон: Невозможно предсказать, как сложится оставшаяся часть сезона. Глядя на недавние инциденты, могу сказать, что команда реагирует очень оперативно. Конечно, мы стараемся упреждать негативные моменты, но здорово уметь так быстро отвечать на проблемы. Мы заметно доработали машину, я лучше понимаю её поведение – это вполне естественно, когда по ходу года команда и гонщик всё лучше осознают сильные и слабые стороны шасси и мотора, точнее разбираются в нюансах работы шин. Уверен, все участники чемпионата будут активно прогрессировать, но мы хотим, по возможности, прогрессировать быстрее всех.

У меня нет объяснения тому, почему сезон складывается неровно. Отчасти дело в шинах, отчасти в том, что бороться теперь приходится сразу с двумя командами. Конкуренция острее, прессинг выше. Именно таким и должен быть спорт – выжимающим из гонщиков и машин всё больше и больше. Так что в нынешней ситуации нет ничего плохо.

Вопрос: Льюис, ранее Макса спрашивали о расстановке сил в борьбе трех команд. Каково ваше мнение?
Льюис Хэмилтон: Расклад сил между тремя быстрейшими командами?

Вопрос: Именно...
Льюис Хэмилтон: Не знаю. Макс, что ты тогда ответил?

Макс Ферстаппен и Льюис Хэмилтон

Макс Ферстаппен: Что иногда у нас неплохие шансы, а иногда мы только третьи. Всё зависит от конкретной трассы – по крайней мере, для Red Bull Racing.

Вопрос: Льюис, так чья машина сейчас быстрейшая?
Льюис Хэмилтон: Как заметил Макс, ситуация меняется от трассы к трассе, но я по-прежнему считаю нашу команду лучшей и верю, что мы сохраним этот статус до конца сезона.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, в нынешнем сезоне Mercedes несколько раз допускала стратегические просчеты. Не будут ли эти ошибки стоить вам титула?
Льюис Хэмилтон: По ходу сезона подобное случалось со всеми, очки теряли и в Ferrari, и в Red Bull Racing. Прессинг колоссальный, расчётов много – каждой команде приходится делать непростой выбор. Некоторые решения кажутся очевидными, иногда самое простое решение оказывается ошибочным, а иногда – выигрышным.

Надеюсь, на борьбу за титул это не повлияет, но я не способен предсказать будущее. Знаю лишь, что мы постоянно прогрессируем, и что в Mercedes лучшие стратеги. Взгляните сами, сколько побед я одержал с этой командой, успехов у нас гораздо больше, чем поломок, а безупречных в Формуле 1 нет – таков этот спорт. Иначе стало бы очень скучно.

Вопрос: (Скотт Митчелл) Льюис, вы говорили, что проблемы, с которыми столкнулась команда в Австрии, уже устранены. Есть ли опасения, что обновленная силовая установка может подвести вас второй уик-энд подряд, особенно если учесть, что её дебют в свое время откладывался именно из-за недостаточной надежности?
Льюис Хэмилтон: Все мы люди, каждый сотрудник команды испытывает беспокойство за надежность силовой установки, но я как гонщик не могу позволить подобным мыслям отвлекать меня от уик-энда. Настрой такой же, как неделю назад – я искренне надеюсь, что с машиной будет полный порядок. Никогда не знаешь, что может случиться, но я не позволяю подобным мыслям себя отвлекать, и точно так же поступает большинство наших специалистов.

Вопрос: (Жиль Ричардс) Льюис, сейчас вы уступаете Себастьяну Феттелю всего одно очко в личном зачете. Вам было бы особенно приятно вернуть лидерство на домашней трассе?
Льюис Хэмилтон: Это было бы здорово, но хорошо бы просто вернуть лидерство, где бы это ни произошло. Перед этим уик-эндом много говорят о рекордном количестве побед – да, с 2007 года, приезжая в Сильверстоун, я всякий раз ощущал фантастически позитивную энергетику и сейчас безумно благодарен за то, что имею шансы победить здесь уже в шестой раз.

Поддержка здесь ощущается сильнее, чем на любой другой трассе. Вы скажете, что Макс чувствует нечто подобное, но в расписании сезона нет Гран При Нидерландов – иначе можно было бы сравнивать. По ходу уик-энда в Сильверстоуне фантастическая атмосфера, особенно если погода благоприятная. Здесь всегда надеешься на хороший результат – постараюсь его добиться.

Вопрос: (Ребекка Кланси) Льюис, с той неудачной гонки в Австрии прошло всего четыре дня. Достаточно ли этого времени для устранения проблем? В тот день в радиообмене с командой вы казались очень раздосадованным – как вам удалось переключиться с тех мыслей на домашний этап?
Льюис Хэмилтон: Вы могли заметить, что сразу после гонки я чувствовал себя вполне нормально. В целом та ситуация пошла мне на пользу, поскольку напомнила, насколько я предан гонкам. Притом каждый сотрудник команды ощутил нечто подобное, ведь мы побеждаем и проигрываем вместе. После того уик-энда команда заново сплотилась, и, глядя на энтузиазм наших специалистов, я думал: «Mercedes вернулась, стремление побеждать по-прежнему с нами!»

Все неполадки уже устранены. Парни несколько дней неустанно работали, и для меня потрясающе, насколько оперативно мы способны среагировать на ситуацию. С нетерпением жду возвращения в кокпит!

Вопрос: (Джордж Болтон) Льюис, вы говорили о чемпионате мира по футболу, но рассчитываете ли вы сами порадовать соотечественников успешным выступлением в предстоящий уик-энд?
Льюис Хэмилтон: Гран При Великобритании всегда проходит в одно время с каким-нибудь значимым турниром – например, с Уимблдоном. Я как раз намеревался спросить, какой штраф за пропуск субботней пресс-конференции? Я хотел бы посмотреть четвертьфинальный матч. Кстати, одну из игр мне вовсе пришлось смотреть на телефоне.

Вопрос: (Алан Болдуин) Льюис, звучали предположения, что вы с Валттери Боттасом противостоите Ferrari, чьи усилия целиком сосредоточены на Себастьяне Феттеле, однако в Австрии Кими Райкконен финишировал впереди Себастьяна. Вас удивило то, что Феттель упустил возможность отыграть у вас еще три очка?
Льюис Хэмилтон: Удивлен ли я? В этом году пару раз мне казалось, что в Ferrari прикажут своим гонщикам поменяться позициями, что вполне соответствовало бы подходу команды. У меня на этот счёт нет никаких мыслей или предубеждений, соперники вольны поступать так, как им хочется, а я целиком сосредоточен на наших задачах и стараюсь сделать так, чтобы мы по-прежнему действовали корректно и добивались результата. Я искренне убежден, что только так мы снова окажемся сильнейшими.

Вопрос: (Крейг Слейтер) Еще один вопрос о футболе, Льюис. Не кажется ли вам, что к сборной Англии возвращается уверенность? Победа в серии пенальти была очень важна в психологическом плане, так как с ней прервалась давняя череда неудач, а вы ведь сами прекрасно знаете, насколько важен психологический аспект в соревнованиях на высшем уровне...
Льюис Хэмилтон: Полагаю, парни сейчас на подъеме, им нужно продолжать… Надеюсь, они хорошо спят, правильно питаются – это важные составляющие успеха. В конечном итоге им нужно выйти на поле, показать себя и получить удовольствие от собственной игры. Прессинг на чемпионате мира, безусловно, колоссальный, но и поддержка велика.

Британские болельщики просто невероятные, в нашей стране очень любят спорт – вы сами можете в этом убедиться, побывав на футбольном стадионе. Я сам обожаю футбол, хоть и слежу за матчами довольно редко. Я увлекался им еще ребенком, коллекционировал наклейки, марки, собирал журналы, книги, а в школе играл на одном поле с Эшли Янгом (футболист «Манчестер Юнайтед» - прим.ред.). Когда британец смотрит игру национальной сборной, уровень эмоций зашкаливает, ведь футбол у нас в крови.

Когда финал чемпионата мира? В следующее воскресенье, верно? Я не планирую никаких дел на тот день, поскольку хочу приехать в Россию и поддержать наших парней в главном матче турнира!

Вопрос: (Ливио Орихио) Перейдем к шинам. В этот уик-энд будут использоваться шины Soft, Medium и Hard с более тонким рабочим слоем. Макс, верно ли, что руководитель Red Bull Racing считает, будто эти шины лучше подходят Mercedes? Британская трасса беспощадна к шинам, а погода в этот уик-энд ожидается непривычно теплая – что скажете?
Шарль Леклер: Кажется, мы впервые опробовали шины с более тонким рабочим слоем в Барселоне, и тогда они показались нам неплохими, тогда как с основной спецификацией были сложности. Уверен, в Pirelli знают, что делают, раз уж решили привезти в Сильверстоун именно резину с тонким рабочим слоем – очевидно, у стандартных шин наблюдались бы проблемы. Лично меня шины с тонким рабочим слоем вполне устраивают.

Макс Ферстаппен: Я работал с обоими вариантами и не заметил особой разницы.

Вопрос: Считаете ли вы, что эти шины из всех команд больше подходят Mercedes?
Макс Ферстаппен: Если бы я управлял машиной Mercedes, у меня был бы для вас ответ, а так – не знаю. Поймем по ходу уик-энда.

Вопрос: Льюис, на шинах с более тонким рабочим слоем ваша машина едет лучше?
Льюис Хэмилтон: Я тоже не заметил особой разницы. Шины с более тонким рабочим слоем менее подвержены пузырению, но у нас и со стандартной спецификацией подобных проблем не наблюдалось. Кажется, в прошлом году у Макса были проблемы с разрушением шин, верно?

Макс Ферстаппен: Да, на нескольких трассах.

Льюис Хэмилтон: У Mercedes проблем с шинами не было, разве что в предыдущей гонке я быстро израсходовал их ресурс, стараясь отыграть позицию. Но это следствие моих действий, а никак не признак того, что наша машина неэффективно работает с резиной. Когда гонщик сам выступает недостаточно хорошо, он ищет себе оправдание – по-моему, в случае с шинами дела обстоят именно так, на них просто пытаются всё списать.

Вопрос: (Ариан Шутен) Макс, Льюис, если к середине сезона гонщик уступает лидеру чемпионата 53 очка, можно ли считать его претендентом на титул?
Льюис Хэмилтон: Если уступаешь 53 очка? Я сам когда-то отставал на 40 очков – уж не в том ли сезоне, когда сумел отыграться? На самом деле, шансы есть, ситуация может быстро измениться.

Макс Ферстаппен: Наша машина не позволяет на равных бороться в каждой гонке. В частности, в Монце нам будет очень непросто – многое зависит от ситуации. Если ты уступаешь собственному напарнику, шансы отыграться есть, а вот с соперниками всё сложнее. Конечно, на некоторых трассах мы сможем претендовать на победу, но чтобы отыграть большое отставание, нужно бороться за лучший результат каждый уик-энд.

Вопрос: (Скотт Митчелл) В этот уик-энд у вас будет возможность проходить первый поворот с использованием DRS. Что вы об этом думаете, и будет ли это осуществимо в квалификации?
Льюис Хэмилтон: Сомневаюсь, но каждый из нас наверняка попытается, притом Макс рискнет сделать это первым, а мы посмотрим на результат! В первом повороте много кочек, так что вряд ли получится пройти его с DRS, но скорость там в целом возрастет. Опять же, шины там испытывают серьезную нагрузку, машина немного скользит – не знаю, будут ли ощущения лучше, разберемся на месте.

Вопрос: Макс, вы готовы пройти первый поворот с DRS?
Макс Ферстаппен: Не думаю, что у всех команд это получится, но лично я попытаюсь. Не факт, что за счёт DRS выигрыш будет существенным, кроме того, как заметил Льюис, задние шины могут испытывать чуть большую нагрузку – в общем, узнаем на трассе. На ситуацию влияет и то, с каким углом атаки антикрыльев вы выехали на попытку.

Шарль Леклер: Я слышал, что год назад и без DRS пройти первый поворот с педалью газа в пол было непросто, так что мы сперва попробуем сделать это, а там посмотрим. Не думаю, что с открытой плоскостью крыла мы сможем промчаться там, не снижая скорость.

Льюис Хэмилтон: Парни, у меня к вам вопрос. Насколько хорошо я выступаю? Я вдруг понял, что меня окружают 20-летние гонщики, которых я намного старше!

Макс Ферстаппен: Всё в порядке, ты выступаешь весьма неплохо.

Льюис Хэмилтон: Спасибо, приятель!

Вопрос: (Андреа Кремонези) Макс, сейчас вам иногда удается бороться за победы, но если говорить о следующем сезоне, уверены ли вы, что будете стабильно претендовать на первое место, или вам придется гораздо труднее?
Макс Ферстаппен: Сложно сказать. До конца сезона еще далеко, наши будущие партнеры из Honda стремительно прогрессируют, но я, честно говоря, не задумывался о перспективах. Конечно, наша команда с оптимизмом ждет следующего года, но посмотрим, с чем мы подойдем к предсезонным тестам.

Вопрос: В команде спрашивали ваше мнение, когда определялись с переходом на силовые установки Honda?
Макс Ферстаппен: Это решение влияет и на мою карьеру, потому мы, конечно, всё обсуждали, но решающее слово в любом случае не за мной. Думаю, мы поступили верно.

Вопрос: (Андреа Кремонези) Шарль, известно ли вам, что именно в Сильверстоуне Alfa Romeo одержала свою первую победу? Сейчас логотип компании представлен на вашей экипировке – вы чувствуете связь с легендарным брендом?
Шарль Леклер: Конечно. Ранее я не знал о первой победе Alfa Romeo, но утром в команде мне рассказали, так что для нас этот этап особенный. Наши возможности пока не позволяют бороться за победу, но я рассчитываю добиться хорошего результата и заработать очки.

Вопрос: (Фил Дункан) Льюис, мы видели, как в предыдущие два года вы после победы подбегали к болельщикам и радовались вместе с ними. Есть ли у вас некая заготовка на этот уик-энд, которая могла бы сделать триумф еще более ярким?
Льюис Хэмилтон: Честно говоря, все идеи придумываются на ходу, так как если планировать их заранее, можно сглазить, навлечь неудачу. Если бы сборная Англии по футболу стала праздновать успех еще до выхода на поле, это было бы странно.

Конечно, те моменты радости были очень приятными, я просматривал записи предыдущих лет – кажется, лучшим был тот, где Кими… Был ли там Кими? В общем, где двое гонщиков уже находились на пресс-конференции, а я всё еще был снаружи с болельщиками!

Общение с фанатами в Сильверстоуне по-настоящему заряжает – надеюсь, в ближайшие дни я буду часто с ними контактировать. Их в любом случае ждет фантастический уик-энд, но будет вдвойне приятно, если я смогу порадовать их отличным результатом.

Вопрос: Льюис, с 2007-го года в Сильверстоуне вас год от года поддерживали всё сильнее, или уровень изначально был предельно высок?
Льюис Хэмилтон: Кажется, поддержка продолжает крепнуть год от года. Со временем ценишь её все больше, но уже в 2007-м она была колоссальной, а гонку в 2008-м я никогда не забуду! Надеюсь, позитивная динамика продолжится и для следующего британского гонщика – кстати, кто им будет? Я ведь не смогу выступать вечно.

Шарль Леклер: Видимо, Джордж Расселл.

Льюис Хэмилтон: Пусть так. Но я всё же надеюсь, что еще некоторое время буду здесь очень конкурентоспособен!

Перевод: Валерий Карташев

Другие новости